Заглавная страница / Экономика

Льгота, которой нет

То, что такой закон нужен, не подлежит сомнению. Наряду с женщинами, молодые люди на рынке труда наименее защищены. Например, в Запорожье из 25 тыс. безработных, которым городской центр занятости ежегодно оказывает помощь в трудоустройстве, более трети составляют лица в возрасте до 35 лет. Причем каждый десятый из них — выпускник высшего или среднетехнического учебного заведения. Причина проста. Боль шинство работодателей отдает предпочтение опытным специалистам, не желая тратить время и средства на профессиональную подготовку вчерашнего студента или учащегося. Эту особенность как раз и учитывает закон, предусматривая финансовую дотацию при условии, что за полугодие на производстве не было сокращения численности работающих по профессии, на которую трудоустраивается молодой специалист. Проще говоря, в течение двух лет государство обязуется платить ему зарплату, а предприятию — компенсировать взносы на общеобязательное государственное социальное страхование.

Критика отечественного законодательства за несовершенство зачастую справедливая, однако не всегда заслуженная. Одно из доказательств — принятый еще в ноябре 2004 года Закон «Об обеспечении молодежи, получившей высшее или профессионально-техническое образование, первым рабочим местом с предоставлением дотации работодателю».

Именно поэтому в намеченный срок (с 1 января 2006 года) закон не заработал. Профильный парламентский комитет, увлекшись экономией расходов казны, не выделил в госбюджете средств и перенес вступление закона в действие на следующий год. По том, кстати, еще на год. Параллельно с этим не отличились законопослушанием и три состава правительства, несмотря на четкое предписание в шестимесячный срок со дня опубликования закона обеспечить принятие нормативно-правовых актов, необходимых для его реализации. То есть утвердить перечень профессий и специальностей, по которым может предоставляться дотация.

Органом, обеспечивающим молодежь первым рабочим местом с предоставлением дотации работодателю, определена государственная служба занятости. Финансовое обеспечение возложено на государственный бюджет, в котором ежегодно должна предусматриваться компенсация затрат Фонда соцстраха.

Первое препятствие — сугубо формальное. Каждой из восьми профессий и трех специальностей кабминовского перечня присвоен индивидуальный цифровой код, например, профессии каменщика — 7122. Но все дело в том, что профтехучилища давно готовят специалистов более широкого профиля: не просто каменщиков, а каменщиков-плиточников. Естественно, этой профессии присвоен уже другой код. А коль так, то трудоустройство выпускника с предоставлением дотации работодателю будет расценено не иначе, как прямое нарушение закона.

В нынешнем году дело, казалось бы, сдвинулось с мертвой точ ки. На реализацию закона в госбюджете запланировали
32 млн. грн., а постановлением Кабмина «Некоторые вопросы предоставления работодателям дотации для обеспечения молодежи первым рабочим местом» утвержден перечень профессий и специальностей. Но, увы, перемен к лучшему на рынке труда это не предвещает. По крайней мере, в Запорожской области, где выделенные на трудоустройство выпускников около 1,5 млн. грн. освоить практически невозможно.

Как отмечают специалисты, количество ищущих работу в Запорожье ежегодно уменьшается на 4—6 тыс. человек. В значительной степени это происходит вследствие оттока кадров из региона. Сейчас уровень безработицы в городе составляет 0,55%. Другими словами, почти на
4 тыс. запорожских безработных приходится более 5 тыс. вакансий. Поэтому первоочередная проблема сводится уже не столько к поиску, сколько к заполнению свободных рабочих мест, и социальная значимость проблемы занятости все больше уступает экономической.

Но даже с устранением этого последствия элементарной несогласованности в работе двух министерств (труда и образования) закон все равно фактически обречен на бездействие. Как утверждают работники центра занятости, в области всего лишь у пяти выпускников, овладевших указанными в перечне профессиями, могут возникнуть проблемы с трудоустройством. Спрос на этих специалистов настолько высок, что учебные заведения попросту не в состоянии готовить их в достаточном количестве. И это, к слову, не единственная существенная перемена, обозначившаяся в последнее время на рынке труда.

Тогда закономерен вопрос: действительно ли недостаток средств является причиной двухлетней отсрочки введения в действие закона о дотационных рабочих местах для молодежи?

С учетом этого, претензия работодателей на содействие государства в обеспечении трудовыми ресурсами вполне обоснованна. Не зря же их отчисления в фонд занятости составляют 1,3% от фонда заработной платы. А с ростом зарплаты (ее средняя величина в Запорожье превышает 1,8 тыс. грн.) растут и поступления в фонд занятости. В 2006 году городской взнос составлял 88 млн., а в прошлом — уже
140 млн. грн. И это при том, что наблюдается отчетливая тенденция сокращения расходной части на выполнение программ, действующих в сфере занятости. Таких, например, как организация общественных работ, выделение единовременных пособий по безработице для занятия предпринимательской деятельностью, досрочный выход на пенсию. Может, эта экономия обуслов лена накоплением средств на реализацию невиданного доселе проекта? Допустим, предусматривающего создание новых предприятий, которые предоставят новые рабочие места, обеспечат раз витие и рост экономики. Увы, все намного проще и банальнее. В конце года неиспользованные средства фонда занятости автоматически изымаются в бюджет.




Заглавная страница / Экономика