Заглавная страница / Социология

Красная пилюля от Матрицы

— Какую правду?

— Матрица… — это мир, который натянули на твои глаза, чтобы ослепить тебя, не дать тебе увидеть правду.

Примешь красную пилюлю — и окажешься в стране чудес.

— Что ты раб, Нео. Как и все остальные…

К/ф «Матрица»

Я покажу тебе, как глубока кроличья нора. Помни: я предлагаю одну только правду, больше ничего.

Я сам обманываться рад.

Ах, обмануть меня не трудно!..

Человек очень дорожит своими взглядами и убеждениями, считая их самым ценным, что у него есть. Ради защиты своих идеалов люди готовы испытывать лишения, вступать в конфликты и даже идти на смерть. Можно предположить, что наши идеалы, взгляды, убеждения на самом деле нашими вовсе не являются. Нас заразили ими, а мы передаём их людям, с которыми общаемся, порой проявляя при этом недюжинное упорство и настойчивость. На кого же мы работаем? Кто хозяин? Ответ — социальные системы.

А.С. Пушкин

Человек видит и оценивает мир, происходящие в нём события не такими, как они есть, а через искажающую призму идеологии — мы имеем дело с подобием Матрицы. Управляющие сигналы поступают в мозг человека не через провода, как в Матрице, а через слова и образы, которые хранятся не в центральном управляющем компьютере, а записаны в умах людей системы.

Социальная система — это устойчивое объединение людей: семья, компания, фирма, клуб, политическая партия, государство, союз государств. Людей в систему приводит желание удовлетворить свои интересы — зарабатывать деньги, общаться, получать защиту и т.д. Система же действует в своих интересах. Её главный приоритет — расширение и сохранение себя. Чтобы заставить людей делать то, что они обычно делать не хотят, она вырабатывает идеологию — систему взглядов, которая определяет, что считать добром, а что злом, во что верить и как надлежит поступать в тех или иных ситуациях. Понятия добра и зла в различных системах могут отличаться кардинально. Например, в одной человеческая жизнь может считаться самой большой ценностью, а в другой — ничего не стоить, и мать будет благословлять своего ребенка совершить самоубийство-теракт во имя «священной войны».

Всякая система через свою идеологию восхваляет себя, повышая свою устойчивость, создает ритуалы и культы. Идеология системы заразна, т.к. содержит идеи-мемы (по Р.Доукинзу, мем — социальный аналог гена, идея, передающаяся от человека к человеку).

Система и её идеология подвергаются мутациям и эволюционируют, конкурируя с другими системами. Таким образом проис ходит дарвиновский естественный отбор самых приспособленных в борьбе за жизнь с внешними условиями и себе подобными. Теория эволюции говорит о том, что существуют два основных пути оказаться в выигрыше в конку рентной борьбе: совершенствовать способы нападения и защиты (когти и клыки); вступить в симбиоз с другими, т.е. приобрести новые возможности за счёт взаимовыгодного сотрудничества. Двум основным способам выжить в конкурентной борьбе соответствуют два основных вида идеологий: первый — нападения и защиты; второй — сотрудничества. Одной идеологии присущи идеалы силы, подозрительности, беспощадности к врагам, борьбы до победного конца. Другой — сотрудничества, терпимости и доброты. Каждому из видов идеологии свойственны достоинства и недостатки и каждый из них может быть эффективным в определённых условиях.

Они привлекают внимание своей необычностью и новизной.

Можно выделить несколько приемов, позволяющих идеям-вирусам внедряться в сознание:

Сулят преимущества перед другими.

Обещают приобретение чего-либо очень просто, задаром, «на халяву».

Пугают катастрофой и обещают спасение последователям.

Обещают простые решения сложных проблем, упрощая их до предела.

Посмотрите, как эти приемы напоминают предвыборные лозунги! Это вовсе не случайно. Многие политические лидеры на самом деле служат вовсе не людям, о которых они якобы заботятся, и даже не себе, а социальной системе, которая их использует. Они, как и другие люди, этого не осознают.

Дают ощущение причастности к борьбе добра со злом.

Для полноценного выбора человеку нужна правдивая информа ция, и эту потребность удовлетво ряют СМИ. С появлением Интернета стало уже невозможно обманывать и скрывать правду. Пробле ма в том, что люди ещё не научились делать осознанный выбор и брать на себя ответственность за него. Нам легче по привычке поверить какому-нибудь авторитету, а затем, в случае неудачи, свалить вину на него.

Идеи-вирусы нас зачаровывают, заставляют поступать так, как выгодно не нам, а системе, породившей вирус. На ранних этапах развития в обществе преобладала идеология защиты и нападения. От человека не требовалось много думать, а только чётко следовать установкам идеологии. Сейчас же общество переходит к идеологии сотрудничества. От человека требуется осознанный выбор. Это означает выбор, который наиболее соответствует его природным склонностям. Делая такой выбор, личность может полнее раскрыть свои таланты, стать уникальной и внести свой неповторимый вклад в общество сотрудничества.

Осознанный выбор предполагает: во-первых, осознание своих уникальных способностей и потребностей; во-вторых, знания и эрудицию, расширяющие возможности выбора; в-третьих, освобождение сознания от идей-вирусов, которые порождала идеология нападения и защиты. Последняя задача — наиболее трудная, так как эти идеи уже внедрились в сознание и воспринимаются человеком как свои, родные. Сами же они только вредят, тормозят развитие, навязывают неэффективное поведение, которое кажется человеку единственно возможным. Главный признак идеи-вируса — он лишает человека выбора. Если вам кажется, что в данной ситуации нет нескольких путей решения и выбор сужен до «или—или», значит, вы заражены вирусом (внимательный читатель заметит, как этот прием использован в данной статье). Зомбирующие идеи-вирусы появились не вчера. Вопрос избавления от них остро встал именно сейчас, потому что для этого созрели предпосылки. Это стало выгодно обществу — иначе оно не выживет в конкурентной борьбе с другими социальными системами.

За уникальный вклад общество начинает платить в размерах, которые и не снились прежним поколениям. Об этом говорят гонорары современных артистов, писателей, телеведущих и других уникальных творческих личностей. Таким образом, научиться делать осознанный выбор выгодно для человека и остро необходимо системе (обществу), и именно этим умением будет определяться успех в современном обществе. Тот, кто не научится делать осознанный выбор, рискует оказаться вечным неудачником. Рискует работать во имя чьих-то интересов, оставаясь глубоко несчастным и нереализованным. Тот, кто научится, получит большие преимущества, раскроет свои таланты, достигнет богатства и известности. Выбор прост: или — или.

То, что мы увидим и поймём, может сильно удивить и даже напугать. Мы можем обнаружить, что живём вовсе не с тем человеком, который нам нужен, ходим не на ту работу, дружим не с теми людьми, голосуем не за тех лидеров и даже свободное время проводили вовсе не так, как надо. Наш привычный мир может оказаться совсем не таким, каким мы привыкли его видеть, и может выясниться, что мы всю жизнь стремились к ложным целям и верили ложным идеалам. Для того чтобы всё это увидеть и осознать, необходимо мужество. Как и у одного из персонажей фильма «Матрица» может возникнуть желание всё забыть и вернуться в привычный мир иллюзий.

Как же выявить привнесённый вирус сознания? Необходимо задать себе вопрос: помогают ли мне жить эта идея и убеждение, делают ли мой выбор более богатым, позволяют ли проявить свою уникальность? Это не эгоизм — современному обществу уже не нужны послушные «винтики». Ему нужны люди, обладающие уникальными знаниями и навыками. Одним задаванием вопроса не обойтись. Ответы позво лят лишь опознать вирус, извлечение же его из сознания и замена другой полезной программой — дело нелегкое и даже болезненное. Так уж мы устроены, что тяжело расстаемся с привычными убеждениями. Помните? — «Не могу поступиться принципами»

По моему мнению, осознанный выбор и есть главная проблема современного человека. Это выбор с доверием к себе, пониманием цели и готовность нести за него ответственность. Современный человек стал Человеком Выбирающим. Похоже, что ни сам человек, ни общество ещё к этому не адаптировались. Мы стоим перед огромным выбором товаров, идей, возможностей реализовать себя и чувствуем растерянность, потому что такое разнообразие нас пугает. Нас не учили осознанно выбирать, и наше сознание забито различными зловредными вирусами. Пора запускать антивирусную программу. Пора выпить красную пилюлю новых знаний и увидеть мир таким, каким он есть на самом деле. Увидеть новые возможности и горизонты. Понять, что большинство ограничений и страхов иллюзорны. Понять и начать действовать. По словам Шекспира, «действие красноречивее всего».

Современное общество называют обществом высоких технологий и возрастающих информационных потоков. Для того чтобы вписаться в это общество, человеку необходимо максимально реализовать свои природные таланты. В свою очередь для этого необходимо постоянно делать осознанный выбор, то есть выбор с учётом природных склонностей и талантов человека, а не выбор под воздействием чар идей-вирусов.




Заглавная страница / Социология