Заглавная страница / Социология

Вавилон на Днестре

Летописный Василев, как любят представлять свое знаменитое село местные жители, которых наберется едва ли полторы тысячи человек, на вид ничем не отличается от остальных населенных пунктов Буковины. Покосившиеся заборы, разбитые дороги, опустевшие дома и физическое истощение его жителей явно свидетельствуют, что вездесущие строители коммунизма не обошли и этот живописный уголок края.

Учитывая продолжительное пребывание украинской Буковины в составе чужеземных империй, каждое свидетельство ее принадлежности к Большой Украине — на вес золота. Тем более, когда речь идет о зафиксированном в летописи пребывании этих земель в составе Галицко-Волынской Руси. Пока же речь об уникальном центре древнерусской культуры, городе Василеве (сейчас село Василев Заставновского района Черновицкой области) — ровеснике Киево-Печерской лавры и Софии Киевской. Однако из-за равнодушия государственных мужей уникальному археологическому и культурному объекту угрожает уничтожение. Поскольку если на защиту столичных святынь поднимается едва ли не вся страна, то судьба не менее значимых, но расположенных в провинции памятников очень часто похожа на судьбу самих жителей окраин...

— Все рассказы о Василеве принято начинать словами: когда Черновцы были селом, то в городе Василеве насчитывалось уже от 12 до 70 церквей, — начинает экскурсию директор музея села, учитель истории местной школы Мария Смук. — Первое письменное упоминание о Василеве датируется 1230 годом. Площадь, на которой находят остатки различных сооружений древнего города, значительно превышает территорию современного села.

О бывшем величии одного из портовых городов Галицкой Руси, где во времена расцвета проживало от 20 до 40 тысяч человек, напоминают лишь многотонные каменные кресты, словно грибы после дождя выросшие на покрытой многолетней травой верхушке глиняного мыса, что на окраине села. Поодиночке, парами и группами, взрослые и детские, с языческими орнаментами, кирилличными надписями и безымянные, в жару, дождь и снег стоят они немыми свидетелями давно минувших эпох... Иногда во время земляных работ на месте (где прежде были городище и феодальный замок) этого, выражаясь современным языком, трансъевропейского коридора древнерусских времен, выпахивают тонкий кирпич — плинфу, из которой строили древнерусские церкви, а на огородах крестьяне до сих пор выкапывают останки древних погребений.

...Преодолев крутой подъем, мы очутились на макушке склона, расположенного в южной части посада, который крестьяне в поисках строительной глины активно подкапывают уже много лет подряд. Из неровной поверхности горы везде выглядывают остатки фундамента старинного белокаменного храма XII века, стенки каменных саркофагов, перекошенные кресты, у которых присели отдохнуть куры и гуси... Вспоминаются жуткие пересказы о захороненных в фундаменте храма малолетних детях или замурованной в стену жене зодчего, который его сооружал. Вот лишь одна из легенд, записанная в Василеве от местной жительницы.

Возможно, будущий император Византии василевс Андроник Комнин также когда-то пережил в Василеве годы своего изгнания. Некоторые жители села и ныне убеждены, что именно василевские монахи, лишенные крыши над головой после монгольского нашествия, переселились с берегов Днестра на берег Прута и основали Черновцы.




Заглавная страница / Социология