Заглавная страница / Социология

Потерянные крестоносцы

— Леся, как по мне, дистанция между украинской филологией и серьезным кино немного великовата. Каким образом произошел такой поворот в вашей жизни?

Киевлянка Леся Калинская, филолог и специалист по украинскому постмодернизму, неожиданно оказалась на факультете славянских языков и литератур Иллинойского университета в Чикаго — и вскоре начала снимать кино. Материал для последнего фильма «На земле потерянных крестоносцев» привезла с Кавказа, из Хевсуретии. Его судьбу боится сглазить и будет представлять ленту для просмотра на самые яркие кинофестивали мира.

Началось все с очень интересной работы на съемочной площадке талантливого молодого режиссера Уны Ли. А позже я подала документы на режиссерский факультет Школы искусств имени Тиша Нью-Йоркского университета. Этот факультет считается едва ли не самым лучшим в США. Его выпускники — Мартин Скорсезе, Джим Джармуш, Оливер Стоун, Спайк Ли и др. В отличие от коммерческих калифорнийских киношкол, этот факультет имеет репутацию интеллектуального учреждения, не зависящего от студийной системы. Для поступления в аспирантуру экзамены и тесты были не нужны. Надо было снять фильм. А еще написать сцену с диалогом, сценарий немого короткометражного фильма и синопсис полнометражного. В конце — беседа с профессорами университета. Например, показывают фото и предлагают придумать сюжет к нему, чтобы оценить визуальное и драматическое мышление абитуриента. Был очень большой конкурс, но я поступила.

— Теоретиками постмодернизма были именно американские интеллектуалы украинского происхождения, в частности Богдан Рубчак, известный в Украине как поэт нью-йоркской группы. Знакомство с ним на литературной конференции подтолкнуло подать документы в Иллинойский университет в Чикаго, где преподавал г-н Богдан. Так свершилось путешествие в Америку, которое спровоцировало еще детскую мечту снимать кино.

— На чьи деньги?

Когда занималась литературой в Чикаго, то даже не думала учиться на режиссерском. Это казалось нереальным, не из этой жизни... Образование в Нью-Йоркском университете интересно тем, что оно суперпрактическое. Никакой лишней болтовни. В первый день обучения мы уже осваивали шестнадцатимиллиметровую кинокамеру, а через два месяца — снимали свою первую короткометражную картину.

— Расскажите о специфике режиссерского образования вашей школы.

— Университет предоставляет нам возможность пользоваться аппаратурой, плюс небольшую сумму денег. Но остальное находят сами аспиранты. Кто-то работает, кому-то помогают родственники, кому-то повезет получить грант... Относительно организации съемок — и это мы делали сами. Все, абсолютно все, начиная с поиска актеров, локаций и съемочной группы, и заканчивая покупкой кофе для персонала и погрузкой аппаратуры в машину. Мне очень повезло. Когда родители и друзья узнали, что я поступила в такой престижный университет, они меня серьезно поддержали. Но все равно было очень трудно. Иногда на съемках после нескольких месяцев бессонных ночей казалось, что от напряжения вот-вот треснет позвоночник. Часто было так, что мы возвращались в первом-втором часу ночи, а уже в пять должны были снова быть на месте. Америка очень изменила мое представление о режиссере, который сидит в кресле и только руководит. Здесь ты должен уметь все, быть человеком-оркестром и не бояться физического труда. Это и есть свобода, настоящая свобода, хотя иногда ее очень трудно нести...

— Расскажи о каком-то из своих главных или любимых фильмов...

— Сначала каждый из студентов сам пишет сценарий для своего фильма. И когда формируется съемочная группа, например, из шести человек, она сдает под ключ шесть короткометражек. Выходит, что на одном фильме ты режиссер, на следующем — оператор, потом звукооператор, продюсер, осветитель, сет-дизайнер, иногда даже актер... Режиссер должен понять, как ему руководить каждым человеком, как на профессиональном языке рассказать звукооператору о желательном «вкусе» звука твоего фильма, как оператору объяснить, чего ты хочешь от кадра, о его «запахе»... За годы учебы я работала на съемках более сорока фильмов. Мы и монтировали самостоятельно. Это очень важная часть режиссуры. Так что система образования в Тиши абсолютно практическая. Никакой симуляции.



— Называется он «Воздухоплаватели». Мне очень повезло с этим фильмом. В частности потому, что на главную роль в нем согласился известный грузинский актер Кахи Кавсадзе, который сыграл Абдуллу в фильме «Белое солнце пустыни». В Нью-Йорке он был с американско-грузинским театром из Вашингтона. Они привезли спектакль «Гость и хозяин» по произведением Важи Пшавелы. Очень успешные гастроли, публика устроила фантастический прием. Я поняла, что должна написать для Кахи сценарий. Вышла эдакая урбанистическая модерная сказка о грузинском художнике, живущем в Америке. Бедняга, чтобы выжить, работает в русской бане. Другой персонаж, молодой украинец, подрабатывает на строительстве. Его роль исполнил Андрей Годованец, диктор и журналист «Голоса Америки». Итак, имеем классическую историю эмигрантов. Они становятся друзьями. Оба романтики, обоим хочется вырваться из нищеты. Они соглашаются лететь на воздушном шаре, рекламирующем русскую водку. И после разных проблем с бруклинскими бизнесменами, оказавшимися негодяями, они похищают этот шар и летят в Киев... Мы снимали зимой, в один из самых холодных дней, на настоящем воздушном шаре. С трудом нашли пилота, который согласился лететь, поскольку зимой никто на воздушных шарах не летает. Уже в небе Кахи Кавсадзе сказал: «Ты смотри, летим! Ох, уж мне эти горячие украинские женщины. Я и не думал, что достанешь шар. Боялся, будем снимать в студии». Это было фантастическое приключение и серьезное событие в моей жизни. Представьте себе: звезда грузинского кино и театра соглашается прилететь из Тбилиси в Нью-Йорк и бесплатно сыграть в фильме молодого режиссера. Просто ради того, чтобы получить новый опыт, познакомиться с новой командой. Я встречала знаменитых актеров, но очень мало таких скромных и настолько преданных искусству. Да что там говорить, Кахи Кавсадзе — настоящий рыцарь.




Заглавная страница / Социология