Заглавная страница / Политика

Лжереформа

За первые две недели работы правительство казнило 14 государственных комитетов и служб. Еще минимум 12 признаны обреченными. Один орган власти — Госкомрелигии — ликвидирован бесследно. Остальные — такие, как Госкомспорт, Госстрой, Госдепартамент исполнения наказаний, Гостурадминистрация — присоединены к министерствам на правах департаментов и управлений.

Административную реформу команда нового Президента начала с упразднения ведомств. Это дурной знак. Беды государственной машины главным образом не в числе чиновников, а в том, как они работают.

Армия чиновников в Украине невелика. По подсчетам Главного управления государственной службы, на начало прошлого года в ней работало 240,5 тыс. украинцев, или 0,5% населения. В Польше этот показатель составлял 0,6%, в России — 0,8%, в Венгрии — 2,7%. Даже если принять во внимание различия в методиках оценки, кого считать госслужащим, а кого нет, назвать избыточным число наших чиновников будет натяжкой.

Все эти инициативы должны быть введены в действие указом Виктора Ющенко. В правительстве уверены, что Президент, специально посвятивший реформе встречу с Юлией Тимошенко и Романом Бессмертным, последует их рекомендациям. Как и решение ограничить цифрой «четыре» количество заместителей министров и губернаторов, такие шаги сейчас выглядят красиво. Они на ура воспринимаются населением и нравятся большинству журналистов, с энтузиазмом спрашивающих на пресс-конференциях: «На сколько вы планируете уменьшить армию чиновников?». Проблема в том, что к строительству новой власти эти меры имеют слабое отношение. Скорее, они способны ему повредить.

Как это поменять? Пока все свидетельствует о том, что новая команда не знает. Назначенный куратором административной реформы вице-премьер Бессмертный соглашается, что общего плана пока нет. По его словам, определены только этапы. Первый — это уменьшение числа ведомств. Логика проста — их слияния и объединения позволят сократить похожие подразделения, например, пресс-службы, что даст возможность уволить часть чиновников. Это само по себе считается за благо. А начало правительство с этого потому, что опасается: потом закрывать органы власти будет намного труднее. Пока у большинства комитетов и служб нет новых руководителей, их влияние слабо, что позволяет их ликвидировать или понижать в статусе. С приходом менеджеров из новой команды инстинкт самосохранения будет подкреплен связями и доверием, и их шансы вымолить спасение в приемной Ющенко возрастут.

И мы недовольны совсем не тем, сколько их, а тем, что они делают и что не делают для нас. Министры уклоняются от борьбы с ключевыми проблемами своих секторов или борются с ними так, что эксперты матерятся, экономисты берутся за голову, а граждане — плохо живут. Директора департаментов министерств и главы госкомитетов придумывают инструкции и положения, создающие в лучшем случае очереди, а в худшем — нежелание делать деньги. Губернаторы борются с мэрами и строят бизнес. Чиновники низшего уровня — от паспортистов до таможенников, которые работают непосредственно с людьми, — хамят и злоупотребляют инструкциями. И, разумеется, сверху донизу все или почти все берут взятки и воруют.

Поэтому Бессмертный затрудняется конкретизировать, что именно будет сделано на втором этапе реформы, ставящим цель изменить функции государственных администраций областей и районов. Также он пока до конца не знает, в чем будет заключаться реформа административно-территориального устройства, названная третьим этапом. Или реформа местного самоуправления, призванная увенчать амбициозную перестройку власти.

Это логично, но неубедительно. Вы можете объяснить, почему Государственный комитет природных ресурсов будет возвращен в Министерство экологии, а «Укравтодор» останется самостоятельным органом? Правительство — нет. Как говорят близкие к процессу люди, главный фактор — лоббистские таланты того или иного менеджера, способного уже сегодня поглотить или отстоять нужный комитет или службу. Это неизбежно при отсутствии четко определенных целей, которые должны быть достигнуты в результате реформы. «Власти надлежит повернуться лицом к народу» — слишком общие слова, чтобы быть полезными.

Леонид Кучма в 1999 году провел масштабное и молниеносное сокращение количества ведомств. Президент ликвидировал не только десятки комитетов и служб, но и несколько министерств, уменьшив число органов центральной власти до 4 Что было потом? К концу его правления их численность вернулась к отметке 6 Качество работы вряд ли улучшилось.

Дефицит продуманных планов — закономерная беда новой власти. Следует быть реалистами — им неоткуда было взяться. Прежняя власть больше беспокоилась о другом, и булаву у нее отбирали не высоколобыми проектами реформ, а уличными протестами после грязной фальсификации выборов. Но решать старые проблемы все равно нужно по-новому. Любой другой путь автоматически ведет к проигрышу.

Децентрализация — это бог современной системы власти. Если новая команда в него уверует, он поможет ей творить чудеса. Медицина, образование, строительство, дороги — это все лучше передать в ведение областных, районных и городских советов. Отдать вместе с деньгами, уполномочив местное самоуправление самостоятельно собирать и тратить достаточное количество налогов. За центральной властью должны остаться лишь армия и правоохранительные органы. Государственным администрациям можно поручить наблюдение. Без права карать, но с правом бить тревогу. Нынешние губернаторы будут против, но по-другому децентрализация не получится.

Новой власти стоит прислушаться к советам комиссии «Голубая лента». Она рекомендует увлекаться не переменой названий, а перестройкой функций. Центральная власть должна перестать управлять. Это имело смысл в советские времена, в эпоху тотальной государственной собственности. Теперь все министерства — от экономики до промышленной политики — должны научиться задавать правила игры на свободных рынках. Инстинкт контролировать, разрешать и наказывать при этом должен жестоко угнетаться. На практике сие означает радикальную реорганизацию как полномочий, так и структуры министерств. Подразделения, отвечающие за анализ политики и прогнозирование рынков, — вот что должно составлять их львиную часть. Контролирующие и лицензирующие отделы.

Чиновникам нового типа нужна новая наука. Академия госуправления авторитетна, но ее выпускники испытывают недостаток практических навыков. В общем, это не задача Академии — учить анализу альтернативных решений или планированию бюджета, но тогда нужно создавать специальные школы.

Разумеется, смена функций невозможна без смены людей. Чиновникам нужна достойная зарплата. Это лозунг, которого правительству нужно не стыдиться, а изо всех сил пропагандировать. 559 гривен 30 копеек средней зарплаты госслужащего перед президентскими выборами — это не только коррупция, которая при таких доходах неизбежна. Это намного страшнее — полная невозможность привлечь нормальных людей. При таких зарплатах на госслужбу будут приходить или те, кого никуда больше не берут, или те, кто твердо настроен красть. Патриоты, которым не нужны деньги, — это фантазии Олега Рыбачука, а не подход к катастрофической для госслужбы проблеме кадров.

В среду Кабмин обсуждал возвращение к отличной идее госсекретарей, которая не была доведена до ума Кучмой. К сожалению, правительство Тимошенко посчитало ее преждевременной. Согласно комментарию Бессмертного, министры не готовы стать политиками, а аппарат — деполитизироваться. Это, несомненно, так. Но смысл любой реформы и состоит в том, чтобы новые правила меняли людей. Если административная реформа будет подчиняться не нашему видению идеальной государственной власти, а желаниям тех, кто ее сейчас получил, у нее нет шансов. Это прекрасно доказал Александр Зинченко, создавший для Ющенко секретариат, чьи структура и полномочия поразительно напоминают администрацию Виктора Медведчука. Мы все будем рады, если люди, пришедшие вместо прежней власти, будут вести себя по-другому. Проблема в том, что, если я не ошибаюсь, они обещали изменить именно правила. И административная реформа — ключ к тому, чтобы власть чувствовала, думала и действовала по-другому, с какими моральными принципами в нее бы ни приходили люди. Ответственному за ее проведение вице-премьер-министру лучше оставить утопическую идею сделать все до марта 2006 года. И снова задуматься, что именно он пытается сделать.

Чиновникам нового типа нужны новые правила продвижения по службе. Сейчас их путь и опасен, и труден, потому что непристойно зависим от политических ветров. Бесчисленные переходы из НДП в СДПУ(о), из СДПУ(о) в Партию регионов, из Партии регионов в Народную аграрную партию свидетельствуют не о беспринципности госслужащих, а о болезни системы, в которой они работают. Чиновнику с образованием, рангом и нормальным послужным списком должно быть все равно, кто выиграл выборы. Для этого нужно сделать простую вещь — объявить министров политиками, а всех остальных назначать через конкурсы, где партийность будет играть меньшую роль, чем опыт и квалификация. Возможно, продавцы портретов Президента потеряют прибыли, но страна в целом точно выиграет.




Заглавная страница / Политика