Заглавная страница / Политика

Офсетная тропа на запад

По сути, офсетный контракт является встречной инвестицией экспортера оружия в один из секторов экономики покупателя. Прямой офсет может обеспечить покупателю сборку комплектующих этой же номенклатуры вооружений или, скажем, создать сервисные центры; непрямой связан с вкладыванием средств в развитие иного сектора.

Хотя эра масштабной оборонно-промышленной кооперации Украины со странами—членами НАТО все еще не наступила, а сам оборонно-промышленный сектор является скорее разобщающим, чем объединяющим фактором в партнерстве с НАТО, причину следует искать в самой Украине. Неверие директоров оборонных заводов в то, что можно найти рынок сбыта в Европе, вполне справедливо — ведь они привыкли не выходить за рамки простой и понятной схемы: «Отгрузил продукцию — получил валюту». Для государств же НАТО эта формула давно стала анахронизмом. Построение отношений на основе долговременного партнерства предусматривает и инвестиции в производство покупателя оборонной продукции, и экономию за счет совместных проектов, и вполне выгодный обмен технологиями. Все это позволяет осуществлять сходная для большинства натовских стран офсетная политика.

Есть и другие веские причины ратовать за офсетное законодательство. Первая — условная обороноспособность Украины. Сегодня украинская армия фактически не способна адекватно ответить на современную военную угрозу, а высшее военно-политическое руководство государства все еще уповает на благоприятную геополитическую обстановку в регионе. При этом есть мнение, что эта благоприятность является мнимой, по меньшей мере для находящейся на геополитическом перекрестке Украины. Вторая — ни на йоту не уменьшившаяся зависимость от России в секторе обеспечения обороны государства. Вопросы глубокой модернизации ключевых систем вооружений ВСУ до сих пор находятся в руках одного партнера, что считается недопустимым в современном мире. Третья — тот факт, что национальный ОПК способен обеспечить решение лишь около 70% задач перевооружения армии и модернизации ее инфраструктуры. При таких условиях Украина должна опираться на партнеров.

Офсетная терапия для УкраиныСегодня более 100 государств имеют нормативно-правовую базу для организации офсетов. Многие страны Центральной и Восточной Европы, вступившие в НАТО, за счет офсетного законодательства решили две задачи — приобретения новых вооружений и получения солидных по объему инвестиций в экономику. Польша, принявшая соответствующий закон еще в 1999 году, благодаря офсетным контрактам организовала производство вертолетов, цифровых средств связи, легкой бронетехники. Чехия и Венгрия в рамках таких проектов взяли в аренду шведские истребители Gripen. Подсчеты свидетельствуют, что офсетное законодательство уже позволило Польше, Чехии, Венгрии и Болгарии получить более 11 млрд. долл. инвестиций. Если страна прогнозируема и не несет дополнительных рисков для инвесторов, речь уже может идти о конкурсе предложений. К примеру, Чехия, в которой вопросы офсетных операций регулируются правительственным постановлением 2005 года, добилась беспрецедентного уровня встречных или возвратных инвестиций — 150%. Любопытно, что, по словам атташе по вопросам обороны Чехии в Украине Штепана Машека, 14 офсетных программ, действующих в стране, обеспечили вовлечение 18 чешских предприятий. Только за два года офсетной активности от поставщиков вооружений удалось получить 16,5% всех офсетных обязательств.

Схожей позиции придерживается и министр обороны Украины Юрий Ехануров. «Если мы хотим иметь современное вооружение, то вынуждены иметь дело с импортом. Несмотря на большие возможности ОПК Украины, надо находить современные методы получения передовой техники», — сказал министр обороны. По словам Ю.Еханурова, Министерство обороны Украины «не станет министерством социального обеспечения» и будет ориентироваться на лучшие образцы военной техники. Иными словами, нынешний глава военного ведомства скорее пойдет на закупки современного иностранного оружия, чем будет довольствоваться отечественными полуфабрикатами. Министр сообщил, что сегодня военное ведомство имеет предложения от ряда немецких и французских компаний, в частности, по участию иностранных партнеров в проекте создания нового боевого корабля класса «корвет».

По мнению главы парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолия Гриценко, сегодня для Украины офсетные соглашения являются едва ли не единственной возможностью начать реальное сотрудничество с оборонными компаниями стран НАТО. «В контексте гармонизации законодательства со странами альянса закон об офсетах фактически можно считать одним из стандартов НАТО. Но дело не только в создании единого законодательного поля с целью «добрать» недостающие оборонные технологии. Создание офсетного механизма позволит Украине войти в небольшой клуб производителей высокотехнологичных вооружений, стать полноценным участником европейских оборонных программ», — считает А.Гриценко.

Убедительны и мнения дипломатов. Хотя поддержка украинских усилий привести законодательство в соответствие с европейским в значительной степени вызвана стремлением поддержать евроатлантический курс Украины в целом. Тут политика является неотъемлемой частью экономики, а сами офсеты — экономическим механизмом политического сближения в рамках Североатлантического альянса. Но и не только. Чрезвычайный и Полномочный Посол Чешской Республики в Украине Ярослав Башта считает, что офсеты — эффективный инструмент повышения технологического уровня чешских предприятий. Посол не делал тайны из того, что Чехия отдала предпочтение офсетам после детального изучения иностранного опыта, в частности Финляндии. «У нас работает принцип: если технические характеристики предложенных образцов сопоставимы, выигрывает вариант, где наиболее выгодны именно офсетные предложения», — подчеркнул Я.Башта.

К этому можно добавить, что офсетная политика связана не только с импортом вооружений и оборонных технологий. Она дает новые козыри и спецэкспортерам, так как на современном мировом рынке вооружений давно используются новые нетрадиционные схемы поставок. Говоря о своем восприятии офсетов, гендиректор госкомпании «Укрспецэкспорт» Сергей Бондарчук также высказался за внедрение офсетных схем, которые весьма актуальны для Украины как спецэкспортера. «Госкомпания «Укрспецэкспорт» достаточно долгое время эксплуатировала достижения техники, которая была разработана и произведена во времена СССР. Сейчас мы чувствуем, что этот лимит исчерпан. С одной стороны, Вооруженные силы Украины как главный заказчик вооружений и военной техники должны покупать лучшее, что есть на мировом рынке. С другой, приобретенные посредством офсетного механизма новые технологии иностранных государств мы могли бы использовать для дальнейшего выхода на перспективные для Украины рынки. К сожалению, правительство, увлекаясь переходом армии на контрактный способ комплектования, забыло о том, что современная армия должна оперировать новыми системами вооружений. Сегодня правительство практически не уделяет внимания формированию внутреннего рынка, без которого нам не поможет двигаться вперед и закон об офсетах», — подчеркнул он.

Создание офсетного механизмаНапомним, что Украина с 2004 года безуспешно пытается принять закон об офсетных соглашениях. Беглые подсчеты ЦИАКР свидетельствуют, что с 2003-го по 2008 год Украина только в рамках реализации задекларированных программ перевооружения ВСУ (закупки новых систем связи, автоматизированных систем управления, модернизация авиационных комплексов, создание нового боевого корабля класса «корвет») имела возможность получить инвестиций на сумму около
3—5 млрд. долл. К примеру, еще в 2004 году американский Harris и израильский Tadiran предлагали наладить сборку на территории одного из киевских заводов цифровых средств связи. Проекты предусматривали и передачу части технологий.

Впрочем, опыт внедрении офсетов неоднозначен. Так, первый заместитель министра промышленной политики Виталий Немилостивый отмечает, что использование офсетных схем не всегда приводит к увеличению производства в оборонно-промышленном комплексе. Куратор ОПК в промышленном ведомстве подчеркнул, что идея офсета не приветствуется в ВТО и ЕС. «В «Зеленой книге» ЕС, в частности, имеет место пересмотр офсетной практики в оборонных закупках, не все государства положительно оценивают офсетные схемы, есть негативный опыт их внедрения в Индии и Нидерландах», — подчеркнул В.Немилостивый. Промыш ленник считает, что к офсетным схемам должны предъявляться два условия: 100-процентный офсет (то есть 100-процентный возврат затраченных на вооружения средств. — Авт.), трансферт технологий с правом последующего экспорта продукции. Кроме того, В.Немилостивый также уверен, что при внедрении офсетных схем в национальный ОПК должна повышаться роль госпосредника в экспорте-импорте оружия — компании «Укрспецэкспорт».

В практике государств, применяющих офсет, имеется ряд общих моментов. Можно предположить, что некоторые из них приобретут в Украине особую актуальность, например, офсетный «порог», выше которого начинаются офсетные обязательства зарубежного поставщика. Он колеблется от
1,2 млн. евро в Греции до 22 млн. евро в Австрии, а разработчики предыдущего документа из Минэкономики продвигали вовсе нетрадиционную цифру — 200 млн. долл. Эксперты ЦИАКР пришли к компромиссной цифре входа в национальное офсетное поле — 3 млн. евро. Она соответствует средней закупочной партии систем вооружений, которые принято считать ключевыми для того или иного рода войск.

Поручение президента Украины Леонида Кучмы о подготовке законопроекта появилось еще в 2003 году. Но и к концу 2007 года части готовившегося документа терялись в дебрях правительственных кабинетов. В начале текущего года ЦИАКР предложил комитету Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны подготовить новый проект закона Украины об офсетной деятельности. Когда в лице председателя комитета Анатолия Гриценко была найдена поддержка, эксперты взялись за это дело серьезно. К марту работа над документом оказалась выполненной на 90%.

Однако даже идеальное офсетное законодательство не улучшит ситуацию без внутреннего рынка. На этой неделе президент Украины подписал указ, предписывающий правительству выделить на вооружение и военную технику 1,4 млрд. грн. дополнительно к уже прописанным 800 млн. грн, что приближается к обещанным им же минувшей осенью 2,5 млрд. грн. К чести главы государства указ корректирует навязчивое желание председателя правительства провести механическую контрактизацию армии и свидетельствует о понимании, что армия является цельным механизмом, в котором профессиональный солдат без оружия так же бесполезен, как ложка без тарелки супа. Что ж, внутренний оружейный рынок открывается. Правда, пока только на бумаге.

Еще более сложным вопросом станет создание специального уполномоченного органа. В ЦИАКР пришли к выводу, что межведомственная офсетная комиссия должна возглавляться вице-премьер-министром, а в ее состав должны войти представители первые заместители министров Минпромполитики, Минобороны, МИД, Минэкономики, Минфинансов, Министерства науки и образования, а также замминистра обороны по вооружению и гендиректор ДК «Укрспецэкспорт». При этом при определении приоритетов акцент необходимо сделать не на развитие платформ, а на создание перспективных интегрирующих систем в отрасли связи, разведки, систем управления — с максимальным расширением технологического участия украинской стороны. Именно украинские предприятия должны выступать ведущими при реализации тех или иных проектов с участием зарубежной стороны. Для Украины может оказаться интересным опыт Турции, на рынок которой ни одна иностранная оборонная компания не сможет зайти без турецкого партнера.




Заглавная страница / Политика