Заглавная страница / Политика

Кто выводит ведущих политиков Украины на международную сцену?

Итак, вопрос о том, кто и как влияет на формирование международной деятельности VIP-персон выглядит даже более важным, чем вопрос об идеологических предпочтениях, особенно в стране, где идеологическое структурирование политикума уступает в значении персональной, групповой, клановой идентификации. (А в данном случае международная деятельность включает в себя зарубежные визиты и приемы иностранных гостей, заявления на международную тематику, публикации в зарубежных изданиях и другие формы проявления образов отечественных VIP-персон в международной среде.)

Политику лидеров определяют их приближенные. Эта аксиома находит полное подтверждение, если задаться вопросом о содержании международной деятельности ведущих украинских государственных деятелей. Подчеркнем, что речь идет именно о международной деятельности, а не о внешней политике, поскольку последняя, по нашему мнению, — прерогатива государства в целом, а не ее отдельных представителей.

В последние два—три года ситуация меняется в лучшую сторону, запрос на профессиональный международный консалтинг топ-политиками в принципе сформулирован, а значит, будем надеяться, уходит в прошлое эпоха неуклюжих ляпов и нелепых попыток топорно отбелить расшатанную репутацию.

В Украине не так уж много высококлассных специалистов, способных обеспечить качественную и комплексную международную деятельность политика высшего уровня. Но до недавних пор проблема имела и обратную сторону: со стороны ведущих политиков не было ясно сформулированного запроса на такое обеспечение, что, в свою очередь, не способствовало появлению достаточного количества профессионалов. Можно только вспомнить, кем и как велись убогие кампании по «улучшению» имиджа позднего Кучмы и раннего Януковича на Западе в 2002—2004 годах.

У отечественных лидеров, несмотря на многие различия, есть некоторые общие черты, существенно влияющие на режим их общения с «внешним миром». Одна из главных — ни один из названных лидеров не владеет английским языком. Более того, за всю историю существования независимой Украины не было ни одного(!) президента или спикера парламента, свободно говорящего на этом универсальном языке международного общения, как и на других ведущих европейских языках. (Что же касается премьера, то дела здесь обстоят здесь несколько лучше: англоговорящим оказался Евгений Марчук.) Эта ситуация ставит Украину поистине в уникальное положение — подобного нет почти нигде в мире (аналогии — только Беларусь и некоторые страны постсоветской Центральной Азии).

Вниманию читателей предлагаем анализ той части окружения ведущих украинских политиков, которое непосредственно призвано обеспечивать деятельность своих патронов на международной арене. Четверку первых лиц страны, отобранных для этого анализа, составили Виктор Ющенко, Виктор Янукович, Юлия Тимошенко и Александр Мороз.

Виктор Ющенко: идеологи и технократыВ окружении Виктора Ющенко после его вступления на президентскую должность происходит непрерывная ротация фигур, ответственных за международную деятельность главы государства. Первым из обоймы ключевых советчиков выпал Петр Порошенко, пик влиятельности которого пришелся на март—сентябрь 2005 года, когда он занимал должность секретаря СНБОУ. И хотя профессиональных знаний и опыта в сфере международных отношений у Петра Алексеевича не было, именно на его советы в большинстве случаев полагался президент в первые полгода своего правления. К наиболее известным инициативам Порошенко относится обнародованный в апреле 2005 года украинский план приднестровского урегулирования, известный как «План Ющенко». Правда, окончательная версия данного документа была далека от первоначальной, в которой, по сведению очевидцев, было гораздо больше несуразностей.

Переводчики сопровождают украинских лидеров везде. И если кто-то думает, что это не влияет на качество коммуникации с зарубежными партнерами, — глубоко ошибается. Кроме того, такие лидеры замкнуты в украинско-русскоязычное информпространство, не читают и не смотрят западных медиа, что объективно сужает их кругозор.

Попытки первого руководителя секретариата президента Александра Зинченко оказывать самостоятельное влияние на президента в вопросах внешней политики получились неуклюжими и неудачными.

Ярким, но недолгим был взлет Олега Рыбачука, который занял пост вице-премьера по европейской интеграции в правительстве Тимошенко (март—сентябрь 2005 г.) и пользовался доверием лично президента во многих вопросах. (Президент доверяет ему и сейчас, хотя статус Рыбачука значительно снизился.)

Начиная с середины 2005 года и весь следующий год решающее влияние на формирование президентских подходов к внешней политике оказывает именно Борис Тарасюк, вплоть до своей отставки в феврале 2007 года. Эта политика отмечена следующими ключевыми вехами — четкостью позиций относительно стремления Украины стать членом НАТО, следствием чего стало получение формата Интенсифицированного диалога весной 2006 года, превращением ГУАМ в полноценную международную организацию, инициированием создания Содружества демократического выбора, началом процесса демаркации границы с Россией, интенсивным сотрудничеством с ЕС в вопросах Приднестровья и Молдовы.

В течение 2005 года постоянно возрастает роль министра иностранных дел Бориса Тарасюка, который добивается от президента отмены (август 2005 года) указа президента Кучмы, устанавливавшего патронат администрации президента над МИДом.

Правда, критики констатировали не всегда достаточную содержательность визитов. Президента упрекали в парадной дипломатии, в слабости к различным зарубежным наградам, в изобилии сыпавшихся на триумфатора оранжевой революции.

Президент в это время вел очень интенсивную международную деятельность. Количество визитов за рубеж, как и приемов иностранных делегаций, стало рекордным за всю историю страны.


Заглавная страница / Политика