Заглавная страница / Политика Желтый свет дальнейшему расширению ЕС Не буду голословным и напомню, что европейскую политику соседства как стратегию отношений ЕС с новыми соседями на Востоке (а в окончательном ее варианте — также со старыми на Юге и Юго-Востоке) хотя и инициировали Британия и Швеция, но сформулировала именно Еврокомиссия в двух основополагающих сообщениях: «Более широкая Европа — соседство: новые рамки отношений с нашими восточными и южными соседями» в 2003 году и «Европейская политика соседства. Стратегия» в 2004 году. Здесь уместно напомнить, что сообщения Еврокомиссии не являются сугубо юридическими документами — это скорее позиция относительно стратегических вопросов одного из трех главных институтов, которые формируют политику Евросоюза. Обычно она выносится на обсуждение Европейского парламента и Совета, а затем и Европейского совета (саммита лидеров государств-членов ЕС). Окончательная позиция ЕС, как и его отдельных институтов, может существенно отличаться от позиции Комиссии. В качестве примера вспомните, что Европарламент неоднократно призывал Комиссию и Совет предоставить Украине четкую европейскую перспективу, не ограничиваясь в отношениях с нашей страной рамками политики соседства. Тем не менее эти институты так и не прислушались к призывам европарламентариев. На прошлой неделе Еврокомиссия обнародовала сообщение (Communication) Европейскому парламенту и Совету под многозначительным названием «Стратегия расширения и основные вызовы 2006-2007», которое включает специальный отчет о способности ЕС интегрировать новых членов. Несмотря на то что слово «Украина» в этом документе вообще не встречается, он безусловно интересен как для тех, кто ищет аргументы за дальнейшую интеграцию нашего государства в ЕС, так и для оппонентов этого курса. Поскольку в повестке дня Украины стоит демифологизация евроинтеграции, из которой какое-то время старались сделать суррогат «светлого будущего», и дальнейшая прагматизация отношений с Евросоюзом. А для этого нужно четко понимать, как видит стратегию дальнейшего расширения ЕС такой влиятельный институт, как Еврокомиссия, чей голос в вопросах расширения хоть и не является решающим, тем не менее имеет вес. «Стратегия расширения...» — это попытка не только очертить перспективы на будущее, но и сформулировать уроки, вынесенные из последнего, беспрецедентного, увеличения стран–членов ЕС, которое должно завершиться 1 января следующего года после вступления в Союз Болгарии и Румынии. В общих чертах Комиссия оценивает последнее расширение как безусловный успех. Причем сразу утверждает, что «сама сущность европейской интеграции состоит в преодолении раздела Европы и вкладе в мирное объединение континента». Запомните этот тезис, поскольку он — одно из немногих мест документа, которое потенциально касается нашего государства. «Стратегия расширения...» станет предметом обсуждения на саммите ЕС, запланированном на 14–15 декабря этого года. И уже сегодня этот документ вызвал в Европе незаурядный резонанс, что и естественно, поскольку он ставит вопросы, слишком щепетильные в современном европейском контексте. Достаточно лишь напомнить, что на протяжении последних двух лет поддержка дальнейшего расширения Евросоюза среди граждан ЕС уменьшилась с 52 до 45%. Все больше европейцев не хотят видеть среди членов ЕС Турцию, сложные переговоры с которой об условиях присоединения к Союзу пока продолжаются. Процесс ратификации конституционного договора, который должен был заменить учредительные соглашения 1957-го и 1992 годов и ввести новые, более приемлемые для Союза (который на протяжении трех последних лет расширился почти в два раза) механизмы принятия решений, остановился. В то же время среди европейских политических проводников существует консенсус относительно вопроса, что Евросоюзу крайне необходим новый основополагающий документ, поскольку действующие договоры, которые заложили устои ЕС (кроме Договора об учреждении Евратома), фактически исчерпали свой потенциал и не могут обеспечивать эффективное функционирование Союза, углубление интеграционных процессов и дальнейшее расширение организации. Впрочем, подробно «петь» оду расширению нет смысла, поскольку в нее пока что не поверили даже граждане ЕС. К тому же в следующем разделе сообщения тон Комиссии изменяется, и она утверждает, что в дальнейшем Евросоюз будет брать на себя любые новые обязательства относительно расширения «с осторожностью», хотя и будет придерживаться обязательств, взятых ранее. Конечно, речь идет о начавшихся вступительных переговорах с Турцией и Хорватией, а также о «европейской перспективе», обещанной другим странам Западных Балкан. Но верность ЕС своим обязательствам относительно расширения будет компенсироваться требовательностью к тем, кому они адресованы. Комиссия прямо говорит о «строгих, но справедливых» требованиях, которые будут применяться к кандидатам и потенциальным кандидатам на членство. Отныне прогресс в переговорах относительно членства будет обусловливаться прогрессом каждой отдельной страны в каждой стадии переговорного процесса. Далее ЕК констатирует, что в результате последнего расширения заметно выросла экономическая мощь и конкурентоспособность европейской экономики, так что теперь Союзу легче отвечать на вызовы глобализации. Возрос политический вес ЕС, что дает ему дополнительные преимущества в международных отношениях. Новые государства-члены демонстрируют замечательный уровень соответствия acquis communautaire, делают значительный вклад в работу европейских институтов и демонстрируют наибольшие в ЕС темпы экономического роста. Комиссия также акцентирует внимание на том, что последнее расширение улучшило безопасность и стабильность в Европе, а также обогатило культурное наследие Евросоюза. В расширенном Союзе более эффективно распределение труда. Страны Западной Европы, которые ранее ввели свободное перемещение рабочей силы, уже пожинают хорошие плоды этого шага в виде роста национального дохода и налоговых поступлений, а также снижение «серой» экономики... Чтобы не быть голословным, приведу несколько интересных цифр, которые позволяют сравнить экономическое развитие Хорватии, Румынии и Болгарии и средние показатели новых государств—членов Евросоюза: Если Совет поддержит позицию Комиссии, и оба института в будущем будут придерживаться провозглашенного подхода, это будет означать как минимум завершение коллективных (или хотя бы таких массовых, как последнее) вступлений в ЕС, поскольку прогресс каждой страны на пути реформ существенно отличается, что прекрасно иллюстрирует приложение к сообщению с отчетом относительно государств, которым обещана европейская перспектива. В этой ситуации жалко Хорватию, которая дорого расплачивается за войну в стране, которая помешала ей успеть на экспресс, последние вагоны которого вот-вот довезут до Объединенной Европы менее развитые Румынию и Болгарию. Очевидно, на следующий европейский железнодорожный состав билеты значительно подорожают, да и будет ехать он до Брюсселя намного дольше. Это яркая иллюстрация того, что общее движение страны к высоким экономическим и политическим стандартам жизни и вступительный процесс в ЕС — не противоречивые, но разные парадигмы развития и реформирования государства. Осмелюсь предположить, если бы Норвегия или Швейцария (которые являются одними из самых развитых европейских стран) подали официальное ходатайство о вступлении в ЕС в 2003 году, Болгария и Румыния все равно присоединились бы к Союзу первыми. Отчет относительно Хорватии, который является составной сообщения, свидетельствует, что эта страна также демонстрирует значительный прогресс в достижении соответствия политическому критерию членства в ЕС и успешно принимает acquis communautaire. А задачи, которые ставит перед ней Еврокомиссия в процессе предварительных переговоров, типичны для посткоммунистических государств: ускорить экономическую реформу и реформирование системы судопроизводства и публичной администрации, повысить эффективность борьбы против коррупции, увеличить административную состоятельность и тому подобное. Следовательно, главная причина того, что Болгария и Румыния в ближайшую новогоднюю ночь таки присоединятся к ЕС, а Хорватия еще долго будет ждать, заключается в том, что в 1995 году, когда первые подали заявку на членство, вторая воевала с Сербией, а затем официально поставила перед Брюсселем вопрос относительно своего вступления в Союз лишь в начале 2003 года. Не менее интересно соображение Комиссии относительно границ Европы и содержания понятия «европейский». Нужно отдать должное авторам документа, что они удержались от соблазна поставить точку в этом деликатном вопросе и признали, что «европейскость» являются сложной «комбинацией географических, исторических и культурных элементов, каждый из которых вносит свой вклад в европейскую идентичность». «Общий опыт идей, ценностей и исторического взаимодействия нельзя выразить в простой и навеки неизменной формуле. Он должен быть предметом рассмотрения каждого последующего поколения» — так взвешенно и дальновидно Еврокомиссия ответила горячим головам, которые требуют очертить окончательные рамки ЕС. Достоин внимания тот факт, что в «Стратегии расширения...» Европейская комиссия наконец четко и недвусмысленно заявила, что дальнейшее увеличение количества государств-членов невозможно, предварительно не приспособив институты ЕС к функционированию в условиях Евросоюза, который будет состоять более чем из 27 стран. Ниццкий договор, на котором основывалось последнее расширение, исчерпал свой «расширяющий» потенциал и не содержит ответов на то, как будут распределяться места в Европарламенте и взвешиваться голоса в Совете, если к Союзу после Болгарии и Румынии присоединится кто-то еще. Более того, до сих пор не имплементирована норма Ниццкого договора, согласно которой в ЕС количество членов Комиссии должно быть меньше числа государств-членов. Механизм ротации комиссионеров еще только должен утвердить своим единогласным решением Совет. В этом контексте уместно напомнить, что, согласно заявлениям украинского и еэсовского высшего руководства, ядро будущего «усиленного» соглашения между Украиной и Европейским Союзом будут составлять положения о зоне свободной торговли (а не о пространстве общих ценностей). Выводы пусть каждый делает сам. Дальше в документе подчеркивается, что статья 49 Договора об Европейском Союзе (ДЕС), которая является юридической основой расширения, отнюдь не означает, что все европейские страны должны ходатайствовать о вступлении в ЕС, а ЕС обязан удовлетворять эти ходатайства. Комиссия еще раз подчеркнула, что «Европейский Союз прежде всего и преимущественно определяется своими ценностями». Напомню, что эти ценности, перечисленные в части 1 статьи 6 ДЕС, не касаются экономики и являются простыми и сложными одновременно: свобода, демократия, гарантия прав человека и основополагающих свобод, верховенство права (а также уважение к человеческому достоинству, равенство, обеспечение прав людей, которые относятся к меньшинствам, согласно ст. 1-2 Европейской Конституции). Очевидно, страны, стремящиеся в будущем присоединиться к Союзу, должны эти ценности разделять и основывать на них свою жизнь. Пожалуй, это и является главным посланием «Стратегии расширения...» для Украины. Конечно, кроме того, что пока ЕС не рассматривает нашу страну как потенциального кандидата на членство. Наверное, если бы украинское правительство взяло несколько уроков у своих турецких коллег, официальный Киев уже давно поставил бы вопрос европейской перспективы для Украины перед Брюсселем ребром. Поскольку следует понимать, что специально подчеркнутая в сообщении «осторожность» Евросоюза с включением зеленого света в начале продолжительного пути присоединения к Союзу новых государств касается прежде всего Украины. Однако нам также следует понять, что нельзя вечно стоять и смотреть на желтый свет возле приоткрытых дверей ЕС. Нужно попытаться спровоцировать переключение европейского светофора. А для этого нужно донести до брюссельских власть имущих украинский вопрос в виде простой альтернативы, которую Евросоюз уже осознал относительно Турции: если, по словам члена ЕК Луи Мишеля, ЕС не приобретет потенциально сильного и перспективного члена, он будет иметь потенциально проблемного и трудного соседа. В связи с обнародованием «Стратегии расширения...» хороший урок того, как следует вести переговоры с Брюсселем, если правительство действительно искренне защищает национальные интересы страны и демонстрирует чувство национального достоинства, преподала Турция. В тот же день, когда Еврокомиссия обнародовала «Стратегию расширения...», турецкий премьер Реджеп Таип Эрдоган молниеносно и довольно жестко отреагировал на упреки Брюсселя в адрес официальной Анкары. Он заявил, что «кипрский вопрос (ЕС требует от Турции как можно быстрее открыть свои порты для судов под флагом Республики Кипр) не обязателен в контексте процесса вступления и носит технический характер» и возложил на Европейский Союз ответственность за ход дальнейших предвступительных переговоров с Турцией. И высочайшим дипломатическим пилотажем стал такой пассаж Эрдогана: «В некоторых сферах ЕС ждет от Турции большего прогресса, в некоторых выявлены недостатки. Это сферы, к которым мы уже деликатно обращаемся, но которые, тем не менее, имеют значительный общественный резонанс. Отсутствие в докладе упоминания о том, что указанные вопросы занимают первые места в повестке дня нашего государства, — существенный недостаток документа». Насколько известно, украинские власть имущие никак официально не отреагировали на обнародование еэсовской «Стратегии расширения...» без Украины. Заглавная страница / Политика |