Заглавная страница / Экономика

Попытка номер пять

Условия содержат широкий перечень финансовых, технических и социальных обязательств, возлагаемых на покупателя. По традициям отечественной приватизации, по составу этих обязательств аналитики «вычисляют», кому правительство и фонд намереваются продать предприятие. Однако на этот раз самые интересные условия остались за кадром.

В среду, 9 апреля, Кабинет министров Украины своим распоряжением утвердил условия проведения конкурса по продаже 67,79% акций ОАО «Укртелеком». Стартовая цена установлена в размере 12 млрд. грн., что соответствует текущим котировкам акций компании на ПФТС. Однако в Фонде госимущества ожидают, что пакет будет продан за 15—20 млрд. грн.

Основополагающее требование к покупателю было озвучено как раз на заседании Кабмина. Согласно ему, предлагается ограничить допуск к участию в конкурсе компаний-нерезидентов и резидентов, имеющих государственную долю более 25%. Сделано это в духе указа президента и продиктовано трогательной заботой о национальных интересах и экономической независимости Украины. «Чтобы государственная структура не поглощала другую государственную структуру», — сказал заместитель председателя ФГИУ Дмитрий Парфененко.

В ходе обсуждения в правительственный документ был внесен ряд дополнений и предложений «с голоса». Пожелания, высказанные при обсуждении на заседании Кабмина, должны быть согласованы и окончательно утверждены правительством в течение трех дней. Зная традиции отечественного делопроизводства, когда даже законы, проголосованные в Верховной Раде, попадают на подпись к президенту с малозаметными, но архиважными изменениями в тексте, можно ожидать сюрпризов в духе «танцев с бубном-2004».

В Deutsche Telecom непосредственно государству принадлежит 14,83% акций, однако еще 16,87% владеет государственный банк Kreditanstalt fur Wiederaufbau. Отсекается и российский «Связьинвест» с госдолей в 75%.

В результате в конкурсе не смогут участвовать многие крупные европейские телекомы: в ходе их приватизации государства, как правило, сохраняли долю собственности. Например, 54% акций Telenor принадлежит правительству Норвегии, а 45,3% акций TeliaSonera — правительству Швеции. Во France Telecom государство контролирует 27,4% акций. Почти столько же — 27% — принадлежит государству и в Telekom Austria, который недавно проявлял интерес к «Укртелекому».

Однако данное условие оставляет возможность участия в конкурсе по покупке «Укртелекома» для двух главных российских игроков телекоммуникационного рынка — «Алтимо» и «Системы». Каждый из них владеет одним из двух крупнейших украинских мобильных операторов — соответственно, «Киевстаром» и «МТС». Как уже писало «ЗН» (№9 от 8 марта с.г.), получение одной из этих компаний контроля над «Укртелекомом» будет равносильно получению контроля над всей отраслью связи Украины.

Теоретически, покупателями «Укртелекома» могли бы выступить не имеющие государственных долей British Telecom, Vodafone, Telefonica или даже Turkcell (доля государства Швеция в нем, посредством TeliaSonera, не превышает 13%, турецкой государственной доли нет).

Правда, по словам вице-президента «Алтимо» Кирилла Бабаева, его компанию «Укртелеком» «не интересует», поскольку украинская компания не имеет существенных активов в мобильной связи. Странное заявление: буквально на днях «Киевстар» заключил с «Укртелекомом» соглашение об одностороннем 3G-роуминге для своих абонентов, что говорит о его внимании к уникальной мобильной лицензии госкомпании. Скорее, причина самоотвода «Алтимо» — в текущих кремлевских раскладах. Не зря генеральным спонсором Олимпиады в Сочи стала именно «Система», а не «Альфа» и даже не питерский «Мегафон»...

Главный стратегический государственный интерес в приватизации «Укртелекома» заключается именно в недопущении подобной ситуации. Пусть это не звучит антироссийски: по этой же причине к покупке госоператора не стоило бы допускать и Telenor. Впрочем, Норвегию успешно не допустили, а вот для российских компаний — частных по форме собственности, но при этом вполне «государевых» по интересам — двери оставили открытыми.

Вернемся к конкурсным условиям. В отличие от 2004 года, когда к участникам приватизации предъявлялись требования наличия лидирующих позиций на мировом телекоммуникационном рынке, или от 2000 года, когда специальным Законом «Об особенностях приватизации ОАО «Укртелеком» было сформулировано понятие «стратегический инвестор», в этот раз правительство и фонд вообще ничего не говорят о профиле деятельности покупателя. Главное — чтобы предприятие предоставило данные о бенефициариях, финансовую отчетность (ни слова о ее аудите или международных стандартах) и не было зарегистрировано в офшорных зонах или странах из «черного списка FATF». Нет требований ни к международному кредитному рейтингу, ни к финансовым показателям. Разве что «с голоса» внесли предложение, чтобы к конкурсу не допускались предприятия, зарегистрированные менее чем за год до него (в первоначальном варианте стояло «вне зависимости от срока создания»). Наверное, какой-нибудь новорожденный консорциум, способный легким движением достать из широких штанин три-четыре миллиарда долларов, выглядит в глазах наших приватизаторов менее опасным для экономической независимости державы, чем тот же Deutsche Telecom...

Пока же потенциальных покупателей, вписывающихся в вышеописанное условие и выразивших интерес к покупке, двое. Это «Система» и «СКМ»/Turkcell. Сумма подъемная для обоих. Национальный интерес на стороне донецкой компании. Однако ее собственный интерес в этой покупке гораздо более латентен, чем у москвичей. И возможности лоббизма гораздо меньше.

Кроме этого, инвестору предписано финансировать замену аналогового оборудования АТС емкостью 250 тыс. портов, а также 1 млн. линий аналогового фрагмента сети оператора. Нужно будет ежегодно покупать у украинских предприятий научно-исследовательскую, конструкторскую и техническую документацию на
6 млн. грн. Кроме этого, нужно будет за свой счет создать то, что государство за 16 лет независимости не смогло создать само, — выделенную сеть для спецпользователей. И бесплатно передать ее государству.

При этом на подобного «тактического инвестора» возлагаются обязательства, которые эксперты уже охарактеризовали как, мягко говоря, немалые. Новый владелец должен будет обеспечить прибыльность оператора по окончании третьего финансового года с момента покупки и в последующие периоды, а также обеспечить направление 30% прибыли на выплату дивидендов. Это при том, что финансовым планом на 2008 год запланированы убытки в
1,5 млрд. грн., то есть компанию откровенно банкротят. Не планируется снижать и социальную нагрузку, в частности, должно сохраняться предоставление убыточных услуг в сельской местности и льготникам.

Эксперты уже подсчитали, что сокращение персонала на 30 тыс. человек обойдется соб­ственникам примерно в 300 млн. долл. При этом все понимают, что если будущий покупатель проигнорирует эти требования, то вернуть ему три-четыре миллиарда долларов в ходе реприватизации «Укртелекома» будет просто неоткуда.

Также в течение полугода после получения прав собственности новый владелец должен сохранять численность персонала, сложившуюся на 1 января 2008-го (около 120 тыс. человек). В течение трех лет нельзя сокращать рабочие места и расторгать трудовые договоры по инициативе собственника или уполномоченного им органа. Если это условие не соблюдается, сотруднику выплачивается компенсация, сумма которой зависит от стажа его работы в компании. Т.е. в условия приватизации вписываются гарантии для нынешнего топ-менеджмента.

Не сказали своего слова относительно конкурсных условий и в секретариате президента. Там, по слухам, разрабатывается собственный проект приватизации «Укртелекома» — по частям. Так, отдельно должен быть продан «Утел» с 3G-лицензией, отдельно — региональные дирекции, отдельно — дирекция первичной сети. В общем, все то, что собирали в единую компанию в 1996—1997 годах. В секретариате считают, что в результате за «Укртелеком» можно выручить до 8 млрд. долл.

В ФГИУ считают, что конкурс будет проведен не раньше лета. Фонд поставил к утвержденным правительством условиям ряд своих вопросов. В частности, о необходимости заключения дополнительного соглашения с банками-кредиторами «Укртелекома» об условиях погашения новым собственником кредиторской задолженности предприятия (а это более 2 млрд. гривен). А также о том, что до сих пор не проведена инвентаризация всех непрофильных объектов гос­оператора. Стоимость одной недвижимости и земли «Укртелекома» может оказаться больше заявленной цены.

«Секретариатовский» вариант выглядит вероятным в контексте возможного искусственного банкротства «Укртелекома». Если в этом году в компании не сменится менеджмент, то, возможно, продажа по частям останется единственным способом выручить за нее хоть что-нибудь.

Реальность этого проекта обсуждать не будем. О том, что президентские сподвижники больше заинтересованы в том, чтобы не дать продать «Укртелеком» правительству Тимошенко, чем «рулить» продажей самим, «ЗН» уже писало. Так что прогнозируем президентское «фэ», если не отмену правитель­ственного решения.




Заглавная страница / Экономика