Заглавная страница / Политика

«Европейский» выбор Украины

Выборы кандидатов должны проводиться в каждой стране-участнице ЕКПЧ в соответствии с рекомендациями Парламентской ассамблеи Совета Европы №1429 (1999) и № 1649 (2004). После выдвижения трех кандидатов от определенной страны они рассматриваются Парламентской ассамблеей Совета Европы. Путем тайного голосования выбирается один из них, который и становится судьей Европейского суда по правам человека.

В этот непростой период борьбы элит и перетягивания полномочий хотелось бы, чтобы мимо нас не прошли выборы кандидатов от Украины на должность судьи в Европейский суд по правам человека. Европейская Конвенция по защите прав человека и основных свобод (далее ЕКПЧ) — общепризнанный, работающий, авторитетный инструмент защиты прав и свобод граждан стран Европы, а при нашей «проблемной» судебной системе зачастую и последняя надежда на защиту своих прав. Человек, который станет судьей Европейского суда, будет в ближайшие шесть лет как минимум играть важную роль при рассмотрении заявлений в Евросуд.

28 февраля 2007 года президент Украины издал указ № 157/2007 «Вопросы подбора кандидатур для назначения на должность судьи Европейского суда по правам человека от Украины». Затем Кабмин вынес постановление от 21 марта 2007 г. № 524 «Об осуществлении отбора кандидатов на должность судьи Европейского суда по правам человека», которым утверждался порядок проведения конкурса и обеспечение организации его проведения возлагалось на Министерство юстиции Украины. Отбор кандидатов производится конкурсной комиссией, состав которой формируется Министерством юстиции Украины. Минюст обязывают определить квалификационные требования к кандидатам в соответствии с требованиями ст. 21 ЕКПЧ, а также учитывать требования относительно гендерного равенства. Работа конкурсной комиссии регулируется регламентом, принятым на ее первом заседании, конкурс должен быть публично объявлен Минюстом через СМИ, а отбор кандидатов на должность судьи проводится путем открытого голосования.

Заметим, что ранее процедура выборов кандидатов от Украины никакими нормативными актами нашего национального законодательства не регулировалась. На прошлых выборах, проходивших в 1998 году, было выдвинуто три кандидатуры: Владимир Буткевич (который и стал впоследствии судьей Евросуда), Владимир Евинтов и Станислав Шевчук.

Но… есть вопросы… Во-первых, почему комиссия состоит именно из десяти человек? Во-вторых; почему в составе комиссии нет представителей уважаемых научных и научно-экспертных организаций? В-третьих, почему в списке присутствует представитель только одной общественной организации? Все юристы, с которыми мне удалось обсудить этот факт, отмечают, что этого катастрофически мало.

Во исполнение постановления был издан приказ министра юстиции Украины от 23.03.2007 № 358/7 «Об утверждении состава конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность судьи Европейского суда по правам человека». В комиссию вошли: председатель комиссии Александр Лавринович — министр юстиции Украины; заместитель главы комиссии Валерия Лутковская — заместитель министра юстиции Украины; члены комиссии: Владимир Хандогий — заместитель министра иностранных дел Украины (по согласию); Нина Карпачева — уполномоченный ВРУ по правам человека (по согласию); Сюзанна Станик — заместитель председателя Конституционного суда Украины (по согласию); Василий Филатов — судья Судебной палаты по уголовным делам Верховного суда Украины (по согласию); Виталий Шибко — председатель комитета ВРУ по зарубежным делам, руководитель постоянной делегации в ПАСЕ (по согласию); Геннадий Удовенко — председатель подкомитета по правам человека комитета ВРУ по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений (по согласию); Александр Пташинский — руководитель департамента по вопросам исполнения наказаний международной правозащитной организации «Международная лига защиты прав граждан» (по согласию); Ирина Кушнир — начальник информационно-аналитического отдела секретариата правительственного уполномоченного по делам Европейского суда по правам человека Министерства юстиции Украины (секретарь комиссии).

С Евгением Захаровым, главой Харьковской правозащитной группы, у нас состоялся такой разговор.

Вот что по этому поводу сказал нам уважаемый юрист-международник, доцент Института международных отношений Сергей Козьяков: «Список претендентов на должность судьи должен быть опубликован за месяц до голосования. Юридическая общественность должна иметь возможность высказаться относительно профессиональных и моральных качеств кандидатов. Обсуждение кандидатур членами комиссии должно проходить гласно и в присутствии СМИ. Голосование же пусть будет тайным. В любом случае кандидат кроме профессиональных качеств юриста и свободного владения рабочими языками суда должен иметь безупречную репутацию порядочного человека. Последнее особенно важно в условиях публичной казни независимой судебной системы в стране».

— Мне позвонила заместитель министра юстиции Украины Валерия Лутковская и сказала, что в комиссию должны войти представители профильных комитетов Верховной Рады Украины и общественных организаций. После этого на мое имя и на имя Исполнительного директора Украинского Хельсинского союза по правам человека Владимира Яворского был прислан факс из Министерства юстиции, которым нас приглашали стать членами этой комиссии. Мы ответили согласием. Потом стало известно, что Аркадий Бущенко, адвокат областной коллегии адвокатов, эксперт Харьковской правозащитной группы, подал свою кандидатуру на участие в конкурсе на должность судьи Европейского суда по правам человека. И Валерия Владимировна сказала, что при этом мое участие в комиссии породило бы конфликт интересов.

— Господин Захаров, есть информация, что вас сначала пригласили участвовать в конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность судьи Европейского суда по правам человека, а потом отозвали приглашение....

— По моему мнению, практически все представители не смогут объективно оценить уровень знаний европейского права кандидатами. Специалистом в этой сфере является только Валерия Лутковская.

— Как вы полагаете, в таком составе комиссия достаточно репрезентативна и объективна?

За разъяснениями, описанием процедуры выборов кандидатов мы обратились к заместителю министра юстиции Украины Валерии Лутковской. Получился такой диалог.

«Мы получили факс от Ми нис терства юстиции с предложением представить кандидатуру от нашей организации в эту комиссию, — рассказал исполнительный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека Владимир Яворский. — Была подана моя кандидатура. Потом я увидел окончательный состав комиссии и себя там не обнаружил. По-моему, половина членов комиссии вообще может не понимать, что такое Европейский суд по правам человека. Хотелось бы, чтобы механизмы формирования комиссии и выборов кандидатов были прозрачными».

— Количество членов комиссии никем не определялось. Мы обращались к судебным органам, к парламенту с просьбой представить кандидатуры на участие в работе комиссии. Исходили из того, что предлагаем на должность судьи не общественного деятеля, не ученого. В соответствии с этим в комиссии два представителя судебного корпуса. Мы понимаем, чем будет заниматься судья Европейского суда по правам человека, и в связи с этим в составе — уполномоченный ВРУ по правам человека и представитель Комитета ВРУ по правам человека.

— Чем продиктован количественный и персональный состав конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность судьи Европейского суда по правам человека? Почему в комиссии отсутствуют представители уважаемых научных организаций (скажем, Института государства и права, Института международных отношений) и мало представителей общественных организаций?

— На сегодня подано девять заявлений.

— Сколько уже подано заявлений от желающих принять участие в конкурсе?

— 23 апреля истекает срок подачи заявлений от кандидатов. 25 апреля Первые национальные курсы иностранных языков проведут тестирование всех, кто изъявил желание принимать участие в конкурсе. 26 апреля мы планируем заседание комиссии. Надеюсь, что оно будет открытым. До 29 апреля эта информация должна будет официально поступить в Страсбург. После того как комиссией будут отобраны три кандидата, начинаются собеседования в ПАСЕ.

— Как будет проходить отбор кандидатов?

— Теоретически принять участие в конкурсе имеет право любой человек, чья кандидатура соответствует заявленным критериям. Другой вопрос, насколько перспективно будет подавать эту кандидатуру. Я не возьму на себя ответственность толковать Конвенцию».

— Многие юристы говорят, что нынешний судья Европейского суда по правам человека Владимир Буткевич также может принять участие в конкурсе. Как вы считаете, он имеет такое право?

Также ходят упорные слухи о том, что будут подавать свои кандидатуры Владимир Буткевич (нынешний судья Европейского суда) и Сергей Головатый (глава Української правничої фундації). На сегодня ни один из них свою кандидатуру не подал, но время до 23 апреля еще есть.

Итак, теперь самое интересное. Считаю возможным указать фамилии некоторых кандидатов, которые мне удалось узнать, так как ни в одном нормативном документе не говорится, что эта информация закрыта. Среди названных кандидатов — эксперт Харьковской правозащитной организации, адвокат Аркадий Бущенко; профессор, юрист-международник Александр Мережко; заведующий кафедрой международного публичного права Института международных отношений Александр Задорожный; судья апелляционного суда города Киева Елена Евтушенко; профессор Соломонового университета Станислав Шевчук.

Геннадий Друзенко, вице-президент Института европейской интеграции: «Впервые в истории Украины отбор кандидатов на должность судьи Европейского суда по правам человека не является формальным процессом, когда отбирается один явный фаворит и два статиста. Профессора Александра Мережко, скорее всего, попробуют отсеять еще на предварительном этапе отбора, хотя, как по мне, он был бы самым достойным кандидатом на должность страсбургского судьи, ибо он абсолютно чужд системе украинской власти. Сергей Головатый, безусловно, яркая личность, незаурядный политик и талантливый оратор. Однако насколько легко представить Сергея Петровича в роли классического парламентского трибуна, настолько же трудно — в роли объективного, мудрого и хладнокровного судьи. Г-н Шевчук мог бы претендовать на статус золотой середины между «классическим политиком» Головатым и «классическим ученым» Мережко. Лояльность ученого, администратора к власти, независимо от ее цвета, должна была увеличить шансы претендента, если б не «ход конем» Головатого с президентской части шахматной доски на премьерскую».

Сначала поговорим о слухах. Итак, Виктор Чивокуня, корреспондент интернет-издания «Украинская правда» пишет 17 апреля из Страсбурга: «Нынешние экстренные дебаты (в ПАСЕ — С.М.) могут стать последним проектом Головатого в Совете Европы… Не исключено, что в ближайшее время он будет баллотироваться на должность судьи Европейского суда по правам человека и переедет в Страсбург. И роль украинского правительства в этом процессе много в чем может объяснить нынешнюю позицию депутата». Мне удалось дозвониться Сергею Петровичу Головатому, находящемуся в Страсбурге. Однако он, сославшись на крайнюю занятость, не ответил на мои вопросы, в том числе о том, планирует ли он подавать свою кандидатуру на участие в конкурсе.

Александр Мережко, доктор юридических наук, профессор:

Станислав Шевчук, профессор Соломонова университета: «Очень хорошо, что, наконец, объявлен такой конкурс. Это безусловный шаг вперед!»

Хотелось бы верить, что Украина выдвинет достойных кандидатов на должность судьи в такую важную для построения правового государства в Украине структуру, как Европейский суд по правам человека. И что выбор этот будет продиктован исключительно высокими моральными качествами кандидата, его профессионализмом, а не партийными договоренностями и необходимостью политических компромиссов. Такой выбор должен быть осуществлен путем гласного обсуждения. Это важное решение комиссия должна принять, памятуя о том, что каждый из ее уважаемых членов персонально ответственен за то, что все три кандидатуры, представленные от Украины, должны быть не только выдающимися юристами, но и пользоваться высоким моральным авторитетом в обществе. Чтобы потом никто не мог сказать: «За державу обидно»!..

«В объявлении, размещенном Министерством юстиции, говорится, что требования к кандидату такие: высокие моральные качества, пребывание кандидата на должности судьи или опыт в сфере защиты прав человека. Считаю, что подобные критерии нарушают статью 21 ЕКПЧ о требованиях, предъявляемых к кандидатуре судьи. В Конвенции, в частности, говорится, что судьи должны быть наделены высокими моральными качествами, удовлетворять требованиям, которые выдвигаются при назначении на высокие судебные должности или быть правоведами с общепризнанным авторитетом. В нашем же объявлении правовед как-то выпал. Может сложиться впечатление, что такая публичная оферта подготовлена под кого-то лично. Я не питаю иллюзий по поводу своего избрания, а вижу участие в этом деле как своего рода эксперимент. Интересно посмотреть, как действует этот механизм».




Заглавная страница / Политика