Заглавная страница / Политика

Александр Шлапак: «Ни шага для исполнения указа президента не сделано»

— Александр Витальевич, как глава государства оценивает нынешнее состояние дел в системе государственных закупок? В чем президент видит главные проблемы в этой сфере?

От имени главы государства прокомментировал первый заместитель главы секретариата президента Александр Шлапак.

У проблемы в этой сфере, по мнению главы государства, два аспекта. Первый — это, безусловно, несовершенный, недоработанный и во многом лоббистский закон, принятый ВР. Напомню, что в течение двух последних лет закон пересматривался дважды. Дважды изменялось законодательное поле закупок. Оба раза Виктор Ющенко был против принятия закона.

— Президент неоднократно давал оценку системе государственных закупок и считает, что ситуация, сложившаяся в нашем государстве, является критической. Именно исходя из такой оценки, он и предлагал решения, которые помогут улучшить ситуацию уже в этом году. Хочу напомнить, что такое решение зафиксировано в указе президента, изданном по итогам решения СНБОУ. К указу мы еще вернемся в нашем разговоре неоднократно.

Следует отметить, что старая редакция закона очень серьезно мешала бюджету и экономике в целом. Поэтому многие специалисты верили, что новый его вариант сможет улучшить, упростить ситуацию с государственными закупками. К сожалению, он оказался еще хуже, чем предыдущий.

В первом случае президент наложил вето и направил целый ряд замечаний к закону. Замечания в сессионном зале ВР не рассматривали, а просто преодолели вето 314 голосами. Во второй раз за закон сразу проголосовали 362 нардепа, причем, из всех фракций. Поэтому накладывать вето было бессмысленно.

Напомню правило, которым пользуются, например, налоговики. Если затраты на администрирование налога превышают доходы от него, то забудь об этом налоге и не морочь голову ни себе, ни людям. Относительно участия поселковых советов и небольших бюджетных учреждений в тендерных закупках — такой же случай. Эффекта для государства — никакого, а из каждого главного врача или сельского головы делаем потенциального преступника.

Главные недостатки закона сейчас видны невооруженным глазом. Во-первых, чрезвычайно громоздкие все процедуры государственных закупок: от момента объявления до итогов тендера. Во-вторых, очень низкий порог закупок: товары, услуги — 20 тыс., работы — 50 тыс. грн. Под действие закона попали маленькие городские и сельские общины, небольшие учреждения здравоохранения, образования и прочие, которые априори не могут выполнить его требований из-за отсутствия специалистов, средств связи и прочего.

А есть горячие головы, которые вообще предлагают отказаться от законодательного урегулирования системы государственных закупок или отдать ее в «ручное» управление Кабмину. Мы в очередной раз собираемся бороться с перхотью при помощи гильотины. Нужен закон, который принципиально исправит все перечисленные недостатки, который будет базироваться на сложившихся европейских принципах.

В-третьих, чрезвычайно неэффективной, путаной является система руководящих органов в системе государственных закупок. Среди этих органов оказалась и общественная организация — Тендерная палата Украины. Не ее дело — исполнять регулирующие и исполнительные функции: вести информационный веб-сайт, каталоги, останавливать торги.

— Думаю, что будут попытки протащить тот же закон, который коалиция уже принимала в нелегитимном парламенте. А потом была полукриминальная история с его обнародованием. И очередные обвинения в адрес президента в том, что он не хочет подписывать «закон», принятый нелегитимным парламентом.

— Представители коалиции готовы рассмотреть законодательные изменения в закон оперативно — на сессии, которую предлагается открыть 4 сентября...

В чем главные проблемы сегодня? Прежде всего, имеет место монополизация конкретной структурой информационного обеспечения закупок. Президент говорит: давайте создадим бесплатный государственный сайт. И разместим на нем всю необходимую информацию. Поверьте мне, никаких чрезвычайных усилий для этого не нужно. Обычная работа правительства — и через две недели этот сайт начал бы работать. Это был бы альтернативный портал, на котором можно было бы размещать необходимые сообщения и не платить кому-то лишние деньги.

Глава государства выступает за иной формат урегулирования проблемы. Он предложил указ, в котором прописаны вполне конкретные действия, которые сегодня могли бы значительно облегчить ситуацию в сфере госзакупок. Президент предлагает: если существует такая проблема, то давайте сделаем что-то типа политического соглашения. Давайте найдем согласие между всеми ветвями власти и договоримся об определенных правилах.

Далее. Президент говорит: низко опустили планку. Плохо. Но у нас работает межведомственная комиссия, возглавляемая господином Копыловым, первым заместителем министра финансов. Эта комиссия принимает решение, что в отдельных случаях можно заказать торги у одного исполнителя. Если так, то давайте соберем эту комиссию, в которой, кстати, большинство составляют члены правительства — там шесть представителей власти плюс коммунист, социалист, регионал, то есть там все коалиционные товарищи сидят. И примем решение комиссии о том, что закупки до такого вот уровня мы позволяем провести у одного исполнителя. Это фактически означало бы, что мы просто подняли планку.

Еще одна проблема. Очень большие деньги берутся сегодня за услуги, подготовку тендерной документации и тому подобное. Президент в своем указе предлагает: уважаемое правительство, согласно закону о ценах и ценообразовании, у тебя есть полное право отнести систему государственных закупок к тем видам деятельности, цены на которые должны регулироваться. И, пожалуйста, установи конкретные цены на подготовку тендерной документации, на публикацию объявлений, на публикацию отчета и т.д. И никто не осмелится взять на копейку больше, чем там будет записано.

— Представители коалиции, да и не только они, считают, что для нормального урегулирования ситуации все-таки нужно принять законодательные изменения — чтобы не оставалось никаких вопросов.

Предложены, по моему мнению, те вещи, которые могут помочь решить проблему уже сегодня, даже без принятия закона. И которые уже вмонтированы в тело будущего документа. Нужно только выполнить их. Но заметьте, ни шага для выполнения указа президента не сделано. Вместо этого, как в старые добрые времена, по базару бегает тот, кто кричит — «держите вора». А кто громче всех кричит? Думаю, все знают.

Но, возможно, во всех этих комиссиях засели враги, оппозиция? До недавнего времени Тендерную палату возглавляла Раиса Богатырева, член Партии регионов. Сегодня ее возглавляет коммунист Александр Ткаченко. Как и парламентскую комиссию, занимающуюся вопросами государственных закупок. Межведомственную комиссию (это второй ключевой орган в системе государственных закупок) возглавляет первый заместитель министра финансов Вадим Копылов. Кстати, в комиссию он был делегирован не министерством, а Тендерной палатой. Состав межведомственной комиссии я вам уже назвал.

— Еще раз напомню: президент неоднократно делал акцент на двух причинах сегодняшних проблем. Первая — это несовершенство закона. Вторая — это нетрудоспособность инфраструктуры, обслуживающей государственные закупки. У каждого есть свои функции. Если бы каждый их исполнял, а тем более под жестким контролем, что любит демонстрировать наше правительство, премьер-министр или первый вице-премьер, то, я убежден, с этими задачами они бы справились.

Поэтому вопрос один — к кому претензии? К президенту? Потому что он не хочет нарушать Конституцию, подписывая законы, которые будут приниматься нелегитимной Верховной Радой? Это — абсурд!

Антимонопольный комитет, один из ключевых сегодня игроков в системе государственных закупок, возглавляет человек, которого сложно заподозрить в критическом отношении к нынешнему правительству. Я уж не говорю о том, что автор закона, сегодня нами критикуемого, убеждал всех, в том числе и секретариат президента, что это будет намного лучший закон, чем предыдущий. Автором закона, как мы все помним, был социалист, нынешний министр внутренних дел Василий Цушко.

— Претензий друг к другу у обеих сторон достаточно. Но сейчас, пожалуй, важнее, не кто виноват, а что делать?

Я бы еще понял какие-либо претензии, если бы путь был пройден до конца. Если бы попытались принять решения, записанные в указе президента. А они вдруг не дали бы желаемого результата. Но даже не попытались идти по пути, который, по моему убеждению, мог бы нам очень серьезно помочь выйти из «закупочного» тупика.

Во-вторых, необходимо поднять планку по государственным закупкам. Не нужно гоняться за теми тремя копейками, которые мы все равно не поймаем, а наоборот, сделаем преступниками людей, которые просто не умеют правильно оформить процедуру в сельсовете, поскольку там должна быть комиссия, а вместо этого один председатель сидит...

— Что делать? Прежде всего в основу украинского законодательства положить европейский закон о государственных закупках. Он выписывает общие правила и существенно упрощает саму систему госзакупок, что для нас будет очень важно.

Нужно изменить эту ситуацию. Сейчас витает идея создания специального государственного органа, который бы занимался государственными закупками. Я, например, поддержал бы такую идею. Имею в виду Комитет по госзакупкам, который отвечал бы за создание правил и процедур, за выдачу разрешений на специфические формы закупок и т.д.

В-третьих, по моему мнению, следует разобраться в инфраструктуре тех, кто организует государственные закупки. Когда-то у Минэкономики отобрали право быть государственным органом, дающим разъяснения и отвечающим за систему госзакупок. И «рассиропили» все между теми структурами, о которых мы с вами сейчас говорим. И вышло как в старой доброй поговорке, когда у семи нянек дитя без глаза.

Не дело Министерства здравоохранения, где работают врачи, заниматься тендерными процедурами. Скажем, как министр здравоохранения, я должен закупить такие-то вещи, у меня есть для этого бюджет. Но я делегирую все эти заботы специальному агентству, в котором работают юристы, бухгалтеры, другие профессионалы, и говорю им — покупайте. Потому что они знают, как проводятся тендеры, у них есть опыт, хорошие контакты в деловом мире.

Мне кажется, было бы не лишним воплотить еще одну идею, успешно реализованную французами. Там было создано специальное государственное агентство, которое проводит тендерные процедуры. Это очень эффективная, правильная идея. Суть ее заключается в следующем: не нужно создавать тендерные комитеты в каждом министерстве, ведомстве — не их это дело.

— Серьезная дискуссия идет по поводу того, стоит ли распространять закон о госзакупках на государственные предприятия?

Считаю, идея эта здравая и приемлемая. Да и проверять нужно было бы только одно агентство, включив в контрольный орган, например, представителей СБУ, КРУ и других, кто мог бы следить за чистотой проведения госзакупок.

Конечно, они не захотят этого делать. Но их нужно заставить. Уверяю вас, во всем цивилизованном мире вся эта публика работает исключительно по правилам, установленным государством.

— Исходя из европейской практики, рекомендаций Всемирного банка и практики, которую я вижу в Украине, я предлагал бы такой вариант. Те госпредприятия, которые работают сегодня в реальном рынке, не получают государственной поддержки, не должны руководствоваться законом о госзакупках. Но те, кто работает на монополизированных рынках (речь идет о естественных монополиях и тех, кто работает на смежных с ними рынках), в обязательном порядке должны проводить закупки по тем же правилам, что и бюджетные организации. Иначе мы с вами никогда не сложим цену ни на электроэнергию, ни на тепло, ни на воду, ни на что-либо другое.

Именно на этих принципах нужно готовить изменения в закон или новую редакцию закона.

Более того, если вы сегодня обратитесь в любую порядочную коммерческую структуру, вы узнаете, что правила госзакупок, которые были некоторым образом проверены на государстве (имею в виду весь наш опыт), взяты на вооружение. И любой солидный банк или предприятие проводит у себя закупки через тендерные конкурсы. Это — мировая практика. И нельзя, чтобы мы сейчас, под влиянием критики нашей несовершенной системы, отказались от госзакупок как таковых.

— Президент, я убежден, будет выступать за то, чтобы в первый же или второй сессионный день, когда парламент начнет легитимно работать, этот закон был рассмотрен. Именно потому в первом же пункте упомянутого указа значится требование к правительству — до 1 сентября разработать проект нового закона о госзакупках и обнародовать его на веб-сайте Кабмина. Пусть все причастные к системе госзакупок выскажут свои предложения. Чтобы не получилось, как прошлый раз, когда закон тихонько вытащили из-под полы и быстро, на протяжении двух-трех дней, провели через все комитеты ВР, и в зале он был проголосован в первом чтении и в целом.

— А не затянется ли это дело вплоть до следующего года? Государство ведь теряет каждый день...

А в октябре, когда начнет заседать новый парламент, одним из первых давайте примем новый закон. Мне кажется, что в этом есть полная и правовая, и экономическая, и государственная логика.

Дайте возможность общественности высказаться по поводу того, что там хорошо, что плохо, проведите обсуждение, максимально учтите замечания. Для этой работы у нас еще есть время.




Заглавная страница / Политика