Заглавная страница / Экономика

Депутаты выступают за независимость НКРС

Учитывая, что высказывания министра растиражированы в десятках СМИ, а поднятая в них проблема очень важна для отрасли, народные депутаты Украины Роман Зварич, Геннадий Москаль (фракция «НУ—НС») и Юрий Мороко (фракция Партия регионов) решили выразить свою точку зрения. И обратились к Иосифу Винскому с открытым письмом.

В последнее время одной из актуальных тем в многочисленных интервью министра транспорта и связи Украины Иосифа Винского стали его претензии к работе регуляторных органов и, в частности, к Национальной комиссии регулирования связи (НКРЗ).

«Ваши претензии можно разделить на две части, — пишут в своем обращении народные депутаты. — Это претензии к работе действующего состава НКРС, а также ваши высказывания о том, что НКРС должна быть в системе Министерства транспорта и связи, а не независимым регуляторным органом, как сейчас. Мы категорически не согласны с вашей точкой зрения».

Депутаты представляют разные политические силы, следовательно, их письмо к министру не является инструментом политики какой-либо из фракций. Цель обращения — объяснить министру, не так давно начавшему заниматься проблемами отрасли связи, роль и место НКРС на телекоммуникационном рынке и в системе органов власти.

Затем авторы письма к министру приводят интересную справочную информацию об НКРС, ее профессиональном потенциале. Так, общий трудовой стаж председателя и членов комиссии только в отрасли связи насчитывает 181 год, или более 22 лет в среднем на каждого. Пять членов комиссии имеют звание «Почетный связист Украины».

«То, что мы имеем в комиссии, — это чистые последствия не совсем корректного подхода к кадровым решениям в формировании этой комиссии. В комиссии должны быть задействованы специалисты, минимально причастные к бизнесу и политике», — сказал Иосиф Винский на одной из пресс-конференций.

«Мы имеем все основания утверждать, что в нынешнем составе комиссии работают высококвалифицированные, дипломированные специалисты с большим опытом работы и авторитетом в отрасли. Трудно понять, исходя из каких мотивов вы, уважаемый Иосиф Викентьевич, считаете возможным поставить под вопрос профессионализм этих людей. Тем более это выглядит не очень корректно с учетом непродолжительности вашей работы в отрасли и того, что НКРС как центральный орган исполнительной власти со специальным статусом подчинена непосредственно Кабинету министров Украины», — пишут депутаты.

Члены комиссии закончили 12 высших учебных заведений в отрасли связи. В составе комиссии работают доктор и кандидат технических наук (в отрасли связи), а также лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники.

«На сегодняшний день никто в отрасли не сможет аргументировано обвинить членов НКРС в заангажированности какой-либо бизнес-структурой. Только за период с 3 октября 2006-го по декабрь
2007-го деятельность комиссии 11 раз проверялась различными контролирующими органами. НКРС предоставила ответы на шесть запросов Генпрокуратуры, пять — СБУ, 12 — подразделений МВД. Ни одна из проверок не выявила злоупотреблений со стороны комиссии», — говорится в обращении депутатов к министру.

Они также напоминают, что члены комиссии не состояли и не состоят в политических партиях, и только один из членов комиссии в прошлом имел отношение к среднему бизнесу (директор предприятия, не имеющего отношения ни к одной из финансово-промышленных групп Украины).

Авторы письма напоминают, что, несмотря на все трудности и препятствия в работе, НКРС за короткий период ее функционирования были разработаны и внедрены свыше 40 нормативно-правовых актов, в частности:

Депутаты считают, что, возможно, именно настоящая независимость комиссии вызвала у многих желание сделать ее если не управляемой, то подконтрольной.

— лицензионные условия осуществления деятельности в сфере телекоммуникаций;

— лицензионные условия пользования радиочастотным ресурсом;

— порядок проведения конкурсов или тендеров на получение лицензий на пользование радиочастотным ресурсом;

— положение о порядке регулирования номерного ресурса;

— порядок привлечения внебюджетных средств на проведение конверсии радиочастотного ресурса и т. д.

— положение о Государственной инспекции связи;

НКРС выдала лицензий и обеспечила поступлений в государственный бюджет больше, чем Госкомсвязи и Минтранссвязи за все предыдущие годы. Так, до 2005 года были выданы 299 лицензий и поступления составили 264 млн. грн., а за 2005—2007 годы НКРС выдала 619 лицензий и обеспечила поступления в размере более чем 700 млн. грн.

К тому же НКРС активно участвовала в разработке свыше ста актов правительства и законопроектов, касавшихся отрасли связи. Внедрены семь перспективных радиотехнологий из девяти, предусмотренных Планом использования радиочастотного ресурса Украины. Впервые в Украине успешно проведены публичные конкурсы на получение лицензий на пользование радиочастотным ресурсом Украины.

«Причина проблемы известна всем. Она состоит в определенных противоречиях в действующем законодательстве. Поэтому нужны разумные компромиссы, а не «охота на ведьм». Мы уверены, что президент Украины и премьер-министр в ближайшее время найдут формулу компромисса и примут взвешенное решение, с учетом задач и функций НКРС», — пишут нардепы.

Депутаты Роман Зварич, Геннадий Москаль и Юрий Мороко согласны с тем, что временная неопределенность в деятельности НКРС негативно влияет сейчас на отрасль. Но при чем здесь профессионализм, причастность к бизнесу и политике членов комиссии, спрашивают они у министра Винского в своем письме.

Депутаты приводят еще одну справку: на сегодняшний день 148 стран-членов Международного союза электросвязи — влиятельной международной организации в сфере телекоммуникаций, которая действует под эгидой ООН и членом которой является Украина, — создали обособленные регуляторные органы как государственные органы власти со специальным статусом.

Теперь что касается второй группы претензий министра. Они сформулированы в одном достаточно типичном заявлении Иосифа Винского, которое цитируют авторы письма: «Я считаю, что такой регуляторный орган (НКРС) должен быть в системе Министерства транспорта и связи».

Именно поэтому Украина, следуя опыту европейских стран и выполняя свои международные обязательства, в том числе по вступлению в ВТО, разработала законодательную базу и создала национальный регуляторный орган в отрасли связи — НКРС — центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, подчиненный Кабинету министров Украины.

Размежевание функций управления и регулирования между разными органами власти, создание национальных регуляторных органов — одно из основных требований законодательства Европейского союза, членом которого стремится стать Украина, напоминают Р.Зварич, Г.Москаль и Ю.Мороко.

— министерства — формирование политики и владение государственной долей собственности операторов связи;

Во всех странах — членах ЕС действует стандартная модель распределения функций власти:

— субъекты рынка — деятельность на рынке телекоммуникаций.

— национальные регуляторные органы — регулирование деятельности на рынке телекоммуникаций;

«В нашей стране вопрос независимости регуляторного органа приобретает особое значение. За три года деятельности НКРС сменилось пять министров транспорта и связи, каждый из которых был представителем конкурирующих политических сил, а то и интересов финансово-промышленных групп. Что было бы с отраслью, если бы каждый из министров имел возможность «руководить» НКРС в соответствии с собственными, как правило, кардинально противоположными видениями направлений развития отрасли связи?» — спрашивают авторы письма.

Депутаты напоминают, что распределение функций управления и регулирования между различными органами власти — это залог непредвзятости решений для различных субъектов хозяйствования, независимо от формы собственности (государственные и негосударственные), величины уставных капиталов и доли на рынке. Тем более что государства (в лице министерств, которым в Украине выступает Минтранссвязи), управляя собственными предприятиями, сами выступают субъектом предпринимательства на этом рынке.




Заглавная страница / Экономика