Заглавная страница / Экономика

Между двух огней

Особенно опасным этот процесс оказался для Крыма. Ведь до сих пор здесь тарифы формировали не города и районы, а Совет министров, и из-за его больших, по сравнению с местными органами власти, возможностей по выделению дотаций они поэтому были самыми низкими в стране. С другой стороны, как отмечалось на недавнем заседании Совета министров Крыма, в местных бюджетах не запланированы суммы на компенсацию разницы между тарифами на коммунальные услуги и их себестоимостью. Это породило противоречие между «философией» предприятий ЖКХ, не первый год мечтающих о «справедливых тарифах», и реальной экономикой, не позволяющей их установить.

С начала нынешнего года вступил в силу Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах», который предполагает, собственно, не повышение тарифов, а формирование их исходя из экономически обоснованных расчетов. Законодатель не допускает выделения централизованных бюджетных дотаций на покрытие разницы в тарифах, а все полномочия по формированию тарифной политики передаются органам местного самоуправления, то есть в города и районы.

Альфа и омега коммуналкиКоммунальные тарифы — своеобразный заколдованный круг современной экономики. С точки зрения сугубо экономической, их необходимо давно и резко повысить по той простой причине, что они часто и на треть не покрывают расходы коммунальных предприятий. Правда, с точки зрения социальной, повышать их было нельзя, во-первых, из-за низкого уровня жизни людей, при котором многие были просто не в состоянии оплатить все сто процентов затрат, во-вторых, из-за давней советской привычки к дармовщинке. Люди до последнего надеялись, что «всемогущее» государство еще хоть раз придумает бесплатную льготу для жильцов.

«Перед нами возникли серьезные проблемы», — сказал министр финансов Александр Гресс. Процесс формирования тарифов на новой основе стал для Крыма настоящим ящиком Пандоры, который грозит выпустить на волю много проблем и конфликтов…

И вот с принятием закона дело сдвинулось. Несмотря на возможное социальное недовольство, власти в городах и районах начали применять непопулярные меры. Получается, однако, не везде успешно.

С точки зрения политической, тарифы — один из самых больных вопросов для любой администрации. На нем имеют привычку играть все политические силы, особенно в преддверии выборов. Пытаясь не столько щадить кошелек населения, сколько выглядеть благотворителями в глазах избирателя, органы власти мирились с тем, что тарифы на жилкомуслуги покрывают затраты предприятий часто не более чем на 30%, и довели это хозяйство, что называется, до ручки. В Крыму тарифы не повышались с 1996-го — восемь лет! Например, по словам первого заместителя министра экономики Галины Веклич, «цены на воду были просто «коммунистические» — 17 коп. за кубометр, самый низкий показатель в Украине». За это время многократно возросла стоимость всех видов топлива, поэтому об экономике в жилищной сфере и говорить не приходится — она давно живет на дотациях и разных ухищрениях. Рано или поздно этот узел пришлось бы разрубать, невзирая даже на угрозу, что начавшиеся волнения пенсионеров в городах могут вымести из властных кабинетов всех чиновников. Но парадокс в том, что новые люди у власти должны будут пойти тем же путем, потому что ЖКХ подчинено тем же законам экономики, что и все остальные отрасли хозяйства, а его работники, часто добросовестные и старательные труженики, не могут не получать заработную плату.

Казалось бы, такое простое действие — пересмотр тарифов, однако тем, кто этим никогда не занимался, оно оказалось не по плечу. По словам начальника Государственной инспекции по контролю за ценами в Крыму Натальи Смирновой, поселковые и сельские советы Крыма не в состоянии самостоятельно утвердить экономически обоснованные тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Там физически нет специалистов, которые могли бы грамотно провести пересчет с учетом всех особенностей региона и норм законодательства. Г-жа Смирнова высказала мнение, что поселковые и сельские советы должны делегировать свои полномочия по утверждению тарифов на жилищно-коммунальные услуги городским и районным советам, «а то напринимают, а потом мы не будем знать, что с ними делать». Однако достаточно ли нужных специалистов в районах — опять-таки вопрос риторический…

Во-первых, сегодня уже очевидно, что, хотя закон принят полгода назад, с введением новых тарифов на жилкомуслуги в Крыму опоздали. По мнению премьера автономии Сергея Куницына, это случилось из-за неудовлетворительной работы местных органов власти и профильных министерств. «Я иначе как неудовлетворительно работу Рескомитета по жилищно-коммунальному хозяйству, руководителей городов вместе с Минэкономики оценить не могу, — подчеркнул он. — Никто ничего до первого января, к сожалению, не сделал, хотя было достаточно времени, чтобы разработать и ввести новые тарифы с нового года, ведь закон был принят более полугода назад…» Однако не чересчур ли резкой оказалась критика?

Между органами власти уже начался ожесточенный спор. С одной стороны, министр финансов Александр Гресс утверждает, что низкие тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения не являются причиной плохого состояния отрасли. Анализ, проведенный в прошлом году Минфином совместно с Министерством экономики и Рескомитетом по жилищно-коммунальному хозяйству, показал, что некоторые коммунальные предприятия, в частности «Крымтеплокоммунэнерго», именно благодаря низким тарифам без особых трудов получали дотации из республиканского бюджета.

Впервые в жизниНа самом деле проблема оказалась еще сложнее, ведь всю нашу жизнь тарифы на услуги ЖКХ были… просто произвольными. Никогда — ни в Советском Союзе, ни уже в Украине — их никто экономически не обосновывал и не пытался подчинить экономическим законам. Поэтому оказалось, что чиновники на местах вдруг неожиданно для себя получили задание решить задачу, которую никогда раньше не решали.

Удается ли выровнять ситуацию при новых подходах? Посмотрим, как подошли к проблеме, например, в Ялте. Прежде чем вынести вопрос на сессию, здесь решили рассмотреть все его нюансы на заседании исполкома. По информации начальника горводоканала Дмитрия Намяка, из-за разницы тарифов основную долю затрат по оплате водоснабжения и водоотвода сейчас несут предприятия и организации курорта, хотя они потребляют только 28,3% воды, а население — 71,7%. Перекос налицо. При нынешних тарифах для населения — 35 коп. за кубометр затраты возмещаются всего на 30%. Дмитрий Намяк предложил увеличить тарифы за водопотребление и водоотвод для населения с 35 до 87 коп. за кубометр. Такой шаг позволит сразу же решить несколько очень актуальных для курорта задач: поэтапно перевести город на круглосуточную, а не по графику, подачу воды, направить средства на ремонт существующих сетей, повысить заинтересованность жителей в экономии воды и в установке счетчиков.

С другой стороны, по мнению, например, председателя Джанкойского райсовета Станислава Жакова, расценки на уровне себестоимости будут непосильны для населения, а устанавливать их ниже — значит, опять поступить произвольно, вопреки требованиям экономики. И, по существу, оставлять все как было. В свою очередь, заместитель министра экономики Крыма Светлана Верба считает, что увеличение тарифов на услуги ЖКХ для населения хотя бы до уровня половины их себестоимости позволит значительно выровнять ситуацию и хотя бы приблизиться к экономически обоснованным решениям. Сейчас же, пока одни недоплачивают, тарифы для других потребителей безбожно завышены. По мнению замминистра, «предприятия отрасли перекладывают основную нагрузку по оплате услуг с населения на организации, некоторые предприятия вынуждены платить даже по 13 гривен за кубометр воды». А ведь есть еще проблема повального отсутствия у потребителей счетчиков, что позволяет коммунальным предприятиям завышать объемы оказанных услуг и таким способом компенсировать низкие тарифы…

Помимо увеличения тарифов на водоснабжение, в Ялте приняли решение повысить квартплату: для домов с лифтами — с 23 до 40 коп. за квадратный метр, для домов без лифтов — с 23 до 29, с частичными удобствами — с 19 до 24 коп. Тарифы на газоснабжение, теплоснабжение и электроэнергию для населения пока остаются без изменений.

Помимо увеличения тарифов, начальник ЖКХ курорта одновременно представил Программу развития системы водоснабжения Большой Ялты на 2005—2007 годы. В ней определены принципы зонирования города по водоснабжению, конкретные мероприятия и затраты по каждой зоне, необходимые для круглосуточной подачи воды. «Мы понимаем, что повышение тарифов не обрадует ялтинцев, но вынуждены пойти на этот шаг, — сказал городской голова Ялты Сергей Брайко. — На малообеспеченных и незащищенных слоях населения повышение не отразится, так как они получают субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг. Горисполком со своей стороны предусмотрит средства для установки таким категориям граждан приборов учета».

В разных городах — разные цены, потому что и затраты на подачу воды в крымской горной местности разные. Одно дело — качать воду из Днепра в равнинный и близкий Красноперекопск, другое дело — в Ялту и Алушту через горный хребет. Так, городскому совету Симферополя рекомендовано утвердить тариф на услуги водоснабжения на уровне 82 коп. за кубометр воды для хозяйственно-питьевых нужд и 1,63 грн. за кубометр для технических нужд (полива, водопоя скота, мойки автотранспорта), на услуги водоотвода — 20 коп. за кубометр стоков. Красноперекопскому горсовету — 47 коп. за подачу кубометра воды, 1,19 грн. за подачу воды технической и 47 коп. за отведение стоков. А вот для дальнего Щелкино — 3,10 грн. за кубометр, 3,45 грн. за техническую воду и 2,57 грн. за отведение стоков. На практике же местные органы власти таких рекомендаций не придерживаются, а все делают по-своему. Например, в Судаке тариф на газоснабжение жителей установлен на четверть ниже, чем рекомендовано правительством.

Идеал недостижим, но все же…Итак, как мы уже отмечали, решающее слово в процессе повышения тарифов принадлежит сессиям местных советов. Согласно закону, Кабинет министров Украины должен был прислать на места свои рекомендации и методику расчета, однако по известным причинам до сих пор это сделано не было. По словам Сергея Куницына, правительство автономии не имеет по новому законодательству правовых основ для «назначения» тарифов, а может только рекомендовать их. Поэтому в Крыму приняли решение, в котором определили лишь главные параметры тарифной политики.

Понятно, что этот процесс не может идти гладко. Так, первый опыт введения новых тарифов в Красноперекопске привел к конфликту. Депутат горсовета Андрей Калашников утверждает, что столь поспешный процесс введения новых тарифов в городе нарушил Конституцию Украины и сам Закон «О жилищно-коммунальных услугах», в которых сказано, что никакие решения власти не могут ухудшать положение граждан, а значит, прежде чем повысить тарифы, следовало поднять уровень жизни населения.

Но все это, однако, сизифов труд, поскольку в нынешних условиях достичь того, чтобы все платили за жилкомуслуги столько, сколько они стоят, все равно невозможно. Так что дотирования отрасли избежать вряд ли удастся. Только теперь этот груз с общегосударственного бюджета взяли да и переложили на местные, а уж тем предстоит выкручиваться, кто как сумеет.

Впрочем, возможен и другой путь: выстроить граждан в очередь за субсидиями. Тем более что, по данным Минэкономики, Крым крайне незначительно использует государственную систему субсидий, находится по этому показателю на последнем месте среди регионов Украины. Из выделенных в прошлом году на эти цели 8 млн. грн. в виде субсидий выплачено только 3 млн. Про данным министра финансов Александра Гресса, субсидиями воспользовались всего 4% от общего числа потребителей услуг, хотя в целом по Украине ими пользуются 11% жильцов. Поэтому повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения позволит коммунальным предприятиям Крыма дополнительно получать из государственного бюджета как минимум 5 млн. грн. в год.

Проанализировав фактические тарифы, введенные в городе, группа специалистов пришла к выводу, что горожане пока оплатить их не в силах. Так, несмотря на рекомендации Совмина, фактически горводоканал повысил стоимость своих услуг в 3,5 раза, отопительные сети — в 1,3, цена горячего водоснабжения возросла в 1,52 раза. Причем, отмечает депутат, качество услуг осталось на прежнем уровне: никто не стал чаще вывозить мусор, никто не обещает бесперебойную подачу горячей воды. А причина в том, что предприятия ЖКХ в новых условиях продолжают работать, как и раньше, спустя рукава: не заботятся о снижении себестоимости услуг, не внедряют ресурсосберегающие технологии, практически никогда не производят перерасчет размера оплаты своих услуг при их неполном предоставлении и даже при полном невыполнении договорных условий. Г-н Калашников подсчитал, что для оплаты своего проживания жители Красноперекопска должны зарабатывать не менее 800 гривен в месяц, а сейчас средняя зарплата, например, на ООО «Бром» — 445 гривен. Отсюда предложение: введенные тарифы направить на повторную экспертизу в Минэкономики и нерациональные затраты из них исключить.

Поэтому на местах, несмотря на всю непопулярность этой меры, органы власти стараются не медлить с ней и ввести новые расценки как можно быстрее. К середине февраля в Крыму из десяти городов расценки пересмотрели уже шесть: Ялта, Красноперекопск, Саки, Армянск, Судак, Раздольное. По информации Галины Веклич, новые тарифы в них выше прежних на 30—92%. В других городах вопрос также рассматривался, но коммунальщики не сумели убедить депутатов в необходимости этой меры. «Через год выборы, и они сегодня не хотят портить свой имидж. Они хотят быть хорошими», — отметила Галина Веклич.

С введением нового порядка формирования тарифов на жилкомуслуги связаны и определенные надежды. Возможно, потребители перестанут, наконец, страдать от вечных споров между тепловиками и газовиками о том, кто кому и сколько должен. Так, в одном из микрорайонов Симферополя уже в январе котельные вдруг отключили тепло. Заместитель министра топлива и энергетики крымского правительства Вадим Жданов объяснил это тем, что «Крымгаз» в разгар отопительного сезона отключил 12 (!) котельных «Крымтеплокоммунэнерго» из-за неоплаты потребленного газа. Оказалось, что уровень оплаты коммунальщиков «Черноморнефтегазу» составляет всего 10%, а «Крымгазу» — около ноля. Но где же возьмет деньги «Крымтеплокоммунэнерго», если потребители просто не платят.




Заглавная страница / Экономика