Заглавная страница / Экономика

О вечности и тепловозах

Сагами о герое Украины Василии Цушко и так были разрисованы все заборы. Герой транспорта Николай Рудьковский еще не отмылся от фосфора. Ну а Валентина Семенюк отчаянно боролась с ужасной тепловозной машиной...

Социалистическую идею в Украине переехало тепловозом. Точнее, всего тепловозов было шесть, но пациенту хватило и первого. В сентябре, когда министры-социалисты заунывно отчитывались о своих достижениях, особо сказать им было нечего.

Не то чтобы простой люд очень любил приватизацию, но правила честной игры — для многих все же не пустой звук. Более того, несколько лет назад это не было пустым звуком и для самой Валентины Петровны, когда она, как физлицо, подавала иски с протестами против продажи НЗФ и ехала проверять Одесский припортовый.

Можно уверенно сказать, что роль «Лугансктепловоза» в тех десятых долях процента, отделивших социалистов от проходного бала, как минимум, существенна.

На «Криворожстали» появились металлотрейдеры с партбилетом. Потом оказалось, что в Северодонецке социализм особенно бурно цветет на аммиачных удобрениях, а в Мариуполе — на слябах тамошнего меткомбината. У партии стали появляться деньги, но от нее уходило все больше симпатиков. Социалист-регионал Деркач никого не удивил, а вот председатель Фонда госимущества удивила многих.

А потом партия сказала «надо»… И понеслось.

Так что «Лугансктепловоз» стал перевалом. Или переломом. Его приватизация прошла в лучших кучмовских традициях — быстро, дешево, ночью. Но вряд ли потому что российский миллиардер Алишер Усманов был для социалистов «своим».

«Точка сидения» сильно повлияла на ее точку зрения. Никто не ждал от видной социалистки особых прорывов в приватизации. Но того, что она будет даром раздавать российским олигархам предприятия, ожидали еще меньше.

Высший хозяйственный суд Украины 8 ноября с.г. отклонил кассационные жалобы Фонда государственного имущества, ЗАО «Управляющая компания «Брян­ский машиностроительный завод», ОАО «ХК «Лугансктепловоз» и оставил без изменений судебные решения судов первой и апелляционной инстанций о признании недействительным договора купли-продажи 76% акций многострадального луганского предприятия.

Валентина Семенюк образца 2004 года несомненно подала бы за эту сделку в суд на ФГИ. Теперь она в этих судах защищается и… проигрывает. Довольно редкое для нашей страны единодушие: суды всех трех инстанций подтвердили незаконность приватизации ОАО ХК «Лугансктепловоз».

Согласно данному нормативному акту, Фонд государственного имущества в двухнедельный срок обязан внести в реестр собственников акций акционерного общества записи о переходе права собственности на этот пакет акций. Собственно все…

Теперь ситуация будет развиваться логическим образом: «Лугансктепловоз» вернут государству. Такая процедура еще в 2001 году регламентирована постановлением Кабмина о порядке возврата в государственную собственность объектов приватизации в случае расторжения или признания недействительными договоров купли-продажи объектов.

Впервые за последние два года удалось оспорить откровенно «заказной» конкурс.

«Лугансктепловоз» уже вошел в историю украинской приватизации и как не самая светлая страница, и как история одной эволюции одного человека. А вот в истории украинской судебной системы это будет маленький (и, к сожалению, пока нечастый) лучик, говорящий, что еще не все потеряно.

После попыток убрать дискриминационные дополнительные условия, «приватизаторы» не нашли ничего лучшего, чем продать предприятие, просто введя в силу протокол конкурсной комиссии от 3 октября 2006 года. И это несмотря на обещания дополнительно уведомить участников конкурса о новой дате его проведения.

Его объявили летом 2006 года. Победитель должен был быть объявлен через 75 дней с момента публикации объявления, а именно — 3 октября. Но прямо перед конкурсом его проведение было приостановлено в связи с судебными запретами, основным из которых был иск «Укрзалізниці». В основном оспаривались дополнительные условия, которые откровенно дискриминировали всех, кроме российского «Трансмашхолдинга». Таким образом отсекли «Днепровагонмаш».

Победителем банально назначили «Брянский машиностроительный завод», который и приобрел 76-процентный пакет на 100 тыс. долл. выше стартовой цены. К счастью, это не прошло… Хоть и пришлось побороться.

23 марта 2007 года ФГИУ оперативно осуществил сделку по продаже пакета акций ОАО. То, что за бортом конкурса оказались участники, предлагавшие за луганское предприятие больше денег, организаторов продажи не волновало...

Новый собственник теперь обязан вернуть ФГИУ приобретенные 76% акций ОАО «Лугансктепловоз». Естественно, «Брянский машиностроительный завод» и «Лу­гансктепловоз» подают апелляции. «Трансмашхолдинг» — агрессивная структура, и выпускать из своих рук полученный кусок не желает. А вот то, что иск, фактически направленный против государства, поддерживался… Фондом госимущества Украины — без комментариев.

Сразу после трагифарса с «продажей» ОАО «Днепровагонмаш» подает иск в Хозяйственный суд г.Киева в связи с нарушениями, допущен­ными при проведении конкурса. 26 июня с.г. этот иск был частично удовлетворен: суд признает недействительными решения Фонда гос­имущества о возобновлении конкурса и о недопущении к кон­курсу ОАО «Днепровагонмаш». Был признан недействительным и заключенный договор купли-продажи с ЗАО «Управляющая компания «Брянский машиностроительный завод».

У них идет консолидация активов на всех уровнях. И «Лу­ганск­тепловоз» — ценный фактор, повышающий стоимость компании. Причем цена ему отнюдь не 58 млн. долл. Их логика понятна.

Тем не менее 25 сентября с.г. Киевский апелляционный хозяйственный суд оставляет без изменений решение Хозяйственного суда Киева. Снова следуют кассационные жалобы, которые отклоняет теперь уже Высший хозяйственный суд Украины, оставивший без изменений все предыдущие решения судов. Казалось бы, все. Но шоу, скорее всего, продолжится. Точнее говоря, россияне точно будут драться до конца.

Собственно говоря, все, что нужно ФГИ, — это вернуться, условно говоря, в 21 марта, после чего объявить и провести честный конкурс. С участием того же Усманова, «Днепровагонмаша», а еще лучше — немецкой Siemens и французской Alstom. И пусть победит сильнейший…

А вот логика ФГИ… Сейчас юристы фонда рассматривают возможность обращения по данному вопросу уже в Верховный суд Украины. Скорее всего, проиграют и там. А время идет, и предприятие новее от этого не становится.

«Криворожсталь» показала, что честные продажи в Украине вполне возможны. И те же россияне достаточно сильны, чтобы выиграть конкурс честно. Другое дело, что это будет стоить иных денег. «Но это рынок, детка». И не надо бояться кого-то. Однако в прошлый раз россияне совершенно не постеснялись взять то, что им предлагали, не переплатив буквально ни гроша.

«Днепровагонмаш» готов был только начать торг с суммы в 500 млн. грн. Ведь никто не спорит с необходимостью и важностью инвестиций в завод, с тем, что он нуждается в модернизации, обновлении и перевооружении.

В свое время Валентина Петровна возмущалась, что завод хотели приобрести по цене одного тепловоза. Неужели она считает, что шесть тепловозов, по стоимости которых его приобрели, — это адекватная цена?

Продажа пакета акций «Лугансктепловоза» возмутила буквально всех — от экспертов Всемир­ного банка до президента Украины. Однако есть шанс положение исправить.

Да, после формирования нового состава правительства у Фонда госимущества — при любом формате коалиции — почти наверняка будет новый руководитель. Однако Семенюк тоже не на пенсию уходит. И в дальнейшем будет занимать должности, связанные с приватизацией. Продавать госимущество как госчиновнику у нее, откровенно говоря, получается плохо. А вот контролер и критик из нее был великолепный. Ей просто придется снова найти себя. Это нелегко, но возможно. Ведь умение уйти красиво — тоже своего рода искусство…

Скорее всего, повторно продавать предприятие будет другой председатель Фонда госимущества. Хотя… Если В.Семенюк сейчас приложит усилия к тому, чтобы следующие торги прошли так, как она когда-то обещала, — открыто, при участии телевидения и т. п., как продали повторно «Криворожсталь», то она сможет вернуть авторитет не только себе, но и партии.

Объем продаж в 2005 году — 395,2 млн. грн., в 2006-м — 430 млн. Предприятие работает на рынках Украины, стран СНГ и Ближнего Востока, является основным поставщиком «Укрзалізниці».

Справка «ЗН»Завод «Лугансктепловоз», прародитель нынешнего ОАО, был основан в 1896 году. Продукция — тепловозы, дизельные и электропоезда, запчасти.




Заглавная страница / Экономика