Заглавная страница / Политика

Евро-2012: территория надежд и ожиданий

Если кто не знает, маркетологи отводят континентальному футбольному первенству третью позицию в рейтинге самых значимых спортивных событий современности — после Олимпийских игр и футбольных чемпионатов мира. Отсюда и повышенное внимание к проекту Евро, организация которого четырнадцать месяцев назад впервые была доверена представителям Восточной Европы.

На этой неделе Киев и Варшаву посетила представительная делегация УЕФА (Европейского союза футбольных ассоциаций) во главе с его президентом Мишелем Платини. Высокие гости встречались с руководителями стран — хозяек финального турнира чемпионата Европы по футболу 2012 года, а также ознакомились с ходом подготовки Украины и Польши к этому событию.

Пафос и пессимизмЕсли внимать лишь тому, что говорят и пишут сегодня СМИ, ситуация близка к аховой. Пред­мет­ный разбор проблем публике не предлагается — он у нас подме­няется безудержным чиновни­чьим пафосом. Общенациональные телеканалы под видом социальной рекламы вбивают в голову обывателя сомнительные рецепты «спасения» Евро-2012 либо стенают: «Доигрались!» Пресса пестрит апокалиптическими заголовками — так, будто иных поворотов темы, кроме как «отберут ли у Украины Евро и когда?», уже не существует. В преддверии каждой мало-мальски значимой встречи организаторов с экспертами УЕФА мы, словно соревнуясь в собственном бессилии, начинаем обратный временной отсчет…

С каким настроением гости покидали наши края? Какие выводы сделали после задушевных бесед с президентами и главами правительств? Не сожалеют ли о том, что 18 апреля 2007 года Исполком УЕФА предпочел украино-польскую заявку, казалось бы, куда более благополучным предложениям от итальянцев, а также хорватов с венграми? И что будет дальше с нашей кардиффской победой?

УЕФА действительно не привык менять принятых ранее стратегических решений, хотя его специалисты не скрывают — нынешние темпы подготовительных работ в Украине и Польше далеки от оптимальных. Сухо, но по существу. Визит Платини данную оценку подтвердил.

Между тем в самом ведомстве Платини, судя по тексту официальных пресс-коммюнике УЕФА по итогам однодневных визитов его делегаций в Киев и Варшаву, до сих пор не сожалеют о содеянном. Вот и президент Европейского футбольного союза, назвавший минувший саммит «своевременным и информативным», не устает повторять: «Со всей ответственностью заявляю: мы даже не рассматриваем каких-либо запасных или альтернативных вариантов». Лукавит? Вряд ли.

Информационный голодПочему в украинских медиа, а за ними — и в болельщицких умах превалируют пессимизм и упаднические настроения? Агрессивная нетерпимость в нашем медиапространстве во многом объясняется информационным голодом, в том чис­ле акул пера и микрофона. В чем не только и не столько вина прессы, сколько ее беда. Насыщенной деталями и общественно полезной пищи от тех, кто может и должен ее предоставлять, публике не достается, вот она и потребляет затасканный и пережеванный многократно агитационно-предвыборный суррогат. Попытаемся хотя бы отчасти восполнить этот пробел.

Положение дел и вправду не является непоправимым, но в ряде направлений подготовки ее график уже приходится подвергать коррекции. Что на самом деле не столь уж катастрофично — разного рода проблемы преодолевали и хозяева предыдущих чемпионатов: Голлан­дия с Бельгией (в 2000 году), Португалия (2004) и даже Австрия со Швей­царией (2008). На экспертном уровне к появлению таких ситуативных тромбов УЕФА был, конеч­но же, готов. Почему и подгоняет Киев с Варшавой фронтально, прибе­регая необходимый лаг во времени.

Итак, единственным и исключительным обладателем всех прав, так или иначе корреспондирующихся с проведением финальных стадий чемпионата Европы по футболу, является УЕФА. Однако, не имея собственной территории, за исключением расположенной на живописном берегу Женевского озера штаб-квартиры в Ньоне, эта организация, объединяющая 53 национальные федерации, вступает в договорные отношения с теми странами, которые сама же и выделяет из числа претендентов в ходе многоступенчатого тендера.

Во-первых, проведем четкую гра­ницу в том, кто за что отвечает в процессе подготовки Евро вообще и турнира 2012 года в частности.

Зона ответственности принимающей стороны в лице национальных футбольных ассоциаций Украины и Польши распространяется на:

Выбор-2012 пал на Украину с Польшей, позднее заключивших типовое соглашение с УЕФА. Этот контракт, к слову, действует до середины 2013 года, — что позволяет футбольным властям Старого Света и после завершения финальных соревнований оберегать уже раскрученный продукт (интеллектуальные права, официальную атрибутику, логотип, записи матчей и прочее) от несанкционированного использования.

— готовность стадионов;

— обеспечение безопасности и правопорядка;

— готовность тренировочных центров и официальных мест;

— готовность принимающих городов;

— защиту коммерческих интересов УЕФА и его партнеров;

— размещение гостей и участников турнира;

— техническую и имиджевую поддержку;

— обеспечение транспортом;

— въездные и таможенные требования;

— медицинскую помощь;

Также принимающая сторона оказывает содействие УЕФА при:

— промо-деятельность.

— выработке концепции билетной программы;

— составлении календаря турнира;

— возникновении протокольных вопросов;

— аккредитации журналистов и СМИ;

Разумеется, общественным организациям, коими являются и Федерация футбола Украины, и Польский футбольный союз, выполнение таких объемов работ оказалось бы не под силу. А потому, заключая договор с УЕФА, они подкрепляют свои обязательства всесторонними и исчерпывающими гарантиями поддержки со стороны национальных правительств. Это настолько важно, что даже не обсуждается. Без этого не выиграть и первый раунд тендера.

— организации матчей.

Кстати, уже известно, что на Евро-2008 УЕФА заработал свыше 700 миллионов евро, то есть более 1 миллиарда долларов — это на 5% больше, чем четырьмя годами ранее в Португалии собрала EURO 2004 S.A. По информации из надежных источников, финансовые показатели нынешнего года были бы еще существеннее, если бы не технические сбои во время телевизионной трансляции полуфинальной игры Германия — Турция, повлекшие за собой серьезные издержки. Безусловно, этот казус и другие недочеты «альпийского Евро» (а без них не обойтись никогда) учитываются при организации следующего турнира.

Последнее слово — за УЕФАВ свою очередь УЕФА контролирует полномасштабное и своевре­менное выполнение всех вышеперечисленных требований, осуществляя также оперативное руководст­во другими процессами, которые сопровождают или могут возникать в ходе подготовки к Евро, не говоря уже о его проведении. Окон­чательные решения всегда остаются за Ньоном. Для закрепления этих программных положений в договоре с Украиной и Польшей оговорено создание некой компании, коммерческого партнера УЕФА — аналога и преемника EURO 2008 S.A., успешно отработавшего на австро-швейцарском финале.

Как полагают футбольные эксперты, появление EURO 2012 S.A. сделает подготовку к европейскому первенству более системной и менее суетливой. Для чего к работе будут подключены профессионалы соответствующего калибра. Не случайно в составе десятки топ-менеджеров УЕФА Киев и Варшаву посетил (и не впервые) исполнительный директор португальской и австро-швейцарской вариаций SA (Anonymous Society) Мартин Каллен. Невероятно деятельный, маневренный и продвинутый швейцарец, до переезда в Ньон преподавал в лучших бизнес-колледжах Европы маркетинг, финансы и коммерческую математику, немало преуспел в области футбольного предпринимательства.

Несложно предположить, что возникновение EURO 2012 S.A. не за горами. Точные сроки не определены, но появление этой структуры практически неизбежно. Безусловно, в этот орган будут делегированы полпреды украинской власти, спортивной и политической. В руководство компании наверняка войдут представитель отечественной Федерации футбола и член Кабинета министров, наделенный всеми необходимыми правами и полномочиями. Однако (как это следует из опыта организации двух предыдущих турниров) большинст­во при любом голосовании будет за представителями УЕФА.

Новшество себя оправдало настолько, что к 2008 году, столкнувшись с не менее серьезными проблемами (а речь шла о повальной нестыковке законодательной базы Австрии и Швейцарии, а также внутри последней, в ее кантонах), Ньон уже не изобретал велосипед. Заключив соглашения с каждым из восьми принимающих городов, Каллен ловко разрешил назревавший было кризис. Евро снова прошел на высочайшем уровне и, поверьте, не сегодна-завтра будет объявлен лучшим в истории проведения финальных турниров континентальных первенств.

Компания, подобная EURO 2008 S.A., впервые появилась в пожарном порядке перед финалом-2004, когда за полтора года до его старта правительственный кризис в Португалии привел к власти новых лидеров страны, поставивших под сомнение обязательства, данные его предшественниками. Речь тут же пошла о переносе турнира в Испанию, и серьезность угрозы была столь велика, что отказники публично раскаялись. Но для минимизации рисков было создано «акционерное общество», соучредителем которого стали УЕФА и правительство Португалии.

Столь же туманна, по мнению экспертов, и перспектива возведения в срок арены во Львове, где до недавних пор не было даже определенности с местом ее постройки. Не говоря уже о бюджете и прочих деталях. Поэтому окончательных, итого­вых расчетов на сей счет УЕФА ждет к 25 сентября (и этот срок — пла­новый, возникший задолго до визита Платини в Киев и Варшаву), когда Исполком в Бордо будет утверждать украино-польский Гене­ральный план по инфраструктуре. Впоследствии данный документ должен лечь в основу закона об общегосударственной программе подготовки и проведения Евро-2012.

Проблемное место — стадионыНасколько можно судить из Ук­раины, ни мы, ни поляки пока не ставим перед УЕФА изначально неразрешимых задач. И все же команде Мишеля Платини было в чем упрекнуть президентов и премьер-министров обеих стран, не слишком эффективно распорядившихся 14-месячным подготовительным разбе­гом. Например, в судьбе киевского НСК «Олимпийс­кий», главной арены предстоящего финала. Как и дру­гие стадионы чемпионата, он должен быть готов к июню 2010 года, на деле же до сих пор нет ни проектной документации, ни генерального подрядчика по выполнению работ. Единст­венная подвижка в этом направлении — начавшийся демонтаж злополучного ТРЦ «Троицкий».

В чем еще мы не поспеваем, так это с нормативно-правовой поддержкой чемпионата, сводный бюджет которого, как заявлялось, достигнет в Украине отметки в 125 млрд. грн. И хотя львиную долю этой неподъемной для страны суммы (порядка 80%) должен составить привлеченный капитал, интереса к себе потенциальные инвесторы так и не ощутили. По признанию многих, основная преграда для их прихода сюда — проплешины в законодательстве. По части налогообложения, концессии, государственно-частного партнерст­ва, собственности на землю, строительства, привлечения инвестиций. Изменить ситуацию до 1 янва­ря 2008 года подряжалась Верхов­ная Рада, да воз и ныне там. Это — к разговору о гарантиях общенациональной поддержки проекта…

Надо сказать, к сентябрьскому слету на родине президента УЕФА Украина готовит не только отчет, но и первый финальный зачет. На начало первого месяца осени в Днепропетровске запланировано открытие нового стадиона «Днепр». Недолго ждать и ввода в строй домашней арены донецкого «Шахтера», что непременно скрасит общий фон подготовки. Появятся осязаемые результаты, которые уже можно будет не только увидеть на бумаге, но и пощупать.

В этой связи, понимая специфи­ку Украины, где большая часть инфраструктуры осталась с советских времен (вместе с нормами сертификации, ГСНами и полным отсут­ствием государственной системы управления развитием этого направления), футбольные менеджеры не ставят задачу возведения на местах новых районов-городов. Но они призывают власти начать работу по стратегическому планирова­нию для нужд размещения и разгрузке принимающих городов за счет других регионов страны. Ведь все, что будет построено или восстановлено для нужд Евро-2012, после его завершения останется в стране.

В ожидании коренных преобразований пребывает и инфраструктура размещения гостей и участников Евро-201 Если на выбор 16 национальных сборных — финалистов первенства необходимо предоставить три десятка современных учебно-тренировочных баз (им предстоит пройти лицензионный отбор УЕФА), то для приема сотен тысяч туристов, журналистов, обслуживающего персонала и VIP-персон нужны миллионы квадратных метров отельно-гостиничного комплекса. Причем с большим разбросом в категориях комфорта и стоимости.

Транспортная революцияОхотно прислушиваются наши специалисты и к рекомендациям по существенному расширению транспортных потоков внутри страны. Поистине революционные преобразования в этой сфере должны значительно увеличить пропускную способность тринадцати украинских аэропортов. Евро-2012 обеспечивает появление в них современных терминалов достаточной пропускной способности, европейский уровень сервиса для пассажиров и обслуживания самолетов, обновление маршрутной сети, привлечение новых перевозчиков. Масштабы работ в этой области столь велики, что даже при условии осуществления всех проектов развития в каждом из аэропортов — по меркам УЕФА — будет сказываться недостаток пропускной способности!

Попутно эксперты УЕФА призывают проводить государственные промо-кампании, укреплять туристический имидж Украины, одновременно развивая и внутренний рынок путем поддержки своих туроператоров, снабжения транспортных коридоров туристической инфраструктурой, создания сети информационных центров. Исходя из опы­та предыдущих Евро, рекомендовано также через систему единого инвестиционного окна добиваться открытого отвода земельных участков для строительства отелей, что украинцы берут на вооружение.

Не менее амбициозные задачи стоят и перед междугородним и внутригородским транспортным хозяйством Украины. А ведь по опыту турнира в Австрии и Швей­царии, до 60% поездок между принимающими городами придется на наземный транспорт. Какие здесь у нас проблемные моменты? Судите сами:

Чтобы было понятно: если столичный НСК «Олимпийский» рассчитан на прием 70-тысячной аудитории, то прилегающие к столице аэропорты должны быть готовы принимать и отправлять за сутки 35 тысяч пассажиров. С соблюдением современных норм безопас­ности полета и т.д. И так — по каждому принимающему городу. По предварительным подсчетам, в лучшем случае нам удастся выйти на 70—80-процентную готовность, которая в сравнении с нынешним положением дел выглядит фантастической.

— в Государственной целевой программе подготовки и проведения Евро-2012 не предусмотрены строительство, реконструкция и ремонт автовокзалов;

— состояние автомобильных дорог, автовокзалов, придорожной сервисной инфраструктуры, инфраструктуры и подвижного состава железных дорог — неудовлетворительное;

— остался без внимания вопрос улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автодорожного соединения резервных аэропортов с принимающими городами;

— отсутствует программа развития придорожной сервисной инфраструктуры по основным направлениям движения;

— на низком уровне пребывает координация усилий с польской стороной;

— поскольку запланировано использование инфраструктуры размещения в радиусе 100 км от принимающих городов, нужно предусмотреть средства доставки болельщиков от мест размещения в принимающие города;

А как вам такие пожелания УЕФА? Скорректировать планы подготовки объектов, обновление подвижного состава и ввести механизм мониторинга их выполнения. Синхронизировать пропускную способность пограничных таможенных переходов с пропускными способностями дорог, которые к ним подходят, приступить к подготовке новых пограничных таможенных переходов. Разработать программу развития сети придорожной сервисной инфраструктуры и механизм отвода земли для привлечения инвестиций…

— предусмотрена закупка семи скоростных поездов (понятно, что это количество недостаточно).

— в принимающих городах должна быть создана последовательная система: стадион — транспорт — аэропорт, причем пропуск­ная способность всей системы равняется наименьшей пропускной способности одного из звеньев. Необходимо синхронизировать пропускную способность путей наземного транспорта с пропускной способностью аэропорта и требованиями относительно наполнения зрителями стадиона;

Это что касается междугороднего наземного движения. Теперь вкратце о внутригородском, памятуя, что в Австрии и Швейцарии до 80% таких перевозок пришлось на долю общественного транспорта. Слабые места? Вот основные из них:

Что надо сделать? Прежде всего, создать четкую вертикаль управления подготовкой городского транспорта, определив ответственных за его подготовку и наделив их широкими (вплоть до чрезвычайных) полномочиями. И это, кстати, касается не только транспортной сферы.

— в Государственной целевой программе подготовки и проведения Евро-2012 не предусмотрена программа обновления подвижного состава автобусов. Не предусмотрено и создание систем управления движением транспорта: работы по ее созданию ведутся лишь в Киеве.




Заглавная страница / Политика