Заглавная страница / Экономика

Непонятные скитания завода, или кто подставил «Укрзалізницю»

Однако это, как говорится, верхушка айсберга — эти приметы новых выборов видят все. А есть еще латентные признаки того, что вскоре начнется битва за власть, в результате которой неизвестно кто станет начальником, а кто — дураком. Подобным симптомом приближения волеизъявления граждан, в частности, является особая наглость кое-кого из чиновников, которые в этот период почти без страха, не оглядываясь по сторонам, стараются быстро порешать шкурные вопросы.

Каковы признаки того, что в стране в скором времени могут пройти выборы? Главной приметой новой избирательной кампании является значительная концентрация политиков в медийном пространстве. Включив телевизор после тяжелого трудового дня, ты видишь там депутатов, власть—оппозицию. Ты нажимаешь другую кнопку пульта, чтобы посмотреть фильм, а там снова политика, в конце концов, ты выключаешь «ящик», берешь в руки газету, а там... Выходишь прогуляться на улицу — и видишь, как на огромный билборд, на котором еще вчера расхваливали сигареты, парни из рекламной фирмы приклеивают белоснежную улыбку партийного лидера.

Нельзя сказать, что 48-й завод железнодорожной техники имеет уникальный производственный комплекс. Да, из его цехов выходили устройства, необходимые для отечественных железных дорог: домкраты, тормозные устройства, разнообразный инвентарь для дорожных работ и тому подобное, однако он далеко не единственный в стране может выпускать подобную продукцию. А в последнее время на заводе произошла определенная конверсия, и, чтобы выжить, предприятие было вынуждено производить даже детские площадки. Тем не менее дела у него все равно не шли.

Сложно сказать, является ли классическим примером такого предвыборного беспредела ситуация, сложившаяся на сегодняшний день вокруг 48-го завода железнодорожной техники, что в г. Харькове. Однако происходящее с этим предприятием пока очень напоминает еще одну экономическую авантюру. И особенно настораживает то, что активно развиваться ситуация начала именно после роспуска парламента.

И вот в апреле 2008 года уже нынешний руководитель министерства Иосиф Винский издает приказ №463, согласно которому 48-й завод железнодорожной техники переходит в управление «Укрзалізниці». В министерстве решили, что железнодорожники справятся с проблемами этого предприятия более эффективно. И некоторая логика в подобных действиях была, ведь завод производит технику именно для железнодорожного транспорта. Однако интересно, что этим же приказом №463 Минтранссвязи отобрал у «Укрзалізниці» ряд довольно успешных прибыльных предприятий, в частности контейнерного оператора «Лески», центр «Укррефтранс», «Укрспецвагон» и другие, мотивируя это необходимостью повысить эффективность использования государственного имущества. Так что возникает вполне мотивированное ощущение абсурдности ситуации: предприятие в состоянии анабиоза отдают «Укрзалізниці», чтобы оживить, а прибыльные структуры выводят из-за вроде бы необходимости улучшить их работу.

Вот и получалось, что за последние несколько лет это предприятие буквально отфутболивали от одного хозяина к другому. Оно принадлежало Министерству обороны, потом перешло вместе с государственной специальной службой транспорта — военными железнодорожниками — к Министерству транспорта и связи. Дальше новым его приютом стало государственное предприятие «Лизингтехтранс». Эта структура также подчинена Минтранссвязи, в нее завод в 2007 году по приказу тогдашнего министра Николая Рудьковского вошел как обособленное подразделение, то есть уже даже без статуса юридического лица. Но, несмотря на ряд приказов тогдашнего руководства транспортного ведомства, оживить производство завода так и не удалось.

В это же время министерство сменило руководство завода. Однако даже такие юридические операции еще не означали, что харьковское предприятие уже перешло в состав «Укрзалізниці», ведь приказ №463, которым его передавали железнодорожникам и которым же забирали у них ряд других прибыльных предприятий, был почти сразу же приостановлен определением окружного административного суда г. Киева по иску Свободного профсоюза машинистов Украины. То есть формально сам факт переподчинения 48-го завода железнодорожной техники «Укрзалізниці» под большим вопросом.

И это не единственное обстоятельство, которое заставляет удивляться судьбе харьковского завода железнодорожной техники. Дело в том, что приказ №463 в министерстве подписали в апреле, но почему-то забыли вывести завод из структуры ГП «Лизингтехтранс», в составе которого завод находился как обособленное подразделение и, напомним, не был юридическим лицом. То есть как предприятие его приказом №463 в апреле просто не имели права передавать «Укрзалізниці», ведь это была только часть «Лизингтехтранса». Опомнились в транспортном ведомстве почти через четыре месяца, аж в августе, и издали приказ №971, которым отменили подписанный Николаем Рудьковским предыдущий распорядительный акт о присоединении завода к ГП «Лизингтехтранс».

Однако после всех этих перипетий, даже несмотря на несоблюдение процедуры передачи и сомнительность ее осуществления как таковой, в «Укрзалізниці» решили все же не отказываться от дополнительных мощностей, полученных с барского плеча. Но едва лишь там получили возможность хоть как-то разобраться в том, что нужно делать с заводом дальше — а произошло это, фактически, в сентябре, — почти сразу же поступил запрос из Государственного департамента по вопросам банкротства. То есть пациент, которого отдали на «лечение» железнодорожникам, был скорее мертв, чем жив.

К тому же процедура передачи предприятия не выдерживает никакой критики. Прежде чем отдать его «Укрзалізниці», нужно было провести хоть какую-то ревизию, чтобы знать, в каком состоянии и с чем этот завод отдают. Ничего этого не сделали.

Были обследованы производственные мощности завода, в результате чего руководитель «Укрзалізниці» Василий Мельничук обратился 6 октября к Иосифу Винскому с письмом, в котором указал, что инфраструктура предприятия в случае ее восстановления и модернизации позволит в значительной степени обеспечить железные дороги и предприятия железнодорожного транспорта необходимыми запасными частями для путевого, вагонного и локомотивного хозяйств. Конечно, нужно приложить много усилий, но железнодорожники уже настроились взять завод, как говорится, в оборот и готовы были размещать там свои заказы.

Но трагедии в железнодорожной администрации из этого факта делать не стали. Зато решили срочно выяснить, кому, сколько и за что должен завод. Долгов насчитали
9,5 млн. гривен. Правда, это — сумма претензий кредиторов предприятия, а сколько на самом деле должен завод и кто, возможно, должен ему, из-за отсутствия бухгалтерской документации на момент его передачи «Укрзалізниці» установить было просто нереально. Но она все равно решила дать новое дыхание предприятию.

С юридической точки зрения, да и просто с точки зрения логики, такое развитие событий дает основания для всяких нехороших предположений. В частности, наталкивает на мысль о возможном наличии лиц, заинтересованных в том, чтобы завод так и не встал с колен. А железную дорогу в этом случае могут использовать как ширму для реализации подобного плана.

Правда, неизвестно, обрадовались ли такому решению железнодорожников в министерстве. Ведь перед этим почему-то была отозвана предложенная «Укрзалізницею» кандидатура арбитражного управляющего на должность распорядителя имущества ГП «48-й завод железнодорожной техники», который должен был решать все дела относительно этого предприятия в Хозяйственном суде Харьковской области. На эту должность предложили совсем другого человека, кандидатуру которого в «Укрзалізниці» не согласовывали. А Минтранссвязи, как будто ничего и не было, просто поручил принять эту замену к сведению. Вместе с тем «Укрзалізниця» вообще предлагала постоянно действующей комиссии по подготовке и рассмотрению предложений Хозяйственному суду относительно кандидатур арбитражных управляющих отложить принятие решения о распорядителе имуществом завода, мотивируя это необходимостью более тщательно изучить нынешнее экономическое состояние предприятия. Однако этот вопрос все же был решен — фактически в обход «Укрзалізниці», которая к тому времени уже взяла объект под свое крыло.

Но самое интересное другое. В этом отдельном поручении есть такая фраза: «Неспособность руководства «Укрзалізниці» обеспечить эффективность управления государственным имуществом ГП «48-й
завод железнодорожной техники» ставит под сомнение необходимость его пребывания в оперативном подчинении «Укрзалізниці». Вот вам, бабушка, и Юрьев день... Хотя приказ №463 — сомнительное основание для передачи предприятия, однако если уж железнодорожники за него взялись, то что означает эта фраза в отдельном поручении? Предприятие снова пойдет в Минтранссвязи или ему позволят обанкротиться и распродать имущество?

Очередным подтверждением того, что не все так просто с этим харьковским предприятием, стало отдельное поручение Минтранссвязи, которое 9 октября, именно в тот день, когда страну уже начало лихорадить из-за политики, получили в «Укрзалізниці». В нем от генерального директора «Укрзалізниці» требуют личных объяснений, поскольку в министерстве решили, что из-за бездеятельности «Укрзалізниці» при принятии необходимых мер, направленных на предупреждение нанесения экономического ущерба ГП «48-й завод железнодорожной техники», предприятие сейчас находится на грани банкротства. То есть получается, что «Укрзалізниця» при таких странных обстоятельствах должна была за полтора месяца сделать из почти «лежащего» завода прибыльное предприятие. Не называется ли это перекладывать с больной головы на здоровую?

Наверное, все знают, что реальная рыночная цена земли и оценочная — это две большие разницы. А в действительности не рейдерская ли атака сейчас осуществляется при молчаливом согласии некоторых должностных лиц? По крайней мере, непонятные зигзаги в распорядительном творчестве чиновников министерства можно объяснить или сильным нежеланием позволить вытащить предприятие из болота финансового кризиса, или же стремлением таким образом поглумиться над железнодорожным руководством. В любом случае нормальное объяснение таким действиям найти сложно. Да и что это даст? Сейчас главное — чтобы все причастные к этому делу хорошо понимали, что все тайное рано или поздно становится явным, даже если в стране снова выборы.

А это, несмотря на запущенность завода, довольно лакомый кусочек. Среди прочего, 48-му заводу железнодорожной техники принадлежат 12 гектаров земли в Харькове, там есть довольно большие ангары, да и оборудования немало. И все это раздать как компенсацию за 9,5 млн. грн. долгов? Не слишком ли большая роскошь для государства?




Заглавная страница / Экономика