Заглавная страница / Политика

БУДУЩЕЕ ПАЛЕСТИНЫ: ДЕМОКРАТИЯ ИЛИ ТЕРРОР?

У многих уже не вызывает сомнения то, что в затяжном арабо-израильском конфликте все основные проблемы могут быть решены только политическим путем при соблюдении главного условия — переговорный процесс должен проходить в мирной обстановке, при отсутствии угроз и насилия.

Эскалация насилия между Израилем и Палестиной достигла апогея. Переговоры о мире зашли в тупик. Но не все потеряно. Наследный принц Саудовской Аравии Абдулла выступил с новой мирной инициативой. Несколько ранее от ряда европейских стран поступило также предложение о необходимости вернуться к вопросу о признании Палестинского государства. Представитель ЕС Хавьер Солана проводит активные консультации.

Если раньше Ясир Арафат мог сдерживать террористическую деятельность экстремистских организаций, то сейчас ситуация в целом вышла из-под его контроля. До недавнего времени почти все лидеры арабских стран всецело поддерживали Ясира Арафата. Однако в последнее время отношение к нему стало меняться. Особенно после захвата Израилем судна с оружием, предназначенного для палестинских экстремистских формирований. Особенно критическую позицию к Арафату занял президент Египта.

Однако, если проанализировать ситуацию за последние годы, то станет ясно, что какую бы политику ни проводил Израиль — мягкую или жесткую — в отношении Палестинской автономии, это главное условие со стороны последней не соблюдалось. Способно ли нынешнее руководство автономии обеспечить его, на чем настаивает правительство Ариэля Шарона?

Один из путей выхода из этой ситуации — определиться с новым лидером в Палестине. По-видимому, именно на этот путь сейчас стало правительство Израиля, намереваясь вести переговоры с другими руководителями автономии. Даже сам Арафат стал говорить о своем преемнике. Однако этот путь, вероятнее всего, не приведет к ожидаемому результату. При автократическом режиме правления, созданном Арафатом и существующем много лет под его абсолютным авторитетом, новый лидер не сможет быть самодостаточным ни как политик, ни как руководитель автономии. Он не способен будет преодолеть влияния Арафата и его близкого окружения, а также воздействия на него экстремистских организаций, что, безусловно, будет иметь место.

Все более становится очевидным, что Арафат не способен реально управлять ситуацией. И хотя Джорж Буш еще питает надежду в отношении способности Арафата покончить с терроризмом, Ариэль Шарон ее потерял. Для израильского руководства Арафат перестал быть партнером, с которым можно продуктивно вести переговорный процесс. Такой вывод следует сделать из состоявшейся 7 февраля с.г. встречи в Вашингтоне. Об этом в ООН еще ранее заявил министр обороны Израиля. Руководство Израиля уже не строит иллюзий в отношении возможностей Ясира Арафата.

Однако этот путь, на наш взгляд, чреват опасностью. Палестина, не имеющая прочных демократических традиций проведения выборов и создания институтов власти, вероятнее всего, получит нового лидера и правительство, которые будут избраны при доминирующем воздействии партии войны.

Другой путь предлагают некоторые европейские страны: приступить к началу процесса образования государства Палестины, не дожидаясь установления мира — прекращения террористических акций со стороны палестинцев и ответных военных мер Израиля. Через проведение демократических выборов.

При создании палестинского государства впервые в мировой практике может возникнуть прецедент, когда с благословения мирового сообщества на божий свет появится дитя с переданной по наследству злокачественной опухолью — наличием экстремистских террористических организаций. Возьмет ли ООН на себя роль повивальной бабки при рождении нового государства, имеющего такой врожденный опасный для ближневосточного региона дефект? Это явно войдет в противоречие с антитеррористической политикой большинства стран, принятой после 11 сентября.

Иллюзорность европейской идеи о проведении в Палестине демократических выборов воочию подтверждается примером установления демократических режимов в странах, возникших после развала СССР. В них, так же не имеющих демократических традиций функционирования политической системы (кроме стран Прибалтики), выборы, с точки зрения западных стандартов, до сих пор проводятся не вполне демократично.

Образование и признание Палестинского государства должно осуществляться при условии обеспечения безопасности как Израиля, так и Палестины. Относительно первого это означает, что арабские страны должны гарантировать невозможность существования и поддержки экстремистских террористических организаций в Палестине и Ливане, направленных против Израиля. Что касается Палестины, то ведущие мировые страны должны дать гарантии сохранения ее государственного суверенитета и территориальной целостности.

Страны мирового сообщества в вопросе признания Палестинского государства не должны совершать опрометчивых шагов, подобных тому, какой сделал Ватикан 17.02.2000 г., уже подписавший соглашение между Святым престолом и Палестинской автономией. Оно означает полномасштабное признание Ватиканом создаваемого Палестинского государства и установление с ним дипломатических отношений.

Для ее реализации недостаточно принятия такого подхода ведущими мировыми странами и ООН. Его должны принять также все арабские государства. Значительную роль в этом могут сыграть ЕС, Россия и Китай. Существенным фактором является также и то, кто возглавит в Палестине временную внешнюю администрацию. Возможно, оптимальным решением станет назначение высокопоставленного авторитетного представителя одной из арабских стран (например, Египта), который получит для этой миссии специальный мандат ООН. Поддержание порядка должно осуществляться миротворческими силами.

В силу обстоятельств, изложенных выше, вызывает большое сомнение, что нынешняя палестинская администрация сможет самостоятельно справиться с задачей образования своего государства, проводящего антитеррористическую политику. В качестве альтернативы может быть применен другой, успешно апробированный в прошлом подход, — введение временного внешнего управления. Например, после Второй мировой войны объектами такого правления стали Германия и Япония. Цель союзников-победителей была — выкорчевать агрессивную сущность и наладить демократические механизмы в этих государствах. Аналогично в отношении Палестины у мирового сообщества должна быть поставлена цель — искоренить террористическую сущность и заложить демократические институты нового Палестинского государства.




Заглавная страница / Политика