Заглавная страница / Политика

НИЧЕГО ЛИЧНОГО, ИЛИ О РЕЗОНАХ ВЫБОРОВ В ОДИН ГОД

Выборы проводятся в установленные Конституцией и специальными законами Украины сроки через определенный промежуток времени. Конституцией Украины (ст.77) предусмотрено проведение очередных выборов Верховной Рады Украины в последнее воскресенье марта четвертого года полномочий парламента. Очередные выборы президента Украины проводятся в последнее воскресенье октября пятого года полномочий президента. Выборы органов власти Автономной Республики Крым (АРК) и в органы местного самоуправления синхронизированы по срокам с выборами в парламент Украины.

Проведение периодических выборов в представительные органы государственной власти и местного самоуправления является гарантией прав граждан на участие в управлении делами государства и местных общин. Периодическое переизбрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления позволяет обновлять их состав согласно воле избирателей. При этом дается оценка избирателями политическим партиям, движениям, отдельным политикам, которым на предыдущих выборах было оказано доверие согражданами. В этом проявляется политическая и правовая зависимость депутатов от избирателей.

Это предложение заслуживает рассмотрения с нескольких сторон. Действительно, есть серьезная проблема, связанная с существующим сегодня совмещением в одно время выборов в Верховную Раду Украины, органы власти АРК и органы местного самоуправления. Так, политические силы, участвующие в выборах, не в состоянии качественно организовать и провести, по существу, несколько избирательных кампаний одновременно. Поэтому мы могли наблюдать провалы на местных выборах ряда серьезных политических сил. Кстати, и Центральная избирательная комиссия предлагала парламенту еще до мартовских выборов 2002 года внести изменения в действующее избирательное законодательство с целью проведения парламентских и местных выборов в разное время. У ЦИК масса собственных резонов: десятки тысяч кандидатов, до двухсот миллионов бюллетеней, организационное и материальное обеспечение избирательного процесса и т.п. Чего стоит только один завершающий день избирательной компании с десятками миллионов избирателей, голосующих по шести разным бюллетеням. В конечном счете страдала от этого не только ЦИК. Есть немало и других аргументов в пользу предложения о «разведении» выборов в парламент, органы власти АРК и местных выборов.

В контексте заявленной политической реформы Президент Украины предложил «развести» выборы парламента, Верховной Рады АРК, органов местного самоуправления и президента Украины в пределах одного календарного года. Очередные выборы народных депутатов Украины предложено проводить в последнее воскресенье марта; очередные выборы депутатов сельских, поселковых и городских советов, депутатов Верховной Рады АРК — во второе воскресенье сентября; очередные выборы президента Украины — в первое воскресенье декабря. Исходя из этого предложено увеличить срок полномочий Верховной Рады Украины, органов власти АРК, органов местного самоуправления до пяти лет. Концептуальная идея — проведя «праздник демократии» в течение одного года, избавить «народ-электорат» на последующие четыре года от политического ажиотажа.

Идея парламентско-президентской республики предполагает повышенную политическую и правовую ответственность парламента за стабильность «парламентского большинства», за формирование эффективного правительства, качественную законодательную деятельность. В действующем парламенте практически все серьезные политические силы не возражают против внесения в Конституцию Украины положений о возможности досрочного прекращения полномочий Верховной Рады Украины Президентом Украины в случае:

На фоне изложенного может показаться вполне приемлемым предложение о проведении выборов в разные периоды, но в течение одного года. Однако при системной, а не буквальной оценке этого предложения становится очевидной его, мягко говоря, абсолютная непродуктивность.

— если в течение 60 дней после сложения полномочий (отставки) Кабинета министров Украины Верховная Рада Украины не утвердит новый состав Кабинета министров Украины.

— если в течение 30 дней очередной сессии пленарные заседания Верховной Рады Украины не могут начаться (что может свидетельствовать только лишь об отсутствии «парламентского большинства»);

Что будет происходить в случае досрочного прекращения полномочий парламента? Внеочередные выборы нового состава парламента, причем на полный четырех- или пятилетний срок. А следующие очередные выборы парламента будут брать отсчет от момента окончания срока полномочий парламента, избранного на внеочередных выборах. Если представить, что в парламенте две палаты, ситуация становится еще интереснее: после роспуска нижней палаты и внеочередных выборов в Государственное собрание верхняя палата, не подлежащая роспуску вместе с нижней палатой (по проекту Президента), продолжит исполнение своих полномочий до окончания пятилетнего срока и будет избираться на очередных выборах в сроки, не совпадающие со сроками выборов в нижнюю палату. Не исключено, что в Конституции будут предусмотрены реальные механизмы импичмента президента. Это повлечет «подвижки» в сроках избрания следующего президента. Реальная возможность разбалансировки сроков выборов — налицо.

Президент предлагает дополнить основания досрочного прекращения полномочий парламента (у него — нижней палаты — Государственного собрания) еще одним: если до 1 декабря не утвержден Государственный бюджет Украины на следующий календарный год. Это предложение еще будет обсуждаться, но принцип ясен — возможность досрочного прекращения полномочий парламента абсолютно реальна при наличии названных оснований.

Для полноты картины напомню, что в соответствии с Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине» (ст. 78, 79) возможно досрочное прекращение полномочий местных советов и полномочий сельского, поселкового, городского головы. Соответственно проводятся внеочередные выборы. Таким образом, «избирательный винегрет» возможен будет не только в рамках одного года, но и в продолжение нескольких лет. Сбой в предложенном порядке организации и проведения выборов может случиться в любой момент, и тогда все «благие» пожелания синхронизации выборов в органы государственной власти, органы власти АРК и органы местного самоуправления пойдут прахом. И в этом нет ничего страшного: эти сбои в избирательном процессе есть свидетельство реальной демократии. Если лишить народ права «подправлять» своих избранников, причем в любое время, когда они этого заслуживают, мы быстро скатимся к тому, от чего стремимся уйти стремительно и необратимо.

Сегодня не предусматривается изменение или отмена п.28 ст.85 Конституции Украины, которая относит к полномочиям Верховной Рады Украины право досрочного прекращения полномочий Верховной Рады АРК при наличии вывода Конституционного суда Украины или законов Украины, а также назначение внеочередных выборов в Верховную Раду АРК.

Очевидно, что выборы президента должны состояться (и состоятся!) в сроки, определенные действующей Конституцией Украины, и менять их нет смысла. Что касается возможного продления сроков полномочий парламента, органов власти АРК и органов местного самоуправления до пяти лет, это положение должно будет распространяться уже на будущие составы таких органов.

На фоне изложенного абсолютно неуместной игрой воображения будут рассуждения о возможном механизме и целях введения в действие одновременных (в течение одного календарного кода) выборов: путем соответствующего продления срока полномочий президента до срока истечения полномочий действующего парламента или путем сокращения срока полномочий парламента до наступления срока выборов нового президента.




Заглавная страница / Политика