Заглавная страница / Экономика

ОРИАНА DREAMS-2

А тем временем «Ориана», как и любой фантом, порождает вокруг себя массу негативных слухов и домыслов с галицким колоритом. Впрочем, в Киеве все прагматичнее. И интересуются здесь предложениями вполне реальных инвесторов: Тисайского химкомбината (Венгрия), консорциума английских фирм «J.T. Leavesley Ltd.», российского «ЛУКойла» (дочерняя компания которого - «ЛУКойлнефтехим» полтора месяца назад подписала протокол о намерениях с Ивано-Франковской обладминистрацией) и Баварский объединенный банк с компаниями «Кльокнер» и «Линде».

Среди новостей о состоянии дел на калушском нефтехимическом концерне «Ориана», обещанных в предыдущей публикации на эту же тему («ЗН» №41 от 16 октября 1999 года), выделяется наиболее печальная: как простаивала «Ориана», так большей частью и простаивает. Единственным утешением, правда, могут стать, по словам представителей администрации концерна, поставки обещанных на ноябрь 55 тыс. тонн дизельного топлива по двум контрактам. Однако Фонд госимущества и Нацагентство по управлению госкорпоративными правами никак не подготовят злополучные документы о передаче прав на управление концерном Ивано-Франковской облгосадминистрации. Говорят, мешало стихийное бедствие, обрушившееся на Украину, - выборы! Правда, Нацагентство назначило-таки Ивана Бисыка и.о. президента концерна, чтобы хоть как-то узаконить его пребывание на этом посту.

По словам одного из участников совещания, чиновники уже готовы были склониться на сторону «ЛУКойла», как тут возник непредвиденный нюанс. Выяснилось, что днем ранее на имя премьера В.Пустовойтенко пришло письмо от британской компании Seascope insurance service Ltd. (зарегистрированного брокера банка «Ллойдс»), в котором сообщалось, что компания готова застраховать все будущие операции консорциума Leavesley, а также всю «Ориану» на 400 млн. долларов.

28 октября на закрытом заседании у первого вице-премьера А.Кинаха представители госведомств, Ивано-Франковской обладминистрации и концерна «Ориана» решали судьбы инвесторов. Предложения от них были следующие. Тисайский химкомбинат готов полностью загрузить концерн сырьем, но с условием, что он получает эксклюзивное право на реализацию продукции. К тому же венгры требуют проведения аудита компанией «Артур Андерсен». «ЛУКойл» заинтересован в работе всего с четырьмя предприятиями концерна (олефиновый комплекс, заводы по производству этилена, винихлорида и хлора), поэтому предложил поставлять 70 тыс. тонн дизтоплива ежемесячно и платить текущую зарплату. Правда, долги и соцсферу «Орианы» брать наотрез отказался, но запустить концерн готов в кратчайшие сроки, так как все дизтопливо предполагают завозить из России, не включая в цикл Дрогобычский и Надвирнянский НПЗ.

Консорциум английских фирм «J.T. Leavesley Ltd.» включает в себя 38 компаний, которые выпускают целый ряд промышленного и инженерного оборудования, транспортные средства, пластиковые материалы и изделия из них, химикаты, полиэтиленовые трубы. Есть компании, занимающиеся финансами, недвижимостью.

Проекты Leavesley в СНГ относятся к инвестированию в коммерческие структуры, занимающиеся строительством и транспортными средствами. Из наиболее известных российских партнеров - «Роснефть». Свои интересы в Украине Leavesley не афиширует, за исключением «Орианы».

Что касается технического состояния ориановских заводов, то специалисты Leavesley очень высоко оценили профессионализм местных инженеров и техников. Но некоторые заводы находятся в таком опасном состоянии, что имеющимися силами их не отремонтируешь. Нужно просто менять оборудование, стоимость которого несколько десятков миллионов долларов. Это касается олефинового завода, особенно цехов по производству этилена, и завода по выпуску каустической соды. «Если сейчас запустить завод на полную мощность, - говорит П.Буллард, - он проработает три месяца и остановится, возможно, навсегда».

Советник председателя правления консорциума, куратор проектов «J.T. Leavesley Ltd.» в странах СНГ Питер Буллард подтвердил информацию о том, что Leavesley подписал протокол о намерениях с Ивано-Франковской администрацией и действительно должен был поставить «Ориане» дизтопливо. Однако возникли проблемы. «Все, что нам показывали и говорили вначале, впоследствии оказалось недостаточно точной информацией. Нас просто дезинформировали и мы не хотим с этим мириться», - говорит П.Буллард. Англичанам показалась недостаточной информация о финансовой деятельности концерна и данные о техническом состоянии некоторых заводов. «На «Ориане» существует большая «черная дыра». А, как известно, деньги могут очень легко пропасть в этой дыре. Консорциум Leavseley намерен работать со всей «Орианой» в целом и инвестировать все производства. Поэтому деньги, которые «Ориана» будет получать, должны идти самой «Ориане» и больше никуда», - объясняет П.Буллард.

Англичане хотели бы работать со всей «Орианой», но если эта цель недостижима, они готовы применить тактику замещения. Уже сейчас специалисты Leavesley проводят исследовательские работы по пяти направлениям - по введению новых производств на «Ориане». Один из проектов - завод полиэтиленовых труб. Мониторинг рынка показывает, что крупнейшими потребителями данной продукции являются страны Европы и СНГ, в частности российский «Газпром». (Сегодня «Газпром» покупает полиэтиленовые трубы в Великобритании у одной из компаний консорциума Leavesley.)

В свое время «Шелтон» хотел провести мощную реконструкцию, но своих средств не хватило, а реализовывать проект совместно с Leavesley они отказались.

На заседании под председательством А.Кинаха было решено создать правительственную комиссию из представителей Нацагентства по госкорпоративным правам, ФГИ, Ивано-Франковской обладминистрации, Минэкономики и Минфина, которая должна изучить все поданные документы, провести тендер и выбрать инвестора.

Все операции на «Ориане» Leavesley собирается проводить через промышленно-финансовую компанию «Евронефтехим», соглашение о совместной деятельности с которой уже подписано. Ранее предполагалось, что часть давальческой нефти «Евронефтехим» будет поставлять на Надвирнянский и Дрогобычский НПЗ, а оттуда дизтопливо или прямогонный бензин на тех же давальческих условиях отправлять на «Ориану». Кроме того, рассматривалась схема и прямых давальческих поставок дизельного топлива из России. Впрочем, возможен вариант замещения российской нефти на украинский дизель. Сейчас Leavesley ведет переговоры с одним из восточноукраинских НПЗ, потому что на «Галычине» и «Нефтехимике Прикарпатья» нет определенности в управлении и стабильных нефтепоставок.

Известно, что компания «Кльокнер» уже поставляла сырье «Ориане» и реализовывала продукцию на внешних рынках. До недавнего времени «Ориана» по некоторым товарным позициям имела достаточно сильное влияние на химическом рынке Европы. Также известно, что не все поставляемое сырье принадлежит «Кльокнеру». С приходом других инвесторов уменьшаются объемы давальческого сырья, контролируемые «Кльокнером», и у последнего таким образом уменьшается возможность увеличивать (на бумаге?) энергозатраты и снижать рентабельность концерна. Не имея возможности рассчитаться собственными средствами (если уж возникнет такая ситуация), немцы в принципе могут использовать подписание невыгодного для украинской стороны договора о передаче Баварскому объединенному банку прав на управление контрольным пакетом акций концерна «Ориана», как инструментом погашения задолженности за счет уменьшения стоимости переработки и увеличения доходной части давальческого сырья.

Впрочем, главным соперником английского консорциума в борьбе за «Ориану», по мнению некоторых экспертов, может стать Баварский объединенный банк и компания «Кльокнер», которым «Ориана» задолжала, по последним данным, 150 млн. дойчмарок. Месяц назад, когда замминистра финансов С.Макацария вел переговоры о вариантах погашения долга Баварскому банку, появилась информация о том, что Украина предложила передать немцам право на управление контрольным пакетом акций «Орианы». Господину Макацарии пришлось публично это опровергать. Хотя, как говорится, дыма без огня не бывает. Специалисты рассматривают возможность и такого варианта.



Так или иначе, а проблема «Орианы» пока повисла в воздухе.




Заглавная страница / Экономика