Заглавная страница / Недвижимость

О конфликте нового элитного жилья

Слова "элитное жильё" в Москве научились произносить уже лет пятнадцать. Но градостроительное значение это выражение обрело лишь совсем недавно: в историческом центре стали появляться жилые комплексы, которые действительно могут претендовать на статус элитных и эксклюзивных.

О конфликте нового элитного жилья с исторической застройкой центра столицы и о том, как новые проекты "проходят экспертизу", откровенно рассказывает архитектор и чиновник московского правительства.

-- Как перераспределяется структура московского исторического центра в связи с появлением такого нового явления, как "элитные жилые комплексы"?

Своими соображениями о том, какие изменения в сложившуюся структуру московского центра внесли элитные жилые комплексы, делится заведующий сектором Управления охраны памятников Москвы, член Экспертно-консультационного общественного совета (ЭКОС) при главном архитекторе Москвы Владимир Пирогов:

Сейчас появилась потребность строить в центре новые элитные дома, потому что появились новые люди, переставшие стесняться того, что могут себе многое позволить.

-- Москва имеет радиально-кольцевую структуру. Она, как в воронку, затягивает себя всё. Именно в центре находятся все точки притяжения -- деловые и культурные. Поэтому никакие элитные коттеджные поселки не могут перетянуть желания жить в Центре.

-- И в чем здесь проблема?

Но при этом возникают и новые проблемы. Последнее время на ЭКОС выносится много красивых проектов реконструкции доходных домов рубежа XIX--XX веков: дворы-колодцы перекрываются стеклянными фонарями и превращаются в атриумы, в них разбиваются зимние сады, а подо всем этим -- уведенные под землю гаражи.

В Центре разрешено только строительство жилья малой этажности, с минимальным внедрением под землю. Особенно в районе Остоженки -- там близка Москва-река. Это проблемный район с точки зрения наводнений и подземных вод.

-- Многоэтажные подземные гаражи совсем не такая панацея, как кажется, потому что нарушается геологический баланс: бетонными стенами перекрываются подземные воды, нарушая естественную циркуляцию бассейна Москвы-реки. Не до конца еще изучена и карстовая структура Москвы (трещины, пустоты, пещеры), некоторые районы в этом смысле очень проблемные, то есть в них возможны просадки.

-- Стало быть, в центре вообще нельзя делать ничего нового?

Яркий пример того, что случается, когда в угоду практическим нуждам "перебарщивают" с подземными сооружениями, -- комплекс "Охотный Ряд" на Манежной площади. Он сооружался в спешке, к 850-летию Москвы, и с изоляцией от воды получилось не все гладко. И сейчас он находится в перманентном ремонте: постоянные протечки и повышенная влажность. Мало того, из-за появления огромной ямы в центре Манежной площади возникли подвижки почвы, появились трещины на зданиях гостиницы "Москва" и Исторического музея.

Но здесь в полный голос заявляет о себе следующая проблема. У архитектора не всегда хватает вкуса и чувства стиля, чтобы поставить дом в старой застройке, чтобы он был адекватен домам старых архитекторов, которые владели всем арсеналом классического зодчества, когда соблюдается энтазис (утолщение ствола колонны в средней ее части), грамотно построены сандрики (карнизики над окнами). Современный архитектор пытается сделать что-то похожее, но у него не получается. Яркий пример -- многие дома в районе Сретенки, переулки, спускающиеся к Трубной улице.

Наоборот! Более 50% зданий в центре относятся к ветхому фонду. В XIX веке перекрытия большинства домов были деревянными, конструкции поражены грибками. Несомненно, жилье в центре требует реконструкции.

-- Я сам учился в МАРХИ и знаю изнутри эту кухню. Жилые дома проектируют архитекторы, которым сейчас 40--50 лет и которые учились на ЖОСе ("Жилые и общественные здания"). А преподавали им те архитекторы, которые начинали в 20-е годы, то есть они доносят до них конструктивистский дух, помноженный на хайтековские приемы советских архитекторов 70-х годов.

-- Мне казалось, что архитектура, в отличие от поп-музыки или абстрактной живописи, -- занятие для людей, прошедших суровую профессиональную выучку…

-- Постмодернизм?

Но кроме того, многие и не хотят строить следуя классике. Советские архитекторы в 70-е годы, проектируя панельные дома, "наголодались" и сейчас набросились на все возможные стили, допуская дикую эклектику.

-- Как же такое оказалось возможным? Разве проект не утверждался по всем инстанциям?

-- Ну можно и так сказать… Образец современной архитектурной всеядности -- высотный дом у Патриарших прудов, на углу Большой Бронной и Ермолаевского переулка. Маститый архитектор Сергей Ткаченко словно учуял свободу и попытался "впихнуть" в этот дом всё, что он знает, -- от классических фронтонов и "сухариков" (балочек под карнизом) до башни Татлина на крыше и резкого сочетания в плане круга и квадрата. При этом он как будто не обращал внимания, что дом поставлен в исторической среде.

-- Владимир Юрьевич, мы ведь живем в Москве и знаем, что далеко не за всеми решениями стоит высший градостроительный смысл… Работает ли при утверждении проектов система "откатов"?

-- Да, проект дома на Патриарших с татлинской башней на крышей тоже, как и все крупные сооружения в центре, проходил Совет при главном архитекторе, в который входят руководители Мастерской по планировке центральной зоны Москвы, и прошел. Ведь совет не проверяет проекты с точки зрения вкуса. Он проверяет только, не нарушит ли дом визуальные связи, не перевесит ли. А Садовое кольцо до такой степени уже застроено высокими домами, что там сложно что-либо серьезно нарушить. На этом отрезке сложилась трехточечная доминанта: высотное здание на площади Восстания, гостиница "Пекин", и вот теперь посередине появилась эта башня, заключив это пространство в треугольник. Может быть, это и не плохо с градостроительной точки зрения.

Про жилые дома нечего и говорить, ведь каждый надстроенный вопреки согласованному проекту этаж -- это дополнительная прибыль.

-- "Откатная" система существует во многих областях, в том числе, к сожалению, и в этой. Вопиющий пример -- торговый центр, вовсю возводящийся сейчас в начале Арбата, напротив "Праги". По утвержденному проекту он должен был быть ниже "Праги", с изящной башенкой. Но потом как-то "раздулся", стал выше "Праги" и совершенно несоразмерен окружающей исторической среде.

-- В целом всё-таки терпимо. Есть удачные примеры.

-- И всё-таки как вы можете в целом оценить состояние строительства жилья в исторической черте Москвы?

Самое главное -- чтобы строить в центре, нужно понять дух места. Нужно в него вписаться. Дореволюционные архитекторы творили в классически-сдержанном духе, и поэтому старая застройка Москвы в основном цельная. Даже когда дом в стиле модерн стоит рядом с домом в стиле эклектики, они чем-то похожи -- пропорциями, членением, и это создавало определенную целостность среды.

Я был противником того, что в районе Остоженки были снесены старые дома, их можно было бы сохранить, реконструировать, но тем не менее они были снесены начисто, и на их месте возникли малоэтажные жилые образования. И по поводу этой архитектуры нельзя сказать ничего плохого -- она довольно сдержанна и по этажности, и по фасадам.




Заглавная страница / Недвижимость