Заглавная страница / Политика

И грянул гром…

Хотелось бы сразу отметить: речь не должна идти только об исправности газовой сети, контроле за техническим состоянием и безопасностью эксплуатации объектов жилищно-коммунальной сферы. Речь должна идти о главном — о качестве власти. Почему о власти? Да потому что есть ст.3 Конституции Украины, в которой яснее ясного написано: «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью». И еще одно важное положение из той же статьи: «Государство отвечает перед человеком за свою деятельность»

События в Днепропетровске и Полтаве заставили власть всерьез заговорить о существующих проблемах в жилищно-коммунальной сфере. Понятно, что конкретные виновники данной конкретной трагедии будут найдены и конкретно наказаны. Но важнее другое — будут ли сделаны соответствующие выводы?

Сегодня число потерь от дорожно-транспортных происшествий, бытовых несчастных случаев, употребления некачественных пищевых продуктов и алкоголя можно приравнять к боевым потерям среднего вооруженного конфликта. Демографические проблемы Украины — это не только низкая рождаемость, но и неспособность обеспечить нормальные условия существования для уже живущих, высокая смертность.

Попросту говоря — должен стоять вопрос о том, способно ли Украинское государство в лице органов власти обеспечить безопасность украинскому гражданину. Безопасность гражданина — это не только защита его от внешних врагов или посягательств преступников.

Это заявление было принято на упреждение, как говорится, «пока не грянул гром», с целью обратить внимание властей на существующие проблемы. Как показал опыт последних месяцев, депутаты были правы. Думаю, что под этими тезисами сегодня подпишется каждый. Потому что этот вопрос касается каждого.

Еще в начале года депутатская фракция Народной партии «Народная инициатива» в Одесском областном совете выступила с обращением о необходимости обеспечения нормальной жизнедеятельности жителей населенных пунктов Одесской области. В нем депутаты, в частности, говорили о том, что «рекламные щиты, падающие на людей (незадолго до этого упавший в Одессе рекламный щит убил человека. — С.Г.), улицы, переулки и подъезды без освещения, разбитые межквартальные проезды, открытые люки на дорогах, деревья, падающие от ветра, оголенные провода электросетей, горы неубранного мусора, своры бездомных собак, нападающие на людей, неконтролируемое использование фейерверков во время праздников, сброс сточных вод в море, невнимательная и опасная езда общественного автомобильного транспорта, особенно так называемых маршруток, — все это составляет угрозу жизни и здоровью человека, а иногда медленно их забирает».

Вряд ли в этом стоит винить журналистов, которые якобы нагнетают обстановку. Ситуация действительно серьезная. Но о существующих проблемах власти говорят, как правило, post factum, уже после того как произошла чрезвычайная ситуация, или, не дай бог, трагедия. Почему только после взрыва в Днепропетровске выяснилось, что газораспределительный пункт не проверялся уже более двух лет, и почему только после июльской автомобильной катастрофы в Крыму выяснилось, что только 20% автобусов в Украине отвечают нормам безопасности? Почему власть не работает на упреждение, тем более что, например, об изношенности основных фондов в жилищно-коммунальной сфере говорят часто и повсеместно?

Сообщения о чрезвычайных ситуациях сегодня занимают первые места в рейтинге новостей, оставляя далеко позади информацию о политических интригах, коалиционных переговорах и прочих играх политиков. Практически не проходит и дня, чтобы по новостям не прошел сюжет о прорванных трубах, домах, где люди неделями сидят без света, автомобильных ДТП с человеческими жертвами.

Все это — забота местных властей, причем не только органов местного самоуправления, дающих разрешение на строительство. Напомним, что, согласно Закону Украины «О местных государственных администрациях», именно местные госадминистрации обеспечивают «организацию обслуживания населения предприятиями, учреждениями и организациями жилищно-коммунального комплекса…», а также организовывают работу «по аттестации объектов, сертификации продукции, работ и услуг предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса». Кроме того, председатель местной государственной администрации является начальником гражданской обороны на подведомственной территории.

И не стоит думать, что эти проблемы решатся сами собой. Скорее наоборот, они имеют шанс усугубиться. В последние годы Украина переживает строительный бум. Возводятся новые многоэтажные здания, квартиры в которых, мягко говоря, малодоступны рядовым гражданам. Естественно, что к каждому дому подводятся коммуникации, электричество, газ. Но кто подсчитал, сколько на количество введенных в строй новых квартир приходится новых подстанций, газораспределительных пунктов? На должном ли уровне обеспечена работа канализации? Напротив, возрастает нагрузка на уже изношенные электро- и теплосети, чем создаются предпосылки для возникновения новых чрезвычайных ситуаций.

Проблема же Украины состоит в том, что утрачен стержень, обеспечивавший преемственность и профессионализм власти. Мне уже не раз приходилось писать о негативном влиянии квотного принципа, по которому государственные должности распределяют не по профессиональному признаку, а по принципу партийной преданности. В этом корень политической коррупции, о которой так часто говорит глава государства.

Об этом почему-то забывают.

Действительно, чего можно ждать от местной власти, которая вступает в пререкания с Кабинетом министров, которому она, между прочим, по Конституции подконтрольна и подотчетна, относительно того, кто и как ведет или не ведет подготовку к зиме? Чего можно ждать от губернаторов, пребывающих в статусе «и.о.», поскольку они назначены в обход предусмотренных законом процедур? В конце концов, чего ожидать от глав местных госадминистраций и председателей местных советов, которые в открытую последние месяцы занимались только тем, что организовывали победу своих партий и блоков на выборах, вместо того чтобы заниматься своими непосредственными обязанностями?

Но политические события в Украине на протяжении нынешнего года, все споры и договоренности никоим образом не поставили под сомнение квотный принцип. Скорее напротив, досрочные выборы только укрепили его. Как результат — формирование власти на местах, именно той власти, которая призвана обеспечивать организацию и организовывать работу, осуществлять контроль, зависит от кулуарных межблоковых договоренностей. Как результат — на местах ощущается вакуум легитимности.

На фоне происходящего курьезом выглядит появившееся недавно в средствах массовой информации сообщение о том, что правительство приняло изменения к своему постановлению относительно образцов формы одежды и знаков различия Службы внешней разведки. Как сообщает РБК-Украина, вице-премьер по вопросам координации деятельности правоохранительных органов Александр Кузьмук отметил, «что отныне Служба внешней разведки, которая до этого была управлением СБУ, а теперь является отдельной структурой, имеет свои знаки отличия, в частности эмблемы и нарукавные знаки».

Кадровая чехарда никогда не вела к улучшению работы государственного аппарата. У нас эта чехарда продолжается с 2005 года и, судя по всему, впереди — ее очередной этап. И если после оранжевой революции так называемых кучмистов выдавливали с должностей, чтобы освободить их для «революционеров», то сегодня некоторые профессиональные чиновники уходят сами, поскольку работать в таких условиях становится невозможно.

Увы, поневоле вспоминается классика, булгаковский профессор Преображенский: «Ну, теперь, стало быть, пошло, пропал калабуховский дом. Придется уезжать, но куда, спрашивается. Все будет, как по маслу. Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении и так далее».

Видимо, нет у нас других более важных дел, как только утверждать форму для отечественных «штирлицев».




Заглавная страница / Политика