Заглавная страница / Политика

Киев: рай для нелегалов?

Прокуратура Киева на днях сделала глубокие выводы по результатам комплексной проверки положения нелегалов в столице.

Похоже, если в Украине в самое ближайшее время не заработает единый государственный орган, занимающийся делами мигрантов, а также не будет принят закон о миграционной службе, представителям властного олимпа все-таки придется сместить центр перманентной языковой дискуссии со славянской группы на тюркскую семью языков, семитскую или какую-нибудь другую. Наконец-то задумавшись и о том, почему время от времени иностранцы устраивают перестрелки на столичной Троещине и огнем чистят рынки на Шулявке.

В то время как чуть ли не на каждом углу звучат заявления политиков, что «мы решим проблемы иностранных мигрантов в Украине, не позволив сделать из европейской страны проходной двор», общество наблюдает совершенно иную картину — поток мигрантов увеличивается, а количество совершаемых ими преступлений растет. Почему? Плохо работает милиция?

Как следует из материалов проверки, которыми поделился с «ЗН» прокурор столицы Евгений Блаживский, весомую часть преступлений совершают лица, прибывшие в столицу из-за рубежа. Бо­лее того, количество совершенных ими преступлений из года в год растет. Судите сами. Если в 2004 году на счету иностранных граждан было 133 преступления, то в 2007-м — 607 случаев. Коли­чество административных правонарушений, совершенных этой группой лиц, также увеличивается: 2006 год — 6 059 фактов, 2007-й — 9 867, а в первом квартале 2008 года уже 3 07 Столица, безусловно, испытывает наибольшую нагрузку со стороны нелегальных мигрантов, которых в 2007 году было выявлено 2 292, или каждый шестой в стране (в 2007 году в Украине выявлено 13 489 нелегалов). Наибольшее количество таких нарушений совершается выходцами из восточноазиатских стран — Азербайджана, Грузии и Китая.

Во-первых, МВД, законом о милиции призванное обеспечивать надлежащий контроль за выполнением иностранцами правил въезда, выезда и пребывания в Украине. Перечень функций, которые должны выполнять все без исключения подразделения ведомства, можно растянуть еще на пару абзацев. И что?

На самом деле видимость работы имитирует вся государст­венная машина. А в цепочке ведомств, которых держава в той или иной степени наделила полномочиями в этой сфере — и МВД, и государственные администрации, и СБУ, и служба занятости, и министерство образования… У семи нянек дитя без глаза. И это классическая ситуация для современной Украины. Кстати, не отменившей свой «победный» поход в Европу. Всего лишь несколько примеров из истории борьбы с нелегалами вышеперечисленных структур.

Интересная ситуация и с самым действенным способом борьбы с нелегалами — выдворением их с территории страны. Согласно статистике, в 2007 году иностранными гражданами совершено 9 867 административных правонарушений, а подразделениями МВД в столице на протяжении этого же года приняты решения о выдворении всего 2 292 человека. И это не взирая на то, что оснований для применения данной санкции для еще 7 575 (!) иностранцев предостаточно. Более того, часто решения о добровольном выдворении из страны не принимается даже после продолжительного, официально установленного, незаконного пребывания иностранного гражданина на территории Украины. Не менее удивительными во всей этой истории выглядят факты, когда та же милиция принудительно, по-видимому, в погоне за какими-то эфимерными показателями, направляет материалы в суд, требуя принудительного выдворения людей, без достаточных на то оснований. Для создания видимости эффективной работы составляются протоколы об административных правонарушениях на лиц пожилого возраста и даже детей (!), которые не достигли возраста, позволяющего привлекать к административной ответственности. О какой координации усилий подразделений МВД в этом случае вообще говорить?!

— В то время как Украина занимает четвертое (!) место в мире по внутренней и по внешней миграции населения, а количество неучтенных мигрантов перевалило за миллион, та же ГАИ, к примеру, в 2007 году не составило ни одного протокола относительно водителей, которые бы перевозили нелегальных мигрантов, — говорит прокурор Блаживский. — А в 2006 году таких фактов было выявлено всего два. Участковые инспектора традиционно забывают проверить, выехал ли из страны иностранец, у которого закончился срок пребывания на территории Украины, и который вследствие этого пополнил многочисленные ряды нелегалов. Также практически во всех районах столицы мы зафиксировали факты, когда при наличии всех доказательств совершенного нарушения, работники милиции не возбуждают административные дела, в результате чего иностранцы избегают предусмотренной законом ответственности.

В-третьих, СБУ. С одной стороны, в рамках предоставленных законом полномочий служба на протяжении 2006—2007 гг. прекратила функционирование
15 каналов незаконной миграции. Вследствие чего было возбуждено восемь уголовных дел. Пять человек в 2006 году были выдворены с территории Украины. С другой стороны, при проверке законности использования предоставленного СБУ права принятия решений о выдворении, оказалось, что некоторые из них приняты преждевременно, без достаточного количества доказательств, которые подтверждают факт нарушения иностранцем или лицом без гражданства законодательства Украины. Что, безусловно, еще один тревожный сигнал.

Во-вторых, государственные администрации. По свидетельству прокуроров, участвовавших в проверке, в Киеве, к примеру, полноценное Главное управление по делам национальностей и религий (туда же заложены и проблемы мигрантов) заработала только с марта 2008 года. До этого функционировало Управление по делам национальностей и миграции, которое в соответствии со своим положением занималось чем угодно, но только не делами миграции. Только после нашего протеста положение уже нового управления было приведено в соответствие с действующим законодательством. Но и это не спасло ситуацию. В результате проверки было выяснено, что в той же Днепровской администрации столицы, к примеру, вообще нет чиновника, ответственного за интересующее нас направление. Как нет и ни одной буквы в бюджете, предписывающей потратить на проблемы мигрантов хотя бы копейку.

— Сегодня там обучается достаточное количество иностранцев, у которых нет медицинских справок о состоянии их здоровья, отсутствия у них инфекционных заболеваний, других обязательных документов (страхового полиса, билета на обратную дорогу), — продолжает прокурор. — Не менее тревожным является и тот факт, что на основании легально полученных приглашений на обучение в Киев приезжают иностранцы, которые и не собираются здесь обучаться, а используют страну в качестве транзитного плацдарма в страны Западной Европы или для нелегального трудоустройства у нас. В частности, из приглашенных в 2007 году на обучение в Киевский городской медицинский колледж 52 иностранцев 35 — в учебном заведении так и не появились. Из 88 приглашенных в Универ­ситет пищевых технологий бесследно исчезло 37 человек. На самом деле список длинный, и сколько таких граждан у нас в стране точно никто не знает. Как, впрочем, остается в тайне и куда отправляются иностранцы, все-таки получившие образование в нашей стране. Вузы об этом не докладывают органам. И сами не интересуются. К примеру, из 110 иностранных студентов Национального медицинского университета имени Богомольца, которые в 2007 году закончили обучение или были отчислены, 11 остались в столице, в дальнейшем пять из них судом привлекались к ответственности за совершение административных правонарушений.

В-четвертых, вузы столицы.

Какова же роль прокуратуры во всей этой истории? Также маловыразительная. По словам самого руководства служба проводила свой надзор за работой милиции и других структур лишь эпизодически. В некоторых районных прокуратурах столицы, как и в государственных администрациях, нет даже закрепленных за интересующим нас направлением работников.

И, наконец, в-пятых, проверяющие отметили пассивную позицию Киевского центра занятости. Имея широкий круг полномочий и располагая арсеналом действенных мер, способных влиять на должностных лиц предприятий, которые нарушают миграционное и трудовое законодательство, инспекция центра максимально упростила свою работу. Специалисты центра выявляли лишь формальные и однотипные нарушения установленных правил трудоустройства иностранцев. Тщательных проверок документов, поданных работодателями для получения разрешений на трудоустройство иностранцев, не осуществляется. Поэтому в Украине сегодня могут работать и иностранные врачи без документов, и повара и т.д.

На самом деле факты, которые прокуратура решила сделать достоянием общественности (подробнее о результатах проверки читайте в предоставленных прокуратурой документах на сайте «ЗН»), свидетельствуют об одном — полном отсутствии координации решения проблемы на государственном уровне. Украине действительно нужен единый специальный государст­венный орган с широкими полномочиями, задачами, бюджетом и четким законом. Кстати, речь о создании такого органа идет в мартовском указе президента «О мероприятиях по реформированию системы органов МВД». И это безотлагательная мера.

Что же касается милиции. Два инспектора в том же Шевченковском районе столицы, которые входят в вертикаль департамента по делам гражданства, иммиграции и религии МВД, вряд ли могут потянуть весь этот груз, включая ответст­венность непосредственно МВД, вузов, служб занятости. Всего лишь по одной банальной причине — отсутствия нужных тысяч в бюджете МВД, эти инспектора также не в состоянии выдворить из страны и нужное количество тысяч нелегалов. И здесь мы уже не говорим о строительстве специальных центров для содержания мигрантов и прочих атрибутов, принятых в странах, которые цивилизованно подходят к решению этого действительно непростого вопроса.



Сколько таких «безотлагательных мер», предложенных стране и президентом, и Кабмином, и оппозицией, зависли на крючке необязательности наших перманентно бранящихся политических элит… Какая там борьба с мигрантами… Однако необходимо что-то делать. В этой ситуации уже вряд ли стоит восставать против притока мигрантов — это общемировая тенденция, которая, если поcмотреть практически, может принести дополнительные рабочие руки. Лучше научиться грамотно управлять процессом. И это касается как защиты прав граждан Украины, страдающих от преступлений со стороны приезжих, так и прав самих иностранцев, которые, даже получив легальный статус, вряд ли чувствуют себя в нашей стране комфортно и защищенно.




Заглавная страница / Политика