Заглавная страница / Экономика

Кабминовские «игры» в инфляционное решение бюджетных проблем

Подобная ситуация была и в 2000-м, когда с помощью соответствующего механизма 25,8% (индекс потребительских цен) доходов бюджета было сформировано через инфляцию. В том году доходы сводного бюджета составляли 49,1 млрд. грн. Это означало, что инфляционными были 12,6 млрд., или свыше 95% бюджетных расходов на социальные цели (тогда они составляли 13,1 млрд. грн.).

Знаковым для украинской экономики является не сам прошлогодний рекордный (после 2000 года) рост инфляции до 16,6%. Особого внимания заслуживает опасная «игра» в инфляцию, связанная с использованием этого процесса как одного из источников решения бюджетных проблем.

На расширенном заседании Кабмина, на котором в присутствии главы государства обсуждался проект бюджета-2008, только В.Стельмах публично заявил об опасности предполагаемого инфляционного прогноза. Об этом шла речь на страницах «ЗН». Замечу только, что тогда говорили не о 12,5, а о 9,6%. Но на это никто не обратил внимания. В этом есть своя логика: у инфляции де-факто есть не только противники, но и сторонники.

При расчетах бюджета 2008 года предполагалась инфляция 9,6% (расчеты предыдущего правительства — 7,8%). Но на днях Министерство экономики официально обнародовало позицию, в соответствии с которой при внесении изменений в бюджет-2008 его инфляционная составляющая может вырасти до 12,5%. Если учесть, что доходы государственного бюджета на 2008 год определены в объеме 215,4 млрд. грн., то это означает, что в текущем году пополнение бюджета за счет инфляционного «налога» более чем вдвое превысит поступления сводного бюджета в 2000 году: они составят 26,9 млрд. грн.

Инфляция 2007 года на уровне 16,6% — очень высокий показатель. По предварительным данным, он едва ли не самый высокий на просторах СНГ (Россия — 11,9%, Беларусь — 12,1, Казахстан — 10,8, Грузия — 11,0%). Исключение составляет только Азербайджан, где годовая инфляция достигла 18,8%, но там совершенно иные, чем у нас, основы развития экономики.

В ситуации, когда члены правительства обязаны при любых обстоятельствах реализовать не подъемное для украинской экономики увеличение социальных расходов, дополнительные 26,9 млрд. грн., полученные за счет инфляционного «налога», будут не лишними. Никого не волнует, что именно этот «налог» в наибольшей степени сказывается на доходах малообеспеченных слоев населения.

На сегодняшний день существует реальная угроза втягивания украинской экономики в крайне опасную инфляционную спираль. Такая спираль уже фактически начала раскручиваться. Влияют на это не только внутренние, но и внешние факторы: рост мировых цен как на энергоносители, так и на товары продовольственной группы. Прогноз Минэкономики относительно возможного увеличения индекса инфляции в следующем году до 12,5% может восприниматься субъектами рынка как своеобразная капитуляция перед соответствующими угрозами. Правительство и НБУ еще не сказали обществу, какие неотложные и долгосрочные меры они собираются предпринять, чтобы стабилизировать цены. «Языком Минэкономики» они только подтвердили, что соответствующие процессы будут углубляться и в дальнейшем.

Выросла инфляция и в странах ЕС. Там она достигла, как считают эксперты, тоже критических объемов — 3,1%.

Опасно и фактическое одобрение по своей сути инфляционной политики главой государства. В стране развернулась большая «битва» за то, кто первым и больше пообещает. Общественность должна ориентироваться в этой ситуации. Еще существуют реальные возможности «одуматься» и начать сообща работать над преодолением едва ли не наибольшей экономической угрозы в текущем году, которая, без сомнений, бумерангом ударит и по тем, кто через механизмы власти стремится сегодня утвердить собственные преференции. Но речь идет не о косметических мерах правительства и не об отдельных корректировках денежно-кредитной политики НБУ, а о принципиальном изменении всей философии экономической политики государства. Положительные результаты возможны только на такой основе.

Можно ли изменить ситуацию, преодолеть соответствующие угрозы? Будем откровенны, в рамках экономической политики, формирующейся нынче, сделать это невозможно. Когда инфляция приобретает угрожающие обороты, власть берет курс на приоритетность макроэкономической стабилизации, организационно совмещая инструменты жесткой финансовой и денежно-кредитной антиинфляционной политики. Это общеизвестная аксиома: стабилизация и рост экономики обеспечиваются через стабильность денежного и финансового рынков. Так действовала власть Украины, включая и НБУ, в 1994—1999 годах, когда преодолевалась гиперинфляция. Сегодня об этом даже неудобно говорить: все делается в диаметрально противоположном направлении. Говорю об этом как специалист, которому известна природа этих процессов.




Заглавная страница / Экономика