Заглавная страница / Политика Из пустого в пустое Что делает в критические минуты правительство? Готовит на скорую руку меры по стабилизации и изменения к бюджетному закону, выдавая их, ни много ни мало, за единственный путь к спасению экономики страны. Что делает человек, когда денег нет, а траты (скажем, на лечение) предстоят огромные? Один напивается вдрызг, другой — начинает распродавать вещи. Третий уповает на утро, которое, как известно, мудренее. «Заначек» у казны нет. Последние более-менее реальные деньги ВР, как мы помним, расписала еще в начале сентября — на повышение престижности шахтерского труда и приближение на два месяца срока введения в полном объеме Единой тарифной сетки. Ну, действительно, кто же в сентябре знал, что в металлургии начался спад, что стремительно растет отрицательное сальдо платежного баланса страны, что в мире нарастает финансовый кризис, а следовательно, надо экономить и даже подумывать о создании стабилизационного фонда? Законопроект №3308 «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год…», зарегистрированный в парламенте поздно вечером 22 октября и вывешенный на парламентском сайте днем 23-го, всем своим содержанием указывает на бесплодность ночных мозговых штурмов. Как ни печально, правительство так и не решило, где взять реальные деньги. Точнее, у кого их отнять, так как финансовые источники исчерпались, а в поддержке нуждается все больше реципиентов. Манипуляции начались с приватизации. В ст. 22 годовой план поступлений по этой статье уменьшили с 8,6 до 3,2 млрд. грн., что приемлемо, но только теоретически, не в сложившихся условиях 2008 года. Однако не спешите радоваться: в проект внесена новая статья 84-1, согласно которой все сверхплановые (т.е. сверх 3,2 млрд. грн.) приватизационные деньги направляются в Стабилизационный фонд на «инвестирование экономических проектов и преодоление последствий финансового кризиса». Самый болезненный выход — сокращение бюджетных расходов, и прежде всего социальных, — в жестком виде неприемлем по определению. А если нельзя взять у населения, то можно и нужно — из других источников. Прежде всего — у должников. Этими источниками определены — держитесь крепче! — «Нафтогаз Украины», местные бюджеты, «Укрнафта» и «Укргаз-Энерго» (задолжавшие дивиденды за 2007 год), а также Фонд госимущества Украины, не осиливший и 5% годового плана поступлений от приватизации. Сколько денег придет в этот фонд, угадайте с двух раз?! Вот такая у нас будет и стабилизация. Более издевательский способ выполнения распоряжения СНБОУ и придумать трудно. Требовали, Виктор Андреевич, стабфонд? Распишитесь, получите. Второй источник не менее лукав. Правительство делает вид, что намеревается получить от НАК «Нафтогаз Украины» 1,58 млрд. грн. НДС за импортный газ, поставленный в страну еще в первом полугодии 2006 года. Правда, в юридической службе НАК убеждены, что никто никому уже не должен: вопрос закрыт еще весной, постановлением Кабмина №421 от 25 апреля с.г. Наверное, правительству понадобилась некая бюджетная проводка, чтобы узаконить проведенный зачет. Но причем тогда тут преодоление кризиса, поиск средств на стабилизацию и прочие «прелести» сегодняшнего дня? Вряд ли поможет и столь дивная норма, как пеня в размере 200% годовой учетной ставки НБУ от суммы недоплаты за каждый день просрочки с перечислением средств в бюджет, которая, по замыслу разработчиков бюджетных изменений, будет взиматься с Фонда госимущества Украины. Если так и дальше пойдет, вскоре ФГИ будет должен казне уже не 3,2, а 4 или 5 млрд. приватизационных денег (вместе с пеней)… Дух захватывает! Думаю, а не проще ли пустить с молотка само здание ФГИ — за ненадобностью этой организации. Глядишь, и живая копейка в бюджет капнет. Гм… Интересно было бы посмотреть, как отреагируют на эти «Ужасные» угрозы группа «Приват» и г-н Фирташ, которые глубоко имели в виду проблемы Украинского государства и общества. А еще Кабмин задумал дело великое и многотрудное — получить дивиденды от «Укрнафты» и «Укргаз-Энерго» за 2007 год. А в случае, если не перечислят добровольно до 15 декабря, предусмотрена кара — как сказано в бюджетном проекте, «эти акционерные компании обеспечивают перечисление в месячный срок» части прибыли по базовому нормативу, установленному для предприятий с более чем 50-процентной госдолей на 2006 год. Поскольку в приложении 2 Фонд гарантирования отдельной строкой не фигурирует, мы можем только поверить на слово разработчикам бюджета — деньги в фонд тоже перечислят. Но немного. Иначе зачем бы понадобились операции со столь «ликвидным» продуктом, как государственные ценные бумаги? А закончим мы на менее веселой ноте — но уже не для отдельных олигархов, а для миллионов банковских вкладчиков по всей стране. Знаете, как Кабмин собирается нас поддерживать в эти сложные дни, укрепляя доверие к банковской системе? Изо всех сил! Потому что с деньгами пока не очень вытанцовывается. Согласно ст. 84-4 проекта, Кабинету министров разрешается сделать взнос государственными облигациями Украины в Фонд гарантирования вкладов физических лиц сверх объемов, предусмотренных приложением 2 к данному закону. Заглавная страница / Политика |