Заглавная страница / Политика О чем Вашингтон проинформировал Киев Президент Франции Жак Ширак в свою очередь заявил, что американская инициатива угрожает вернуть Европу к напряженности времен холодной войны. А в Москве, где с подозрительностью относятся к любым действиям Вашингтона, говорят о новом витке гонки вооружений и изменении баланса системы взаимного ракетного сдерживания. Теперь россияне угрожают выходом из договора по ракетам среднем и малой дальности (ДРСМД). Планы Белого дома разместить в Чехии и Польше элементы американской системы противоракетной обороны (ПРО) пока не нашли понимания не только у России, но и у многих союзников Вашингтона по НАТО. Генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер говорит о том, что союзники по альянсу убеждены в реальности ракетной угрозы Европе. И в то же время отмечает: американские планы разместить систему ПРО в Европе грозят расколом НАТО, поскольку эта система оставит беззащитными от ракетного удара из Ирана южные страны — члены НАТО, такие как Турция, Греция и даже Италия. Схеффер считает недопустимой ситуацию, когда одни страны альянса будут иметь привилегированную защиту, а на другие ракетный щит распространяться не будет. В последние два месяца украинские политики и чиновники многократно выступали с различными заявлениями. И здесь особенно запом нились слова первого вице-премьер-министра Николая Азарова: воз можное размещение объектов американской системы ПРО в Восточной Европе представляет угрозу для Украины. (Эту позицию позже раскритиковал президент: «Не ужели этот человек имеет компетенцию, неужели этот человек имеет статус комментировать это?») При этом представители антикризисной коалиции не раз заявляли: поддерж ка позиции Соединенных Штатов в вопросе размещения элементов системы ПРО грозит напряженными отношениями с Россией. Чтобы успокоить встревоженных — Москву, Париж, Берлин и прочие столицы, — Вашингтон, пусть и с опозданием, но начал активную информационную кампанию. И, как в случае с антисаддамовской коалицией, пытается создать из европейских стран многочисленную группу поддержки своего плана по размещению радара и ракет-перехватчиков в Чехии и Польше. Сегодня директор Агентства США по противоракетной обороне генерал-лейтенант Генри Оберинг практически не покидает Европу, проводя переговоры в столицах европейских союзников и партнеров Соединенных Штатов. На истекшей неделе генерал посетил Украину, чтобы в рамках украинско-американских консультаций дать ответы на интересующие Киев вопросы. А их хватало, тем более что поднятая Кремлем истерия вокруг оборонительных планов Белого дома отозвалась и в Украине. Правда, украинские политики, обеспокоенные возможным размещением в соседней стране ракет-перехватчиков, не акцентируют внимание на том, что Россия также имеет и ракеты, и внешних недругов. И нет гарантий, что в случае чего российские перехватчики не будут сбивать ракеты над украинской землей. Кстати, информацию об угрозе Россия может получить со своих объектов ПВО, расположенных на нашей территории... — Украина еще не сформировала свою официальную позицию относительно планов Вашингтона разместить в Восточной Европе элементы американской системы ПРО. Но если украинский президент, как можно судить из его слов, готов поддержать инициативу Белого дома, то ряд членов нашего правительства выступают категорически против. Какими аргументами вы сможете убедить оппонентов поддержать эти планы? Между тем генерал Оберинг утверждает, что никакой угрозы ни радар, ни ракеты-перехватчики не представляют, поскольку это оружие оборонительного, а не наступательного характера, и не направлено против России. Насколько американский военный был убедителен, отстаивая позицию Вашингтона, можно судить по его интервью «ЗН». Если посмотреть на возможные траектории полета ракет большой дальности из Ирана в Европу или Соединенные Штаты, то очевидно, что оптимальное место расположения противоракет и радаров — это размещение ракет-перехватчиков в Польше и радара в Чехии. Поэтому мы и обратились к этим странам с просьбой начать с нами переговоры относительно возможного размещения этих элементов ПРО на их территории. Еще раз повторю: наши действия вызваны обеспокоенностью о безопасности Соединенных Штатов, наших европейских союзников, наших военных баз. А угрозу этой безопасности представляют ракеты Ирана. — Прежде всего отмечу, что мы чувствуем серьезное беспокойство из-за возрастающей угрозы, вызванной наличием у Ирана баллистических ракет. Мы уже начали размещать элементы ПРО, чтобы защитить Соединенные Штаты и наших союзников от баллистических ракет Северной Кореи. Теперь подошло время заняться иранской угрозой. Ведь даже если сейчас Иран и не имеет средств угрожать Соединенным Штатам и нашим союзникам в Европе, то вскоре он получит такую возможность: мы видим результаты, которых иранцы достигли в своей ракетной программе, и мы принимаем во внимание их весьма враждебные заявления по отношению к США и нашим союзникам во всем мире. Очень важно помнить о том, что ракеты, которые планируется разместить в Польше, имеют оборонительный характер, а не наступательный: на них нет боеголовок. Их предназначение — ударное воздействие при прямом попадании в цель. Эти ракеты не запускаются до того момента, пока не будет запуска атакующих ракет. Мы считаем, что размещение в Польше и Чехии элементов ПРО никоим образом не является угрозой стратегическому балансу между США и Россией. Эти объекты имеют исключительно оборонную природу и призваны предотвратить угрозу со стороны Ирана. Мы ведем разговор лишь о десяти ракетах-перехватчиках в Польше и радаре наблюдения за средней частью траектории полета баллистических ракет в Чехии. По нашему мнению, это будет адекватным ответом на темпы наращивания Ираном своей военной мощи. — Я не вижу, каким образом потенциальное размещение элемен тов ПРО в Польше и Чехии может представлять угрозу для безопасности Украины. Скорее обратное: ценность обладания баллистическими ракетами в глазах иранцев уменьшится, если Соединенные Штаты и страны Европы смогут продемонстрировать солидарность и выработать общую позицию. Результатом этого станет усиление безопасности всех стран, поскольку, в определенном смысле, выработку общей позиции США и его союзников можно рассматривать как дополнительный аргумент убедить Иран не продолжать программу по разработке баллистических ракет. — В случае реализации американского плана развертывания объектов ПРО США в Восточной Европе, какие гарантии безопасности получит Украина? — Мы не считаем, что обломки представляют проблему. Уже многие годы США проводят испытания в южной части Тихого океана. И мы можем достаточно точно прогнозировать, какого вида обломки образуются в результате перехвата ракет. На основании этого мы знаем, что обломки ракет ничтожно малы, и после перехвата они продолжают двигаться в том направлении, куда летела ракета. Кроме того, перехват происходит на очень большой высоте, и огромная кинетическая энергия уничтожает почти все остатки ракеты. — Некоторые украинские политики, аргументируя свое негативное отношение к планам Соединенных Штатов, утверждают, что в случае, если ракеты будут сбиты над Украиной, то их обломки непременно упадут на ее территорию. Насколько обоснованны эти опасения? В то же время, если земли достигнет ядерная боеголовка (такое может произойти в случае, если нет возможностей противоракетной обороны, чтобы защититься от этого), то последствия для населения будут катастрофическими. И здесь также необходимо учитывать и такой фактор. Даже если при запуске ракет из Ирана целью будет не Украина, а Соединенные Штаты, не все они долетят до США: наверняка будут какие-то технические проблемы, что может привести к их падению. Поэтому даже с этой точки зрения мы считаем, что и для Украины будет лучше, если мы будем готовыми к тому, чтобы ликвидировать эти ракеты перехватом. Эти два фактора свидетельствуют: вероятность того, что обломки нанесут какой-либо ущерб на земле, чрезвычайно мала. По нашим подсчетам, возможность травмирования людей на земле (в зависимости от плотности населения региона) колеблется от одного шанса на тысячу до одного на два миллиона. Если же перехватчик пройдет мимо цели, то его ударная часть не сможет снова войти в атмосферу: он распадется и сгорит. — Здесь необходимо сделать небольшое пояснение. У нас разнообразное «меню» способов, при помощи которых страны могут принимать участие в разработке систем ПРО. Можно сотрудничать в сфере научных исследований и обмена технологий. Совместная деятельность может быть и в промышленной сфере между Украиной и Соединенными Штатами. В то же время возможно и такое сотрудничество, когда страны будут заинтересованы в размещении элементов ПРО на своей территории, как это произошло у Соединенных Штатов с Японией, а в будущем, возможно, будет с Чехией и Польшей. — Некоторое время назад Украина была упомянута в списке стран, сотрудничающих с США в проекте ПРО. В самой же Украине говорили о том, что Киев и Вашингтон проводят только консультации. Так участвует ли наша страна в этом проекте или нет? Я был в вашей стране почти год назад и видел некоторые возможности украинской промышленности. Потому знаю, что Украина может быть партнером. Можно найти способы обмена определенными знаниями, определенными технологиями и при этом не заходить в область расположения объектов противоракетной обороны. Я говорю о сотрудничестве между Украиной и Соединенными Штатами именно в промышленной сфере. Мы не обращались к Украине с просьбой разместить на своей территории элементы ПРО против иранских ракет, поскольку мы считаем, что именно Польша и Чехия являются наиболее оптимальным местом расположения ракет-перехватчиков и радара. Но как говорил присутствующий здесь генерал О’Райли, мы рассматриваем возможность научного сотрудничества и обмена технологиями. — Мы еще находимся в процессе формулирования этих вещей, поэтому я не могу об этом говорить. Но еще раз хочу повторить: мы не просим Украину размещать у себя элементы ПРО или принимать участие в развертывании элементов противоракетной обороны. — Это сотрудничество уже происходит или речь идет о будущем? — Мы не привязываем поддержку планов по размещению элементов ПРО в Европе к вопросам технологического сотрудничества, которое является лишь одним из пунктов нашего «меню». Мы уважаем Украину как суверенное государство, которое имеет полное право определять, какую политическую позицию оно будет занимать. Но наша цель состоит в том, чтобы Украина имела максимально полный объем информации о том, о каких системах мы ведем разговор, чтобы она понимала, почему мы считаем очень важным развертывание этих объектов, в чем состоит предназначение этих элементов ПРО и почему мы считаем, что их размещение в Восточной Европе пойдет на пользу безопасности стран НАТО, европейских государств, наших союзников, наших военных баз, а также таких стран, как Украина. — Если украинское руководство займет отрицательную позицию в отношении развертывания элемен тов американской системы ПРО в Чехии и Польше, то смогут ли украинские предприятия сотрудничать с американскими в рамках этого проекта? — Я не могу высказывать предположения, почему российская реакция была такой. Возможно, это связано с какими-то внутренними российскими процессами. Могу только сказать, что такая реакция стала для нас полной неожиданностью, поскольку мы начали разговор с россиянами относительно возможного размещения перехватчиков на европейском театре больше года назад. И постоянно акцентировали внимание на том, что будем размещать не больше десяти ракет. Это, естественно, не представляет никакой угрозы тем сотням ракетоносителей с тысячами боеголовок, которые имеются у России. — Россия выступает категорически против реализации американских планов относительно ПРО. В Москве, например, заявляют, что объекты, появившиеся у российских границ, угрожают национальной безопасности РФ. Российские военные и политики также упрекают Соединенные Штаты в том, что они стали инициаторами нового витка гонки вооружений. На ваш взгляд, почему Россия выступает против реализации этого плана? Ведь оптимальная траектория российских ракет, которые гипотетически могут полететь в сторону Северной Америки, проходит над Арктикой. Или противоракеты, которые планируется разместить в Польше, способны их перехватить? Хочу отметить, что Соединенные Штаты намерены вести дело как можно более прозрачно и постоянно информировать россиян. Мы прислали им приглашение посетить те объекты системы ПРО, которые расположены в США. Это приглашение остается в силе. Мы не против того, чтобы для россиян был открыт доступ и к тем объектам ПРО, которые могут быть размещены в Польше и Чехии. Но здесь надо отметить, что Польша и Чехия — суверенные государства и они также должны одобрить решение о посещении россиянами этих объектов. Для нас же это не является проблемой, поскольку мы бы хотели видеть больше партнерства с Россией. К тому же, если территория Польши является оптимальным местом для расположения перехватчиков с учетом иранской угрозы, то эта же страна — непригодный вариант для расположения элементов ПРО, предназначенных для перехвата российских межконтинентальных ракет. Ведь относительно российских ракет наши перехватчики, которые могут быть размещены в Польше, попали бы в положение безнадежного догоняющего. Это показывает, что данные перехватчики предназначены вовсе не для перехвата российских ракет. — Конечно. К настоящему времени мы вложили большие средства в разработку этих элементов. Мы пытаемся предложить защиту нашим союзникам во всем регионе. Эта защита эффективна против ракет большой дальности. Для тех стран, которые находятся ближе к Ирану, есть другие технические возможности. Например, такие как ЗРК «Патриот» или комплексы ПРО морского базирования «Эгида». НАТО занимается рассмотрением возможных способов защиты от подобных угроз. И если речь будет идти о расширении этих возможностей, Россия могла бы принимать в этом участие. Ключевой момент, который необходимо отметить: есть очень много способов для присоединения к этому проекту. — Может ли Россия присоединиться к разворачиваемой системе ПРО и в каком качестве? — Мы надеемся на определенный эффект от взаимодополнения двух сфер — наших усилий по разработке защиты от ракет большой дальности и того, чем занимается НАТО по разработке защиты от ракет меньшей дальности. Я думаю, что вместе это будет действенная комбинация, соответствующая той исторической традиции, которая сложилась, когда каждая страна в отдельности привносит свои оборонные возможности в копилку совместных оборонных возможностей НАТО. И если Соединенные Штаты совместно с Польшей и Чехией строят систему противоракетной обороны в Восточной Европе, то это можно было бы считать взносом этих стран в совместную защиту. — Возможно ли включение элементов американской системы ПРО в Восточной Европе в общую структуру НАТО, как это предлагал не так давно министр обороны Германии Франц Йозеф Юнг? — Это не тот элемент, который необходимо устанавливать срочно. Это был бы небольшой передвижной радар, который мог бы быть быстро развернут. Мы пока еще не обращались с подобной просьбой ни к одной стране, расположенной в Юго-Восточной Европе или на Кавказе. — В одном из своих выступлений вы говорили о возможности размещения радара на Кавказе. Соединенные Штаты уже определили, какая именно это будет страна? — Перед тем как начать пояснение общественности необходимости наших действий, хотелось бы знать, отреагируют ли Польша и Чехия позитивно на наше предложение. После того как мы увидели, что они с пониманием к нему относятся и готовы принять участие в этом проекте, мы стали рассказывать о нем. В частности, я выступал с информацией об этом на Совете Россия—НАТО в Брюсселе, давал интервью прессе. Честно говоря, российская реакция была для нас неожиданной. И сейчас мы предпринимаем особые усилия против распространения дезинформации или неточной информации, стараемся быть как можно более прозрачными. — Очевидно, что Белый дом на нынешнем этапе информационно проиграл. Почему Вашингтон только сейчас начал проводить активную информационную кампанию в Европе, поясняя ее жителям свои намерения? — Помимо информации, которая ранее была распространена СМИ и правительственными каналами, что нового услышали украинские чиновники во время украинско-американских консультаций? * * *Официальный Киев еще не сформировал свою позицию относительно размещения элементов американской системы ПРО в Чехии и Польше: прошедшие консультации — лишь первый этап в этом процессе. После украинско-американских консультаций мы обратились к министру обороны Украины Анатолию ГРИЦЕНКО с вопросом, что нового лично он вынес из этой встречи. — Как вы считаете, была ли американская сторона убедительна, отстаивая позицию Вашингтона о размещении элементов своей системы ПРО в Восточной Европе? — Группа американских военных и гражданских экспертов во главе с генералом Оберингом приехала в Киев по инициативе украинской стороны. Нам было важно получить детальную информацию о развертывании объектов ПРО на территории Польши и Чехии, чтобы затем более обоснованно и ответственно сформулировать наши собственные оценки и предложения президенту и правительству Украины. Беседа в Министерстве обороны была профессиональной и достаточно продолжительной, более двух часов, задавались десятки вопросов по всем аспектам этого проекта. Кроме Минобороны и Генштаба, в консультациях приняли участие представители секретариатов президента и Кабмина, аппарата СНБОУ, МИД, НКАУ, других государственных структур. Лично для меня новыми были ответы американцев на три, на мой взгляд, очень важных вопроса. Вопрос первый: «В случае если американские радары зафиксируют пуск ракеты, которая может представлять угрозу для Украины или России, будет ли эта информация оперативно передана названным государствам?». Ответ положительный. Вопрос второй: «Готовы ли американцы предоставить украинским и российским военным возможность посетить объекты ПРО, ознакомиться с их характеристиками, а в случае необходимости — осуществить верификацию их работы?». Ответ положительный. И третий вопрос, задавая который я, честно говоря, не очень-то рассчитывал получить утвердительный ответ: «В целях сохранения доверия готовы ли американцы пойти так далеко, чтобы включить украинских и российских офицеров в состав боевых расчетов, которые будут нести дежурство непосредственно на радарных установках?». На этот вопрос также был получен положительный ответ генерала Оберинга. Из этих ответов даже неспециалисту в вопросах противоракетной обороны понятно, что американская сторона готова предпринимать вполне конкретные шаги для того, чтобы сохранить атмосферу доверия и не дать поводов для подозрительности. (Свидетелями этих обещаний американского генерала было более двадцати чиновников от различных структур украинской власти. — Ред.) — Обсуждался ли на консультациях вопрос участия Украины в этом проекте, и, если да — то в каком формате? — На мой взгляд, и собственно презентация, и ответы на вопросы были профессиональными, честными и достаточно убедительными. Они подкреплялись расчетами, графиками, результатами испытаний. Нет сомнения в том, что это будет оружие защиты, а не нападения. А если действительно реализуется то, что было обещано, то ясно и другое: американские объекты ПРО на территории Польши и Чехии могут стать важным элементом защиты воздушного пространства всей Европы. Заглавная страница / Политика |