Заглавная страница / Экономика

СТРАТЕГИЯ РЫВКА НА ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО

Имеем ли мы право этот шанс упустить?

…Недавно в Берлине на встрече с главой Восточного комитета немецкой экономики, членом правления концерта «Даймлер Крайслер» Клаусом Мангольдтом мне довелось услышать слова о том, что нынче Украина получает новый серьезный инвестиционный шанс. В условиях расширяющейся Европы, ожидаемых в этой связи изменений в экономиках ее стран инвесторы все чаще обращают свои взоры за пределы ЕС. Они, как никогда, готовы вкладывать в Украину финансы, технологии и менеджмент.

Можем ли мы в этой связи говорить о необходимости только активизации инновационной деятельности? Глубокие структурные проблемы украинской экономики — преобладание в структуре ВВП энергоемкой, сырьевого типа продукции, моральный и физический износ основных фондов, недостаточные темпы рыночных реформ — требуют иных подходов. Даже при темпах роста ВВП на уровне 3—4 % — а это совсем не мало! — Украине для достижения уровня развития развитых европейских стран необходимо около 50 лет. Поэтому точка зрения промышленников, предпринимателей и работодателей такова: нам необходима стратегия технологического рывка. А рывок — это особая форма движения, требующая подчинения всех намерений одной цели, концентрации всех сил и ресурсов на одном направлении.

По некоторым оценкам, инвестиционная емкость украинского рынка, обусловленная необходимостью модернизации отечественных предприятий, составляет более 40 млрд. долл. Однако действующая экономическая система не содержит в себе механизмов инновационной мотивации. Качественного прорыва в привлечении инвестиций пока что не происходит. В нынешнем году объем капиталовложений на душу населения составил всего 117 долл. США. В Эстонии и России этот показатель выше в 4 раза, в Чехии — в 18, Великобритании — в 7 В общем объеме инвестиций удельный вес иностранных капиталовложений в прошлом году составил в Украине около 12%.

Действительно ли нынешняя ситуация способствует активизации инвестиционного процесса? Несомненно. Главная предпосылка — это устойчивая тенденция экономического роста. За три года реальный прирост ВВП составил 20,9%, в т.ч. в 2002 году — 4,6%. Объемы промышленного производства в 2000—2002 гг. увеличились на 38,4%, производительность труда в промышленности — на 54,8%. Наблюдается тенденция увеличения украинского экспорта: за три года он вырос на 42%.

Здесь у каждого участника хозяйственного процесса — своя задача. Государство должно обеспечить решительную поддержку «прорывным» научным технологиям. Предприятиям необходимо сосредоточиться на технологическом обновлении производства, и в этом деле УСПП — их главный союзник. Отечественная наука призвана разрабатывать принципиально новые идеи и технологии. Именно в этом ключе сформулировал задачу и Президент страны Л.Кучма: «Мы должны выйти на такие ежегодные показатели роста — ВВП на уровне 6—8 процентов, инвестиции в основной капитал — 10—12 процентов».

Итак, внутренняя ситуация благоприятна. Как говорил британский премьер Уильям Гладстон, стабильное положение дел внутри страны является лучшим принципом удачной внешней политики. Продолжим его мысль — и инвестиционной тоже.

Второй предпосылкой является общее оживление деловой активности в стране. В нашей прессе уже цитировались данные опроса более ста крупных иностранных инвесторов. Позитивные оценки по поводу улучшения инвестиционного климата втрое превышают негативные. 75% инвесторов намерены увеличить свои инвестиции. 40% компаний, работающих на нашем рынке, практически всю прибыль реинвестируют в экономику Украины.

Возможно, предпочтительнее для государства был бы вариант, когда национальная экономика в состоянии самостоятельно решать свои проблемы. Однако в нашей ситуации об этом не может быть и речи. «Домашние» ресурсы Украины очень ограниченны. Доля бюджетных капиталовложений в производство составляет всего 5%. Инвестиционные возможности отечественных банков крайне незначительны. За их счет задачи инновационного броска, модернизации производства, освоения высоких технологий решить невозможно.

Располагает к активизации инвестиционного процесса и внешний фактор. Расширение Евросоюза на фоне замедления экономического роста в Западной Европе, благоприятная конъюнктура на внешних рынках обязательно привлекут инвесторов на украинское направление. Главное — быть готовым к такому развитию событий.

Вернемся к мысли о том, что обозначенную инвестиционную стратегию нельзя рассматривать вне контекста интеграции Украины в европейское, мировое экономическое пространство. По сути дела, это один и тот же процесс. Создание благоприятного поля для внутренних и внешних инвестиций, последовательная работа по защите прав собственника и инвестора, усиление стимулов и мотиваций инвестирования с одновременным ослаблением фискальных и регуляторных функций государства, организация вокруг инвестиционного процесса мощной информационной волны значительно продвинут страну по пути интеграции в мировое и европейское экономическое сообщество. В то же время любая связанная с интеграцией инициатива — будь то подписание очередного протокола по вступлению в ВТО или договоренность о реализации конкретного кооперационного проекта — должна содержать в себе стимулы и условия для активизации инвестиционного процесса.

Иностранные инвестиции особенно важны еще и потому, что они по сути имеют рыночную сущность и направленность. Эти инвестиции приватные, они развивают частную собственность и предпринимательство, влияют на становление цивилизованных, соответствующих международным нормам и правилам отношений в этих сферах, открывают путь к реструктуризации экономики, повышению ее конкурентоспособности, внедрению прогрессивной техники и технологии, обновлению продукции. Все это — предпосылки экономического роста, укрепления позиций отечественной экономики на внутреннем и внешних рынках.

Очевидно, что становление Украины как высокотехнологической страны с развитой рыночной структурой — вопрос не только экономической политики. Нам жизненно необходима политическая реформа — для усовершенствования институтов власти, создания механизма эффективного взаимодействия ее ветвей с целью повышения результативности государственного управления, усиления ответственности власти перед народом. Промышленники и предприниматели четко сформулировали свою позицию: мы против того, чтобы реформы в очередной раз превратились в примитивный дележ должностей и ресурсно-экономического пространства. Необходимо решительно противостоять тому, чтобы экономический рост стал заложником политических интриг, узкопартийных, корпоративных или личностных амбиций.

Создание эффективной конкурентной среды — обязательное условие прихода инвестиций. В этой связи особую важность приобретает вступление Украины в ВТО. Эта работа требует создания многоуровневой системы адаптации национальной экономики, усиления ее инвестиционной привлекательности. Необходимо серьезно противостоять существующим тут рискам, чтобы не превратить вступление в ВТО в самоцель.

Очевидно, что инновационный путь развития по своему содержанию должен быть новейшим проектом не только экономики, но и гражданского общества в целом. Только он приведет к качественным переменам, в результате которых экономику можно будет считать окончательно рыночной, а общество — демократическим, то есть живущим по нормам и правилам развитого цивилизованного мира.

Опыт успешных переходных экономик показывает: модели реформирования могут отличаться по многим параметрам, но обязательно похожи в одном — они опираются на стабильность общества и безусловную поддержку со стороны большинства населения. Так, китайский градуализм и польская шоковая терапия существенно разнятся между собой. Но рост экономики и благосостояния в обоих случаях был обеспечен за счет политической стабильности, наличия общественных сил, которые взяли на себя ответственность за происходящее и консолидированно добивались результата.

Суть инновационной перестройки экономической политики Украины состоит в концентрации существующих ресурсов в конкурентоспособных областях научно-технического прогресса. Инновации не должны быть самоцелью, их необходимо направить в приоритетные отрасли промышленности: оборонную, аэрокосмическую, судостроительную, химическую, тяжелое и энергетическое машиностроение, информационные технологии, агропромышленный комплекс, транспортную инфраструктуру. Потенциал нашей страны в этих отраслях уникален. Украина входит в пятерку стран, которые владеют передовыми аэрокосмическими технологиями, в десятку самых больших судостроительных государств мира. Из 22 базовых технологий ракетно-космической области национальными производителями освоено 1

Ничто не может эффективно защитить инвестиции, если в стране не создана надежная и стабильно работающая законодательная база. В последнее время удалось принять ряд необходимых законов. Однако серьезным препятствием является отсутствие Налогового кодекса, который должен освободить ресурсы для инвестиций. Существенно сдерживают динамику процессов замедленные темпы реализации пенсионной реформы, формирования негосударственных пенсионных фондов. Защиту прав инвесторов, новые возможности инвестирования капитала и его возвращения должны обеспечить законы «О государственной программе приватизации», «О кредите», «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации», «Об акционерных обществах» и т.д.

Инвестиционный процесс напрямую связан с региональным аспектом. Наших партнеров интересуют прежде всего промышленно развитые регионы. В этой связи нас беспокоит, что по промышленным городам Украины инвестиции распределены крайне неравномерно. Поэтому УСПП и ФРУ стали инициаторами организации региональных кооперационных бирж. В этом году таких состоялось пять — в Донецке, Ужгороде, Киеве, других городах. В результате подписаны конкретные коммерческие проекты, в Украину пришли новые серьезные финансовые и промышленные партнеры.

В результате доля инновационно активных субъектов хозяйствования должна дойти до уровня, который присущ развитым странам, — 70% от общего количества предприятий, которые обеспечивают 85—90% прироста ВВП за счет наукоемкой и высокотехнологической продукции.

Фактически отсутствуют инструменты долгосрочного рефинансирования, которые давали бы банкам возможность решать стратегическую задачу — инвестировать средства в реализацию долгосрочных проектов. Хотя потребность в таких кредитах велика, и прежде всего в стратегических отраслях экономики, где они составляют только треть от общего числа. В целом причины этого явления понятны: долгосрочное кредитование пробуксовывает в связи с высокими кредитными рисками, низкой платежеспособностью заемщиков, отсутствием ликвидного залога, неразвитостью фондового рынка.

Для обеспечения эффективной инновационно-инвестиционной модели развития нам необходимо очень серьезно реформировать денежно-кредитную, банковскую систему. Ее потенциал никоим образом не соответствует масштабам и состоянию экономики страны. Кредитные ставки коммерческих банков почти втрое превышают учетную ставку НБУ; преобладает кредитование деятельности с быстрым оборотом средств.

Когда разговор об инвестициях заходит в деловой среде, промышленники прежде всего обращаются к проблеме основных фондов. Считаю, что острее проблемы в стране нет. Изношенность основных фондов в 2002 году составляла в Украине 45%, коэффициент обновления их еле дотягивал до 3%. Исчерпывается советский запас прочности. Физический и моральный износ основных фондов все более увеличивает технологический разрыв между Украиной и развитыми западными странами. Решение проблемы возможно только путем разработки комплекса мер по совершенствованию налоговой, амортизационной политики, созданию условий для развития долгосрочного кредитования, фондового рынка, лизинга.

Механизмы решения этих проблем постепенно нарабатываются. По инициативе промышленников и предпринимателей создана экспертно-аналитическая группа УСПП и Национального банка Украины. Сегодня ее усилия направлены на разработку механизмов ликвидации деформаций в финансовой системе. Надеемся, что они позволят повлиять на инвестиционные процессы.

Нас очень беспокоит то, что малый и средний бизнес лишены доступа к кредитным ресурсам, особенно инвестиционного направления. УСПП внес свою лепту в создание базы малого предпринимательства в Украине — не без его поддержки работают 111 фондов поддержки предпринимательства, 500 кредитных союзов и 75 лизинговых центров, 759 консультативно-информационных учреждений. Однако количества этих учреждений явно недостаточно.

В этой связи мы выступили с жесткой критикой проекта бюджета-04, который предлагает приостановить повышение нормы амортизации в 1,6 раза, предусмотренное законодательством с 1 января 2004 года. Нас не устраивает и поправка формулировки, содержащаяся в принятом в первом чтении проекте бюджета, — применить указанную норму амортизации только для объектов основных фондов, приобретенных или созданных после 1 января 1999 года. В то же время попытки дальнейшего изъятия 15% чистой прибыли государственных и казенных предприятий, приостановки законов, определяющих направления и методы рыночного государственного протекционизма в отношении наукоемких, технически сложных отраслей, отмены упрощенной системы налогообложения малого и среднего бизнеса, приведут только к обескровливанию предприятий, дальнейшему технологическому отставанию от стран-соседей.

Общественные организации — УСПП, ФРУ, действующие методами народной дипломатии, отдают себе отчет, как много в инвестиционном процессе значит правдивая, непредубежденная информация о потенциале страны, намерениях партнера. Мы считаем чрезвычайно важным общаться с представителями западного бизнеса напрямую. Деловые встречи, конференции, на которых идет откровенный разговор о наших потребностях и возможностях, бизнес-форумы — вот арсенал средств для продвижения украинских производителей на западные рынки.

Необходимо понять одну простую истину: оттолкнув инвесторов сегодня, мы лишились их на завтра. В инвестиционном процессе очень важен психологический аспект. Он определяется не только цифрами и прогнозами, но и такими вещами, как стабильность и последовательность замыслов и действий партнера. Он связан с тонкими, не поддающимися статистике материями — доверием, надежностью, честностью.

В начале октября в Одессе на международной деловой конференции «Содействие привлечению инвестиций в Украину», проведенной УСПП совместно с Черноморским банком торговли и развития, мы предложили собственный механизм инновационно-инвестиционного посредничества. Нашей целью было максимально приблизить предпринимателей к финансово-банковским структурам, сократить путь от разработки проекта до получения инвестиции. Убедившись в серьезности интересов крупного международного банка в Украине, УСПП взял на себя задачу поиска и отбора инвестиционных проектов, содействия их качественной технико-экономической подготовке. Таким образом, мы выступили своеобразным гарантом качества проектов перед банком и серьезности банка перед субъектами экономики.

Так, во время недавней конференции в США (Вашингтон) мы встречались с руководителями крупнейшей энергетической компании АЕС, консалтинговой «Джеферсон Вотерман Интернейшнл». В Германии состоялся серьезный разговор с членами правления такого монстра западного машиностроения, как «Даймлер Крайслер АГ», управляющими успешно работающего в Украине «Коммерцбанка». За каждой такой встречей стоит конкретный экономический проект, а иногда и не один.

В начале ноября с.г. под патронатом Президента Украины состоится первое заседание постоянно действующего «круглого стола» Украина — Германия «Инвестиции в Украину: шансы и возможности». Его организаторами являются УСПП, ФРУ и общественное объединение «Украинско-немецкий форум», партнером которого выступает аналогичное объединение в Германии. «Круглый стол» будет проходить при содействии кооперационной биржи федеральных земель Гессен и Северная Рейн-Вестфалия, куда приедут представители многих немецких фирм.

Недавно УСПП вместе с Международным институтом рыночных отношений и предпринимательства выступил учредителем Киевского инвестиционного центра «Маркетинг. Тренинг. Консалтинг». Центр работает с представителями малого и среднего бизнеса: помогает разработать и обосновать грамотный проект, подыскивает реального инвестора. Своим конечным продуктом центр считает подписанный экономический контракт об инвестициях.

Масштабный инвестиционный форум станет серьезной подготовкой к бизнес-форуму, который промышленники и предприниматели предложили Президенту Украины Л.Кучме и канцлеру ФРГ Г.Шредеру провести во время политических консультаций на высшем уровне в январе 2004 года.

Состоится серьезный разговор на инвестиционные темы — о законодательном обеспечении процесса, об использовании альтернативных инструментов финансирования, об экономической безопасности ведения бизнеса. Своим опытом инвестиционной работы в Украине поделятся представители ЗАО «Строймак Кнауф», где объем вложений в производство на конец 1999 года составил около 30 млн. немецких марок. Компания «МЕТРО Cash & Carry» расскажет об открытии первого оптового магазина в Киеве и о ближайших планах расширения торговой сети. ЗАО «ЗАЗ» представит проекты расширения сборки и производства автомобилей известных мировых марок. Представитель банковского капитала — «Коммерцбанк», обслуживающий львиную долю украинско-немецкого торгового оборота, готов поделиться планами расширения своего присутствия в Украине.

Убежден: стабильная, консолидированная в своем поступательном экономическом и демократическом развитии Украина может занять достойное место в мировом сообществе. Качественная перестройка всего инвестиционного процесса — один из реальных путей решения этой сложной задачи.

Тот, кто знаком с практикой деловых форумов, знает, что их реальный экономический эффект трудно поддается прогнозу. Как правило, результат достигается не сразу — любое коммерческое решение, а тем более в сфере инвестирования, требует глубокого анализа и осмысления. Но достигнуть его можно только на пути объединения политических, дипломатических и экономических усилий по защите и продвижению интересов украинской экономики. УСПП, ФРУ имеют огромный практический опыт организации двустороннего экономического сотрудничества. Мы уверены: оно должно строиться на паритетных взаимовыгодных условиях, на основе норм международного права. Только так можно защитить интересы государства и права собственника, производителя конкурентоспособной продукции.




Заглавная страница / Экономика