Заглавная страница / Экономика

Что может быть хуже незаконченных дел?

Дела очень разного масштаба, но есть и такие, которые прямо влияют на будущее страны. К примеру, если будущий глава ФГИ проявит медлительность, то наше государство может лишиться отечественного монополиста по производству магистральных тепловозов, дизель-поездов, электропоездов и транспортеров. Речь идет об уже известном случае скандальной приватизации ОАО «Лугансктепловоз».

Будущему главе Фонда государственного имущества Украины не позавидуешь. Валентина Семенюк приготовила для своего преемника очень нескучное наследство. Это не только вдребезги проваленный план по приватизации, но и масса спорных дел.

Сегодня ни у кого уже не возникает вопросов по поводу приватизации государственной собственности. Как показала практика, за весь период становления украинской государственности мы так и не научились эффективно управлять своими активами во благо Родины.

Продажа 76-процентного госпакета акций «Лугансктепловоза» была беспрецедентной. Даже видавшие виды приватизаторы, включая бывших руководителей Фонда госимущества, не припомнят, чтобы ранее конкурс по продаже госпакета акций какой-либо госкомпании проводился без дополнительного объявления о его возобновлении, да еще в сверхсжатые сроки и без уведомления потенциальных участников о его проведении.

Но для развития завода необходима модернизация. А наше государство не в силах выделить на эти цели достаточно средств.

Возвращаясь к «Лугансктепловозу», следует сказать, что завод с наименьшими потерями прошел период «дикого капитализма». Предприятие имеет многолетний опыт выпуска тепловозов. Его продукция используется на отечественном рынке, а также поставляется как на Ближний Восток (Иран, Сирия, Иордания), так и в страны СНГ (Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан). Были наработки и по российскому и балтийскому рынку.

А вот дальше начинается самое интересное. Условия нового конкурса по приватизации завода, по мнению большинства экспертов, написаны под какого-то одного конкретного участника.

Первая попытка продать завод в хорошие руки была осуществлена в 2001-м. Тогда обладателем 76% акций «Лугансктепловоза» стал «АвтоКрАЗ-холдинг», который входит в группу «Финансы и Кредит». Но каково же было удивление представителей «Авто-КрАЗа», когда ФГИ вскоре оспорил итоги аукциона в судебном порядке и без всяких объяснений снова объявил конкурс на продажу «Лугансктепловоза».

Во-вторых, все проекты должны были быть разработаны под колею 1520 мм. Поэтому сами собой отпали конкурсанты из немецкой компании Siemens и польской Kolej Baltyck. Они исторически работают с колеей 1435 мм.

Во-первых, потенциальный победитель должен был в течение трех месяцев с момента подписания договора купли-продажи предоставить «Лугансктепловозу» разработанные за рубежом технологии производства локомотивов.

Однако благодаря судебному иску, поданному от «Укрзалізниці» (хотя в суд подавала не только она), Хозяйст­венный суд города Киева принял решение о запрете проведения конкурса по «Лугансктепловозу». Были подготовлены нормальные условия конкурса. Прибавилось и участников, готовых купить это предприятие: «Днепровагонмаш», Марганецкий ГОК, компания SCM. Наме­ревалась поучаствовать в конкурсе и французская компания Alstom.

Украинские компании тоже «пролетели», зато российская компания «Трансмашхолдинг» как нельзя лучше соответствовала всем перечисленным требованиям.

До сих пор остается тайной, по чьей инициативе суд поменял мнение. И «Днепровагонмаш» с Марганецким ГОКом, и компания SCM с Alstom не знали о новом решении. Как и о том, что конкурс будет проводиться уже на следующий день.

Теперь представьте удивление всех вышеперечисленных компаний, когда они узнают, что после решения о запрете на проведение конкурса по продаже 76-процентного пакета акций ОАО «Лугансктепловоз» Хозяйственный суд города Киева... отменил свое же постановление.

Для того чтобы конкурс считался правомочным, российская компания «Трансмашхолдинг» выставила в качестве потенциальных покупателей своих «дочек» — Демиховский и Брянский машиностроительные заводы. Как показывает практика, такого рода конкурсы проводятся тогда, когда победитель известен заранее, поэтому для отвода глаз выставляются «родственные» между собой компании. Так сказать, для отчетности.

Еще 20 марта 2007 года представитель ФГИ О.Марченко уверял всех участников конкурса, что в ближайшее время «Лугансктепловоз» на конкурс выставлять не планируют. Но то, что ФГИ знал о готовящемся решении суда и как будто нарочно ждал его, нет никакого сомнения. Потому что столь быстрое проведение конкурса по-иному объяснить невозможно.

Председатель ФГИ Валентина Семе­нюк практически с каждого телевизионного экрана вещала, что продажа «Лугансктепловоза» принесет бюджету около 2,5 млрд. гривен. Правда, эксперты ее заявлениям верили мало: под руководством Семенюк неоднократно проваливались планы поступлений в госбюджет от приватизации государственного имущества. В том же 2006 году план был выполнен всего на 22%. О 2007-м лучше вообще промолчать.

Да и сам ход конкурса по продаже «Лугансктепловоза» напоминает фарс. Стартовая цена 76-процентного пакета акций составляла 292 млн. гривен. Кстати, эта сумма в разы меньше той, которую Фонд госимущества первоначально планировал выручить за данное госпредприятие.

На том и порешили. Хотя в беседах с несостоявшимися конкурсантами суммы назывались гораздо более весомые: «Днепровагоншмаш» собирался предложить за пакет акций ОАО «Лугансктепловоз» 500 млн. гривен, Марганецкий ГОК — 400 млн. Свое слово на аукционе могли сказать и SCM с Alstom.

Так вот, когда были вскрыты конверты с ценовыми предложениями, оказалось, что Брянский машиностроительный завод предложил сумму 292,505 млн. гривен, а Демиховский машиностроительный — цену еще на… 47 тыс. гривен больше.

25 июня договор купли-продажи «Лугансктепловоза» решением Хозяйст­венного суда города Киева признается недействительным, и в ноябре Высший хозяйственный суд Украины это подтверждает.

Подозрительная приватизация «Лугансктепловоза» заинтересовала специальную контрольную комиссию по приватизации в Верховной Раде. 23 марта с.г. она направила запросы в СБУ, Генпрокуратуру и ФГИ. Комиссия попросила госорганы предоставить ей документы об этой продаже и всю информацию об участниках, которые приняли в ней участие, а также о тех, кто намеревался поучаствовать, но так и не был допущен.

Для этого «Российские железные дороги» планируют до лета 2008 года обменять блокирующий пакет «Трансмаш­холдинга» на блокирующий пакет канадской компании Bombardier Transportation. Если последняя согласится на сделку, несмотря на наличие в составе «Трансмашхолдинга» таких проблемных активов, как «Лугансктепловоз», Украине будет крайне сложно бороться за свою собственность с возникающей транснациональной корпорацией.

Однако 30 ноября стало известно, что формальные (благодаря ФГИ) хозяева «Лугансктепловоза» решили подстраховаться и, пользуясь моментом, предпринимают попытку сменить собственника.

Депутаты заявляют о необходимости создать очередную рабочую группу из представителей Генпрокуратуры, Кабмина и Верховной Рады, которая проверила бы законность приватизации. Не слишком ли много поводов для работы спецорганов? По статусу ФГИ не должен генерировать скандалы, его задача — обеспечивать эффективную продажу госсобственности на прозрачных конкурсах.

Так что главная задача для будущего главы ФГИ — поскорее вернуть «Лугансктепловоз» в госсобственность. Действительно, что может быть хуже незаконченных дел, особенно если эти дела нынешнее руководство Фонда госимущества пытается спустить на тормозах? Комиссий ФГИ и вправду не боится: недавно на аналогичном «спецконкурсе» с отсечением участников было продано еще одно предприятие — кировоградское НПО «Этал».

Главное, чтобы все это не свелось к шапочному разбору и написанию докладов на тему, как мы потеряли завод. Не надейтесь! Его не потеряли.

Хотя... Если Украине действительно повезет с новым главой ФГИ, ситуация может в корне измениться. Кстати, не помешает и «разбор предыдущих полетов» за приватизацию образца 2006—2007, благо, на сей раз этому не будут мешать депутатские корочки...




Заглавная страница / Экономика