Заглавная страница / Политика

Язык до Москвы доведет?

Ничего подобного — все продолжается. И если все уже забыли, как ВР автономии Беловежское соглашение денонсировала, как местные советы территорию без НАТО объявляли, должны помнить. Ко неч но, принятое крымскими депутатами обращение к парламенту страны никакого значения, кроме пропагандистского, не имеет. Но — факт. ВР автономии — единственный в стране орган власти, по сути, поддержавший своим решением независимость самопровозглашенных республик. И тем самым еще раз подтвердил опасения, которые высказывались по поводу заигрывания Партии регионов с пророссийскими организациями во время выборов. Потому что ни для кого не секрет, что нынешнее решение продвигалось бывшими лидерами «Русского блока», которых привели в парламент АРК регионалы. Ес ли бы товарищи из Моск вы не настояли, а первые лица ПРУ не согласились, маргинальное политическое существование многих героев мешковских времен, растерявших свой электорат, со временем свелось бы на нет. А попав в список блока «За Януковича», заняв вид ные посты в автономии и в республиканской организации ПРУ, эти политики получили второе дыхание и возможность проводить приятные Москве решения крымской власти.

Решения крымского парламента с призывом к ВР Украины признать независимость Южной Осетии и Абхазии, отказ выполнять приказы Министерства образования и науки, по поводу увеличения объема украинского языка в школах, а министра здравоохранения — в медицинских учебных заведениях, дали повод для широкого обсуждения типа «Ну вот и началось!».

Тем не менее, обращение крымских депутатов в ВР Украины с предложением признать независимость Южной Осетии и Абхазии не тянет на роспуск парламента автономии, как предлагают некоторые политики. Здесь предполагается возможность продолжения темы в ВР, но внесенного проекта от регионалов пока что нет. А важность состоит в потенциях Киева наконец-то начать даже не обустра ивать Крым, а его изучать. Чтобы предпринимать взвешенные шаги.

И нынешнее — не последнее, потому что сопротивление, которое способен оказывать иногда спикер А.Гриценко, легко снимается командой из донецкого Киева или потребностью удержать власть. На 24 сентября назначены парламентские слушания по НАТО. В юридическом плане это ничего не будет означать. Но будет много громких и сочных заявлений, и тема «Крым против НАТО, Крым за ЧФ» снова будет актуализирована благодаря вниманию СМИ.

Что имел Крым на момент обязательного внешнего тестирования знаний в этом году на украинском языке? Из 555 школ — только шесть с украинским языком обучения. В процентном отношении: на русском языке обучаются 90,6 процентов учащихся, на украинском — 6,2, и на крымскотатарском — 3, Да, с каждым годом количество «украинских часов» в школах с русским языком обучения увеличивалось, но это не означает, что оно подразумевает и качество знаний. Потому что во всех вузах в Крыму преподают на русском. Откуда же возьмутся украиноязычные учителя математики, истории и предмета на выбор, как то предполагают мероприятия Программы улучшения изучения украинского языка? Наверное, эти мероприятия должны были бы предполагать в том числе, и курсы украинского языка для учителей-предметников. Нет, сообщил «ЗН» министр образования Крыма Валерий Лавров, ни организация курсов, ни предоставление каких-либо ресурсов для выполнения Программы пока что Киевом не предлагались. И министр образования и науки Украины Иван Вакарчук тоже абсолютно адекватно понимает ситуацию, говоря о том, что преподавание украинского языка в школах нацменьшинств не просто находится в кризисе, а во многих случаях вообще не производится, но «имитируется». Но говорит это пост-фактум. Когда после волны протестов и возмущений министерство изменило правила тестирования, разрешив выбор языка, и согласилось на двухлетний переходный период, в течение которого тесты будут переводиться на языки национальных меньшинств. Что, нельзя было предвидеть такую ситуацию? Нужно было. И тогда никаких политических спекуляций и сожжений чучел украинского министра на площадях не было бы.

В этой связи и остановимся на «языковых» решениях, принятых ВР автономии на первом в этом сезоне сессионном заседании. Депута ты, по сути, проголосовали за невыполнение приказов министра образования и науки Украины и письма-инструкции министра здравоохранения Украины, касающихся уве личения объемов использования украинского языка в общеобразовательных школах и медицинских учебных заведениях Крыма. Парламент автономии поручил правительству и рекомендовал органам местного самоуправления «обеспечить в учебных заведениях реализацию конституционного права граждан на получение образования на родном языке, а также обеспечить возможность использования языка обучения при ведении деловой документации и во внутреннем делопроизводстве». Сопротивление политике «украинизации» образовательного процесса в Крыму обострено с весны этого года.

Главная беда центра — не важно, кто у власти — в том, что он совершенно не знает Крыма. А Крым — в массе народной — либо не знает, либо не понимает, чего на самом деле хочет Киев. Отсутствие достоверной информации, как известно, укрепляет фобии и заставляет мыслить и действовать, руководствуясь стереотипами. Опыт общения с киевскими чиновниками на эту тему уже полтора десятилетия всякий раз повергает в шок. А ведь так несложно понять: все без исключения этнические группы в Крыму считают себя ущемленными.

Нужно было бы предвидеть и то, что протесты против отраслевой «Программы по улучшению изучения украинского языка в общеобразовательных учебных заведениях с обучением на языках нацио нальных меньшинств на 2008—2011 годы» заявят в Крыму не только русские, но и крымские татары, которые только в последние годы смогли начать возрождение своего национального образования. А ведь многие репатрианты до возвращения в Крым вообще не слышали украинского языка. Ну, кроме песни «Ой, ти Галю, i Усман, Україна i Узбекистан».

Украинцы в Крыму ощущают себя этим самым нацменьшинством со всеми вытекающими, включая шельмование церквей (УПЦ КП или Греко-католической), да еще несут моральную ответст венность за все, что «их Киев» делает или не делает.

Русские живут с психологической травмой от потери «большой Родины», которая усугубляется постоянной стимуляцией к защите своей культуры, языка и просто дискомфортом от мысли, что ты — представитель нацменьшинства в Украине.

И если эти травмы посыпать солью, а не лечить, то сочиться они будут еще многие десятилетия. На каких лозунгах можно прийти во власть в Крыму и надолго там задержаться — общеизвестно. Русский язык — второй государственный, да здравствует Россия, долой НАТО, ее бандеровских наймитов и их крымскотатарских соратников — исламских экстремистов. Все. И не надо воду и газ вести, коррупцию искоренять, школы да больницы строить, дороги, по которым скоро только на БТР можно ездить, ремонтировать. Ничего не надо — есть глубокая рана, которую надо расковыривать в нужный момент. И никто по рукам не даст!

Крымские татары, за полстолетия пережившие трагедию изгнания и трудного возвращения, вернувшись на родину, вынуждены доказывать, что имеют право учить детей родному языку, молиться в мечетях, получить землю, построить дом. У греков, немцев, болгар, армян, также переживших депортацию, — те же моральные травмы и социальный дискомфорт, а еще обида новоявленная — государство видит и слышит только крымских татар...

И это была настоящая дискриминация крымских украинцев. Имею полное моральное право на такой вывод — пережила это на собственном опыте. Когда заявление о желании учить дочь в украинском классе дважды «терялось», а потом со мной вела беседу завуч («За чем вы портите ребенку жизнь?»). Когда ученики украинской школы-гимназии ютились в маленьких комнатах бывшего детского сада, все — за партами для первоклашек, а обедать ходили в буфет, оборудованный в бывшей туалетной комнате. Моей дочери повезло — последние школьные годы провела в новом здании гимназии, самом современном учебном заведении Крыма. Но построено оно было не по воле Киева. Украин скую гимназию в Симферополе построил еврей Борис Дейч. Настоявший, чтобы средства от продажи санатория отдельной строкой в крымском бюджете пошли на это строительство. Да, он мудро завел объект под «зонтик» президента Л.Кучмы. Да, кто-то на этом получил политические дивиденды. Но главное — результат. Сегодня в эту гимназию очередь, причем интернациональная. По тому что в школе бассейны, отличные спорт залы; потому что в ней учат четыре иностранных языка; и главное — потому что ее выпускники, благодаря высокому уровню знаний, почти стопроцентно становятся студентами самых престижных вузов Украины. «Мы делаем украинское модным», — с гордостью говорит директор школы Наталья Руденко.

На протяжении многих лет украинские классы и школы в Крыму не открывались, «чтобы не было обвинений в насильственной украинизации. Чтобы не пор тить отношения с Москвой. Чтобы не осложнять ситуацию в Крыму». Киев демонстрировал свою слабость, а Москва строила школы и детские сады в Севастополе, открывала филиалы вузов в Крыму, поставляла учебники, давала стипендии…

Но с другой стороны — не пропускать случаев нарушения прав других. Потому что заявлений родителей с пожеланием обучать детей на родном украинском или крымскотатарском языках, которые крымскими властями игнорируются по «объективным» причинам — нет преподавателей, тоже предостаточно. Свежий пример — в Бахчисарайском районе, где собралось одиннадцать заявлений на первый украинский класс, но он так и не был открыт. Или совсем дикий случай, произошедший в Симферополе и обнаруженный, кстати, родителями, прочитавшими в конспектах сына по истории: «Слово «Украина» является позорным словом, оно обозначает «окраина». Слово «Украина» узако нили, чтобы разделить пополам. Мы живем не в Украине, а в России. Было Крещение Руси, а не Украины. Киев — мать городов русских, а не украинских. По этому ради сохранения единства русского народа мы не должны признавать такое государство, как Украина. Украин ско го народа и языка не существует». Преподавателя истории школе рекомендовали в Ми нистерстве образования Крыма. Су дя по расследованию газеты «События», учителя не уволили. Его лишь проверяют на предмет уровня преподавания.

То есть положительный опыт есть. Почему же ему не следовать, почему не делать украинское престижным и желанным, а не принудительным? Строить школы и детские сады, открывать новые классы и группы, а не вводить сразу жесткие правила для всех без оглядки на право, таки закрепленное в законе.

Второе, что должно быть нормой для киевских чиновников, — изучать ситуацию в Крыму не по бумажкам и объяс нять готовящиеся и принимаемые решения не из центра. Страна переживет дополнительные командировочные, если руководители министерств, решения которых вызывают протесты и возмущения, лично с крымских телеэкранов и на совещаниях с непосредственными исполнителями этих решений будут сообщать, разъяснять, советовать и принимать во внимание замечания и пожелания. Иначе будет как есть: решения центра будут комментировать, как понимают, крымские и московские политики, а киевские потом будут оправдываться и менять свои же приказы и распоряжения.

Уместно здесь будет напомнить Киеву и о долговых обязательствах. Когда Госуправделами во времена президента Л.Кучмы забирало из собственности Ялты Юсуповский дворец, чтобы открыть там еще одну госрезиденцию, было решение: в качестве компенсации построить в городе украинскую гимназию. Прошло шесть лет. Госрезиденция превратилась в VIP-гостиницу, а школу для украинцев Ялты так и не построили. Скажем больше — за время президентства В.Ющенко в Крыму с помощью центра не было построено или открыто ни одного образовательно-культурного учреждения. Так что своего культурного следа на карте Крыма Виктор Андреевич не оставил. Будем надеяться, пока что.




Заглавная страница / Политика