Заглавная страница / Социология

«Взрослые студенты»: роскошь или насущная необходимость?

По оценке экспертов, количество желающих получить второе высшее образование ежегодно растет на 20—30%, а самыми востребованными специальностями второго высшего признаны финансы (38%), психология (26%) и менеджмент (24%). Иностранные языки, дизайн, юриспруденция и реклама устойчиво остаются в десятке лидеров.

В Украину пришла мода на «образование для пап и мам» — отныне вузы штурмуют не только вчерашние школьники, но и… их родители!

Получать второе высшее, по мнению преподавателей, стремятся 60—70% высокооплачиваемых украинцев — это финансисты, маркетологи и управленцы, которым нужно подтвердить свою квалификацию соответствующим дипломом, чтобы продвинуться по служебной лестнице. Часть «взрослых студентов», получив невостребованное высшее образование, желают сменить сферу деятельности на более высокооплачиваемую. Это в большинстве своем врачи, военные и инженеры.

Интересно, что более 55% «взрослых студентов» не совершенствуют, а кардинально меняют свою прежнюю специальность. Да и как тут не «переквалифицироваться» — на рынке труда чуть ли не ежедневно появляется несколько новых специальностей: интернет-архивариус, специалист по коммерческой логистике, копирайтер…

Не хочется огорчать пап и мам, тянущихся к знаниям, но получить второе высшее образование с нынешнего года, возможно, станет гораздо проблематичней…

Есть среди поступающих и такие, кто получил свои первые «корочки» в «непрестижном» вузе и теперь хочет впечатлить работодателей завидным дипломом. Так или иначе, но бум на образование для взрослых приносит украинским вузам немало дивидендов, ведь чаще всего оно — платное. Вместе с тем, по мнению многих специалистов, эта мода наносит серьезный ущерб качеству и престижу украинской высшей школы.

Часть контингента любителей учиться в зрелом возрасте не изменилась и по сию пору: это просто любознательные подвижники, люди, у которых не сложилась семейная жизнь, либо те, у кого подросли дети и появилась возможность для самореализации.

Термин «второе высшее» вошел в обиход давно, со времен бывшего СССР, когда наличие двух и более дипломов на душу одного «интеллигента» было диковинкой. Как правило, получали второе высшее в те годы не ради карьеры или высокооплачиваемой должности, а из «любви к искусству» — ставки врача, педагога или работника культуры были в то время практически одинаковы…

— Понятие «второе высшее образование» в нынешних условиях утрачивает тот смысл, который был ему присущ раньше, это всего лишь бытовое название, — комментирует директор департамента высшего образования Министерства образования и науки Ярослав Болюбаш. — В проекте закона о высшем образовании мы даже убрали понятие «переподготовка», поскольку она может осуществляться на протяжении одного-двух месяцев, как курсы по усвоению новых технологий, техники или нового содержания. Второе высшее образование — это получение нового полноценного образования на базе определенного уровня. Так делается во всем мире.

Сложился некий стереотип, выделяющий второе высшее образование в какое-то особенное, исключительное явление. И, несмотря на то что реалии нашей жизни сильно изменились, стереотип продолжает жить как миф о некоем особом образовании для немолодых работающих людей, обремененных семьей и нуждающихся в поблажках…

Последипломное образование как составляющая высшей школы приобретает большую популярность. Оно не особо отличается от второго высшего советских времен. Просто в советское время были введены и действуют по сегодняшний день разные дипломы. А дипломы должны быть одинаковыми.

Сегодня высшее образование можно получить на базе 9 и 11 классов, техникума, бакалавра, специалиста или магистра. Это и есть та сфера, которая должна быстро развиваться.

Теперь у нас этот процесс будет проходить, как за рубежом. Мы уже давно к этому готовы, но устаревшие комплексы до сих пор еще бытуют…

Какая разница, получил студент высшее образование на базе 11 классов или бакалавра (пусть и по другой специальности)? Оно должно быть полноценным. Второстепенным образование просто не может быть!

Ну а если вы решили кардинально поменять свою профессию на более популярную, стоит обратиться в профконсультацию к специалистам: вполне вероятно, что приглянувшаяся профессия кому-то категорически не подходит!

Парта… за рабочим столом!Не секрет, что первый диплом вчерашний школьник часто получает под влиянием родителей. В семнадцать лет трудно разобраться в самом себе — к чему ты стремишься, какие знания хочешь получить? Над вторым высшим обычно задумываются всерьез, и прежде чем подать документы в приемную комиссию, тщательно взвешивают все «за» и «против». Многие стараются посетить специализированные выставки типа «Образование для взрослых», «Рынок новых профессий» и т.п. Это помогает разобраться в существующих образовательных программах и новых направлениях.

Выбирая новую специальность, не мешает поинтересоваться, сколько средств нужно будет затратить на ее приобретение.

Очень часто престижная с точки зрения обывателей специальность давно перенасытила рынок труда, и вы понапрасну выбросите немалые средства и годы учебы. Например, большинство украинцев до сих пор считают завидными профессии экономиста и юриста, хотя, по прогнозам специалистов, в ближайшие годы будут востребованы инженеры, программисты, фармацевты, специалисты в области продаж, транспорта и логистики…

Лучше не стоит скрывать свой диплом — тогда вы потратите на учебу два-четыре года, кроме того, некоторые учебные заведения предоставляют взрослым студентам льготы и скидки, например, обладателям «красных» дипломов и отличникам. Это могут быть скидки для чернобыльцев, военнослужащих и других категорий граждан…

— Согласно закону Украины об образовании, второе высшее образование является платным, — поясняет юрист Лариса Кушнир, — поэтому некоторые взрослые студенты пытаются использовать полулегальный метод получения бесплатного второго образования — попросту говоря, прячут свой первый диплом. Не стоит забывать, что при поступлении в вуз у абитуриентов требуют не копию аттестата, а оригинал. Кроме того, вам придется сдавать все экзамены наравне со вчерашними выпускниками и учиться не менее четырех-шести лет, что совершенно не входит в планы большинства желающих получить второе высшее образование.

В Киевском национальном университете им. Т.Шевченко стоимость обучения зависит от специальности — от 5 тыс. до 24 тыс. грн. в год. В Киево-Могилянской академии поступающие могут рассчитывать на сумму от 10 тыс. до 19 тыс. за год обучения…

И все-таки, сколько стоит сегодня второе высшее?В большинстве украинских вузов его можно получить в пределах 5 тыс. у.е. Приблизительно столько стоит курс обучения в КПИ — от 5 тыс. до 8 тыс. у.е. В Национальном авиационном университете придется заплатить за обучение около 3 тыс. у.е.

Естественно, можно взять деньги в кредит, работающим студентам их охотно одолжат в банке. Кроме того, существует несколько способов бесплатно получить второе образование, один из которых в последнее время стал необычно популярен во многих странах — это корпоративное обучение. Само собой, он подходит только для тех, кто работает в частных фирмах и компаниях.

Если вы не занимаете высокооплачиваемую должность и не подпадаете под категорию тех, кто получает второе высшее для карьерного роста, стоит призадуматься: по карману ли вам подобное удовольствие? Ведь в большинстве случаев на иждивении «взрослых студентов» — дети и пожилые родители…

При этом существует и весомый недостаток: невозможность получить по завершению учебы диплом государственного образца либо диплом независимой школы, поскольку работодатели боятся ухода сотрудника, получившего отличную квалификацию…

Неоспоримое удобство такого повышения уровня образования состоит в том, что оно происходит без отрыва от работы — не нужно никуда ходить или ездить. Еще одно преимущество корпоративного обучения — в освоении узкой специальности, без набора ненужных дополнительных дисциплин, а также сохранение за собой в период учебы рабочего места.

При этом заботятся о квалификации своих работников в России чаще всего в крупных иностранных компаниях или тех, которые работают по их образцу. А от тех работодателей, которые не повышают уровень своего персонала, честолюбивые сотрудники
попросту бегут…


В соседней России, где корпоративное обучение стало модным, 30% фирм и компаний уже имеют свои образовательные учреждения, из них 11% открыли учебные центры, 15% — курсы переподготовки, 2% — собственные ПТУ, колледжи или техникумы и 2% — корпоративные вузы.

Еще раз о проблемах «заочного питания»…Итак, вы уже определились с выбором новой специальности и запаслись необходимой суммой для оплаты обучения? Тогда — вперед, бодро вливайтесь в ряды солидных абитуриентов, штурмующих приемные комиссии второго высшего!

В Украине, к сожалению, система корпоративных университетов пока находится в зачаточном состоянии. Основная причина ее неразвитости — недостаток крупных компаний, готовых выделить в своей структуре средства и отдельные подразделения для обучения персонала. Многие украинские фирмы подменяют понятие корпоративного университета тренингами, семинарами или лекциями, которые, естественно, не могут заменить полноценного образования…

Получить второе высшее можно заочно, обучаясь на стационаре либо (что встречается отнюдь не везде) занимаясь на очно-заочной форме обучения.

В отличие от вчерашних школьников, «взрослых студентов» волнует не проходной бал или собеседование, а проблема: какая форма учебы наиболее подходящая? Ведь разрываться придется между семьей, работой и занятиями…

Первое, над чем стоит подумать, понравятся ли вашему начальнику длительные отлучки подчиненного. Ведь при заочной форме обучения они неизбежны…

Общий срок получения второго высшего образования значительно меньше, чем первого, в среднем два-три года, причем не за счет сокращения программы, а из-за перезачета ряда дисциплин, прежде всего общеобразовательных.

При сдаче госэкзаменов период оплачиваемого отпуска может длиться до 30 дней, а для написания и защиты дипломной работы студентам учебных заведений первого и второго уровней аккредитации — два месяца, третьего и четвертого — до четырех месяцев. Таким образом, законодательство Украины предусматривает оплату сессий тех, кто получает второе высшее образование…

— Статья 216 Украины гласит, что граждане, получающие второе (следующее) образование, имеют право на ежегодный дополнительный отпуск, — комментирует Лариса Кушнир. — Однако обучение должно проводиться в вузах, имеющих отделения последипломного образования или в самих этих отделениях. Размер оплачиваемого отпуска определяется так же, как и для работающих студентов старших курсов, получающих первое высшее образование. При обучении на вечернем отделении оплачиваемый отпуск составляет 20 дней для учебных заведений первого и второго уровней аккредитации и 30 дней — для третьего и четвертого уровней аккредитации. Для заочников, независимо от уровня аккредитации, продолжительность отпуска — 40 дней.

Несмотря на растущую популярность, этот вид обучения пока еще в диковинку, но он очень перспективен и востребован. Интересно, что официально такой формы обучения не существует, она является видом заочного обучения, а уж как его организовать — каждый вуз решает по-своему, не нарушая, впрочем, никаких законов. Адаптируясь к потребностям студентов, некоторые вузы переносят занятия на выходные.

В последнее время в Украине по аналогии с другими странами появился новый интересный термин: «группы выходного дня».

Группа выходного дня имеет одно неоспоримое преимущество — не нужно брать отгулы, отпуск за свой счет или упрашивать работодателя отпустить в учебный отпуск, поскольку закон — законом, а отсутствующий сотрудник никому не прибавляет радости.

Как правило, контингентом таких групп являются не вчерашние школьники, а 28—35-летние. Для некоторых учеба по выходным — единственный выход, поскольку работа и семья не дают возможности посещать вечерние лекции.

Естественно, записавшись в группу выходного дня, папы и мамы должны забыть о воскресных экскурсиях на природу и приеме гостей. Но, как говорится, нелегко в учебе — легко…

В группах выходного дня за рубежом практикуют так называемые текущие сессии, когда студенты сдают экзамен или зачет сразу по окончании курса лекций. Для студентов, обремененных множеством других обязанностей, это неоспоримое преимущество — предмет не успевает забыться и не наслаивается на другую дисциплину. Украинцы об этом пока могут только мечтать!

— В 1995 году на заочные отделения вузов третьего и четвертого уровней аккредитации было принято 52,6 тысячи студентов, — комментирует Ярослав Болюбаш, — а в 2006 году — 200 тысяч студентов, то есть в четыре раза больше. Неужели украинцы стали настолько сильнее тянуться к знаниям? Хочу напомнить, что заочная форма обучения появилась в Украине еще в 1927 году. В советское время нужно было проработать не менее трех лет, чтобы иметь возможность поступить на заочное, причем именно по своей специальности.

Однако с этого года заочное обучение может для кого-то оказаться несбыточной мечтой.

Так что если вы не успели обзавестись вторым высшим, занимаясь заочно, поторопитесь, может быть, еще успеете прыгнуть в вагон уходящего поезда...

Сейчас этот контингент неминуемо будет сокращаться — чтобы учиться в высшей школе, нужно быть соответствующе подготовленным. Заочники будут поступать в вузы, как и все остальные, по результатам тестирования. Есть нарекания со стороны высших учебных заведений и абитуриентов в связи с возникшими проблемами поступления заочников в вузы. Ведь трудности неизбежно вызовут проблемы с дополнительным финансированием. Но, на мой взгляд, эта проблема не столь значима в сравнении с вопросом авторитета украинской высшей школы — как внутри страны, так и за рубежом…




Заглавная страница / Социология