Заглавная страница / Политика

Ревальвация гривни — шаг в перспективном направлении

Необходимо учитывать прежде всего положительное влияние ревальвации на решение проблемы № 1 экономической политики — снижение инфляционного потенциала украинской экономики, в частности цен на импортируемые нами энергоносители, технологическое оснащение и прочее. В этом объективно заинтересованы все без исключения субъекты хозяйствования. Снижается и нагрузка на бюджет, связанная с обслуживанием наших внешних долгов.

Фактическое падение курса доллара на валютном рынке Украины, в течение продолжительного времени лихорадившее национальную экономику, получило официальный статус: 21 мая с.г. правление НБУ своим решением установило курс гривни на уровне 4,85 грн./долл., ревальвировав ее почти на 4%. Но уже на следующий день, 22 мая, Совет НБУ, воспользовавшись свои правом, прописанным в Законе «О Национальном банке Украины», аннулировал это решение. Как оценивать эту ситуацию? На наш взгляд, она неоднозначна.

Нынешнее обесценивание гривни подтверждают и расчеты паритета покупательной способности, осуществляемые каждый год МВФ. По только что обнародованным данным фонда, в 2007 году ВВП Украины в текущих ценах составлял 140,5 млрд. долл., а по ППС — 320,1 млрд. Разница — почти 2,27 раза (2003 год — 4,8). Показательно, что в странах с развитой экономикой соответствующий лаг находится в пределах, близких к единице: во Франции — 0,91, Германии — 0,96, Японии— 0,98, Канаде — 0,9 В странах с переходной экономикой указанные отклонения составляют: в Болгарии — 2,18, Чехии — 1,74, Эстонии — 1,70, России — 1,62, Китае — 2,64.

Вместе с тем вынуждены учитывать и другие очень значимые объективные предпосылки, обуславливающие необходимость укрепления валютного курса гривни. Напомним, что в 1996 году валютный курс составлял 1,89 грн./долл. Вследствие мирового финансового кризиса он снизился почти втрое и в 2000-м составлял 5,44 грн./долл.

В итоге происходит искусственное занижение всей системы стоимостных оценок, определяющих место Украины в мировой экономике, ее конкурентных и рейтинговых позиций. Существуют и другие весомые аргументы, позволяющие рассматривать ревальвацию национальной валюты как движение в стратегически перспективном направлении.

Что означают эти расхождения для украинской экономики? Обесценивание гривни деформирует прежде всего макроэкономические пропорции: стимулируя экспорт, слабая гривня искусственно сужает параметры внутреннего рынка, ослабляет технологические стимулы экспортного производства и, главное, — девальвирует показатели стоимости рабочей силы, интенсифицирует миграционные процессы. По данным Госкомстата, средняя заработная плата в Украине составляет 1702 грн. В долларовом эквиваленте, рассчитанном на основе текущего валютного курса, это
337 долл., а по курсу ППС — 765 долл. Опасно (особенно в условиях приватизации) и искусственное обесценивание финансовых активов субъектов рынка, в т.ч. стоимостных параметров основных фондов. За приватизируемое предприятие стоимостью 1 млрд. грн. иностранный инвестор должен заплатить (при курсе 5,05 грн. долл.) 198 млн. долл., хотя по курсу ППС должен был бы заплатить почти 450 млн. долл.

Рассматривая проблему своевременности проводимой ревальвации гривни, нельзя не учитывать и катастрофический рост дефицитности торгового баланса: в первом квартале текущего года экспорт товаров возрос на 28,9%, а импорт — на 44,5%. С проведением ревальвации соответствующие диспропорции углубятся еще больше.

Вместе с тем ревальвация гривни приводит и к обратным последствиям. Ее проведение должно базироваться на комплексных оценках. Важно учитывать прежде всего новую экономическую ситуацию, связанную со вступлением Украины в ВТО. В условиях открытой глобальной конкуренции практически все страны мира стараются защищать внутренний рынок и стимулировать внешнюю конкурентоспособность собственного производства, его экспортный потенциал путем удешевления национальной валюты. Опыт Китая в этом вопросе особенно убедителен.

Следует учитывать и возможное обесценивание тезаврационных (внебанковских) сбережений населения, которые номинируются в долларовом эквиваленте и, по различным оценкам, достигают
8—10 млрд. долл. Речь идет об обесценивании активов физических лиц, суммарно составляющих примерно 22—24 млрд. долл. С учетом четырехпроцентной ревальвации потери только для населения достигнут около 1 млрд. долл.

Ревальвация гривни — это также обесценивание кредитов, предоставленных банками Украины субъектам хозяйствования. По данным НБУ, на 1 мая с.г. 247,6 млрд. (из общей суммы 494,8 млрд. грн.) составляют кредиты в национальной валюте и почти столько же (247,2 млрд. грн.) — в иностранной. Из 309,1 млрд. грн. привлеченных банками депозитов 104,2 млрд. (33,7%), в т.ч. за счет вкладов физических лиц — 72,7 млрд. грн. (23,5%), номинированы в иностранной валюте.

В этой ситуации более взвешенной, по моему мнению, является, во-первых, политика не административной номинации валютного курса, а внедрения механизмов валютной либерализации, на чем настаивают эксперты МВФ. Вместе с тем действия НБУ и в этой плоскости должны быть достаточно взвешенными. Свободно плавающий курс (за исключением лишь нескольких стран) не применяется в полном формате: к нему следует переходить поэтапно. Аксиомой является и другое: при внедрении соответствующей системы валютной политики должны применяться компенсирующие (кредитные и фискальные) меры, призванные уменьшить негативные последствия соответствующих шагов прежде всего для экспортеров.

Таким же образом можно подсчитать и потери украинских экспортеров. В 2007 году экспорт товаров и услуг составлял 64 млрд. долл., таким образом, речь идет о сумме потерь, составляющей почти 2,56 млрд. долл.

Речь идет также, в-третьих, о проработке на соответствующей основе сбалансированной (рассчитанной на кратко- и долгосрочную перспективу) антиинфляционной политики, которая системно объединяла бы в себе финансовые, денежные и валютно-регулирующие механизмы и вызывала (что очень важно) доверие не только у субъектов хозяйствования, отечественных и зарубежных, но и у рядовых граждан.

Во-вторых, органическое сочетание политики валютной либерализации с переходом к политике инфляционного таргетирования. Эта проблема продолжительное время дискутируется среди специалистов, разбирающихся в денежной политике. Сейчас подобный шаг стал бы особенно уместным.




Заглавная страница / Политика