Заглавная страница / Политика

Одиннадцатая Рада

Напомним, что Совет по вопросам сотрудничества — главный институт, созданный во исполнение Договора о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС (ДПС) и призванный контролировать его выполнение. Согласно ст. 85 ДПС Совет «рассматривает любые важные вопросы, возникающие в рамках договора, и любые иные двусторонние или международные вопросы, представляющие взаимный интерес». Премьер-министр Украины по должности является сопредседателем Совета. Наряду с саммитами Украина — ЕС, на которых нашу страну обычно представляет глава государства, заседание Совета является одним из важнейших ежегодных событий в двусторонних отношениях.

Минувшая неделя началась с зарубежных визитов первых лиц государства: в понедельник президент полетел на восток, в Баку, где принял участие во втором саммите Организации за демократию и экономическое развитие — ГУАМ, а глава правительства в тот же день отправился на запад, в Люксембург, для участия в одиннадцатом заседании Совета по вопросам сотрудничества между Украиной и ЕС. В конце недели направления маршрутов Ющенко и Януковича изменились с точностью до наоборот: первый отправился с рабочим визитом в Брюссель, второй — с официальным визитом в Москву. Итак, соревнование двух Викторов за влияние на внешнюю политику Украины продолжается. В этой борьбе президент традиционно пытается позиционироваться как стратег, который ищет место Украины в изменчивом глобализированном мире, а премьер стремится выглядеть эдаким «крепким хозяйственником», который проникается не столько идеологией, сколько «конкретными делами».

Конечно, все преференции, предусматриваемые «визовым договором», достались Украине не даром, а в обмен на соглашение о реадмиссии. Об этих двух договорах, их взаимосвязи, а также преимуществах и недостатках «ЗН» писало неоднократно. Поэтому позволим себе на эту тему разве что еще несколько дополнительных замечаний.

Нынешнее заседание Совета не стало исключением. Его изюминкой, безусловно, было подписание договоров об упрощении визового режима и о реадмиссии. Причем для украинцев изюминкой является первый договор, а для европейцев — второй. По словам министра иностранных дел Арсения Яценюка, «визовый договор» предусматривает не только ощутимое упрощение визового режима для отдельных категорий украинских граждан, а именно: владельцев дипломатических паспортов, бизнесменов, журналистов, студентов и пр., но и, что не менее, а, возможно, и более важно, поскольку касается всех визовых апликантов, — фиксацию десятидневного срока рассмотрения ходатайства о выдаче визы, установление исчерпывающего перечня документов, которые украинские граждане будут подавать для получения визы, а также обязанность консулов государств — членов ЕС сообщать о причине отказа в выдаче визы.

Менее заметным, но также важным событием, которое состоялось 18 июня в Люксембурге в рамках заседания Совета по вопросам сотрудничества, стало подписание сторонами договора о торговле некоторыми сталелитейными изделиями. Важность его объясняется просто: сталелитейная продукция — основная статья украинского экспорта в ЕС. Европейский союз ограничивает ввоз на свою таможенную территорию сталелитейной продукции иностранного, в частности украинского производства, устанавливая импортные квоты. В этой ситуации задание украинского правительства — договариваться c Европейской комиссией об увеличении квот настолько, насколько это возможно, поскольку такое увеличение приведет к прямому и гарантированному росту украинского экспорта в ЕС, а следовательно — к увеличению налоговых поступлений в бюджет, к росту оборотных средств украинских предприятий, улучшению торгового баланса и тому подобному. По утверждению главы правительства, на этот раз удалось «выторговать» у европейцев увеличение квоты на 35% по сравнению с 2005 годом и на 18% — с прошлым.

К сожалению, остается открытым вопрос относительно возможных сроков вступления договора в действие. Пока следует напомнить, что и договор об упрощении визового режима, и договор о реадмиссии предусматривают их ратификацию. Учитывая законодательный паралич и фактическую агонию Верховной Рады пятого созыва, а также неопределенность относительно хотя бы ориентировочных сроков начала плодотворной законотворческой деятельности Верховной Рады шестого созыва, вероятность ратификации обоих договоров к началу следующего года остается крайне незначительной. Даже несмотря на заявление украинского премьера, что «визовый договор» вступит в действие уже этой осенью.

Кроме подписания указанных выше договоров, стороны обсудили в Люксембурге ход подготовки проекта нового базового договора между Украиной и Евросоюзом. Именно в этом вопросе премьер позиционировал себя как в определенной мере оппонент президента. Если Ющенко неоднократно подчеркивал, что новый договор должен предоставить Украине так называемую европейскую перспективу, то Янукович настаивал, что сотрудничество с ЕС следует наполнять «конкретными делами». Чтобы понять, о чем идет речь, не лишним будет сказать несколько слов о «европейской перспективе».

Хотя и у этого достижения есть оборотная сторона. Добиваясь от ЕС увеличения импортных квот для украинских производителей стали, правительство невольно замораживает ситуацию, при которой недрагоценные металлы и изделия из них составляют около трети украинского экспорта в Евросоюз в то время как примерно такую же часть среди еэсовского экспорта в Украину составляет машинерия. Следовательно, только увеличением квот на ввоз украинской сталелитейной продукции в страны ЕС Кабмин вряд ли достигнет с ним положительного торгового баланса (напомним, что с 2005 года Украина имеет отрицательное сальдо в торговле с Евросоюзом) и не только к концу текущего года, как пообещал Янукович, но и в перспективе.

В Люксембурге Янукович не стал раздражать европейских политиков вопросами, почему они не соглашаются пообещать Украине перспективу вступления в ЕС в неопределенном будущем, зато дипломатично заявил: дескать, несмотря на то, что переговоры о новом договоре «пока что обходят принципиальный для Украины вопрос европейской перспективы», стороны «успешно и оперативно продвигаются по содержательному наполнению договора по всем направлениям». В чем состоит это «продвижение», премьер не уточнил. Как, впрочем, не уточнил и того, что мешает Украине и в дальнейшем — пока ЕС не созреет до того, чтобы зафиксировать в новом договоре «европейскую перспективу» для Украины (если для нас это действительно принципиальный вопрос), — сотрудничать с нашим стратегическим партнером на основе ДПС и ряда других отраслевых договоров. Но хотя это и не озвучивалось в публичных заявлениях, уже сегодня понятно, что ДПС в любом случае будет пролонгирован, поскольку до марта следующего года (когда минует первый десятилетний срок его действия) подготовить проект нового договора, после чего его парафировать, подписать и ратифицировать — задача нереальная.

Технически предоставление «европейской перспективы» означает, что в преамбуле нового договора должна быть фраза о том, что его (договора) выполнение будет содействовать будущему вступлению Украины в ЕС. Подобные политические декларации можно обнаружить в преамбулах многих договоров об ассоциации, начиная с договоров с Грецией и Турцией 1963 года и заканчивая договорами 90-х годов с государствами Центральной и Восточной Европы, которые присоединились к Союзу во время последней волны расширения. История — особенно ярко на примере отношений Турции и ЕС — свидетельствует, что эту, на первый взгляд, невинную фразу опытные дипломаты вполне могут использовать как мощный аргумент против нежелания Брюсселя и других европейских столиц поступиться частицей своего благосостояния ради общеевропейской солидарности, которая заключается, в частности, и в принятии в общий европейский дом не слишком зажиточных соседей.

Следующий пик в отношениях Украины с Евросоюзом можно ожидать 14 сентября, когда в Киеве запланирован саммит Украина — ЕС.

И последнее, на что хочется обратить внимание. В Люксембурге украинский премьер в очередной раз доказал, что умеет подбирать себе советников и спичрайтеров. В своем лаконичном приветственном выступлении во время открытия заседания Совета он успел акцентировать внимание европейцев на том, что «безальтернативность курса на европейскую интеграцию была в очередной раз подтверждена во время недавнего политического кризиса в Украине, ведь все участники конфликта четко понимали — есть рубеж, переступив который, мы окончательно утратим европейскую надежду».




Заглавная страница / Политика