Заглавная страница / Социология

Перспектива Любви

Память о крещении Руси стала особенно дорогой для украинских христиан с приближением еще 1000-летнего юбилея. Даже сегодня в Галичине можно встретить скромные кресты, установленные прихожанами возле своих церквей в ознаменование 950-летия этого славного события. С тех пор празднование юбилейных дат приобрело определенный символизм: за ним легко прочитываются политические и религиозные обстоятельства, в которых в то время пребывала Украина.

Недавнее празднование в столице Украины 1020-летия крещения Киевской Руси уже стало страницей истории нашего народа, а главное — вошло в наши души и сердца, помогало заново духовно пережить историю зарождения нашей христианской традиции, осознать огромное значение для последующей судьбы нашего народа желания древних русичей объединить закон предков с Божьей благодатью.

Параллельно юбилей отмечали в Советском Союзе, и это четко проиллюстрировало подчиненное положение украинской церкви и украинского народа в целом. Главные торжества происходили в Москве, тогда как более чем скромным мероприятиям в Киеве организаторы придали подчеркнуто маргинальное значение. Такое откровенно искаженное толкование истории вызвало тогда большое недовольство среди украинских христиан.

Большой импульс для духовной и организационной подготовки к 1000-летнему юбилею дало письмо папы Иоанна Павла ІІ от 19 марта 1979 года к тогдашнему главе УГКЦ патриарху Иосифу Слипому о том, что следует должным образом отметить эту славную дату. Письмо вдохновило украинскую диаспору, и чествование 1000-летия крещения Украины-Руси стало грандиозным праздником мирового украинства. В юбилейном 1988 году были обнародованы два документа папы Иоанна Павла ІІ — послание «Великий дар крещения» и апостольское письмо «Идите в мир», в которых он смело отстаивал вселенское значение киевской христианской традиции и легитимное право на нее украинского народа.

Торжество, которое почтили своим присутствием и молитвами патриарх Константинопольский Варфоломей I и патриарх Московский Алексий ІІ, а также многие первоиерархи и представители других поместных православных церквей, стало значительным событием в жизни христианской ойкумены. Поддержанное и отмеченное президентом Украины Виктором Ющенко и другими лидерами Украинского государства, оно способствовало постепенному обретению христианским Киевом должного ему места в исторической памяти и в современном мировом церковном сообществе. А значит, усилия организаторов заслуживают благодарности.

Торжественное празднование 1020-летнего юбилея, несмотря на несколько необычный и политически мотивированный выбор годовщины, засвидетельствовало, как много изменилось в жизни нашего народа. Прежде всего украинских христиан порадовало то, что проведение главных торжеств будет происходить там, где прозвучало благословение св. апостола Андрея, — в Киеве.

К торжествам были допущены верующие лишь Украинской православной церкви, пребывающей в единстве с Московским патриархатом. Конечно же, они имели законное право быть там. Однако нельзя не учитывать, что их духовному пастырю митрополиту Владимиру, которого, с церковной точки зрения, можно считать хозяином этих торжеств, так и не было предоставлено слово.

Между тем чествование этого юбилея высветило и определенные потери, которые, хотя и предопределены исторически, однако не дают нашей радости быть полной. Юбилей крещения Киевской Руси — это праздник для всех детей Киевской церкви, в частности проживающих сегодня в Украине. А где были они, эти украинские дети Церкви Святовладимирового крещения?

Что же касается верующих Украинской греко-католической церкви, то, молясь параллельно на левом берегу Днепра, они торжественно отметили этот юбилей, хотя при этом остро чувствовали, что тело Киевской церкви разделено. Потому что, к сожалению, принцип конфессиональности воспринимается сегодня в Украине не как определение семьи церквей, открытых для общения с другими церквами, а как символ непроницаемости межцерковных барьеров. Это не дает возможность нам, ее детям, собраться сегодня у одной чаши такими, какими мы есть, — верными и нашему происхождению, и нашим историческим межцерковным связям.

Зная, что организаторы торжеств поставлены перед жестким ультиматумом, иерархи двух других ветвей Киевской церкви — Украинской православной (Киевский патриархат) и Украинской автокефальной православной — проявили христианское смирение и не появились на торжественных мероприятиях. Это, однако, было большим оскорблением для многих верующих.

Многие скажут, что иначе и не могло быть. Что благодаря таким ограничениям не допустили еще больших возможных потерь — например, было сохранено взаимное признание между патриархами Константинопольским и Московским, а также принцип каноничности.

А потому получается, что большинство тех, кто имел неоспоримое право участвовать в празднике Киевской церкви, были от него так или иначе отлучены.

В Киеве в эти юбилейные дни заботились о ритуальных и протокольных требованиях, соблюдая церковную «политкорректность», однако народ Божий оказался почему-то на обочине событий. Нам стоит осмыслить все эти издержки не для того, чтобы упрекать гостей или организаторов юбилейных торжеств. Речь идет скорее о том, что можем сделать мы, дети Киевской церкви, для исправления этого положения в будущем.

Мы далеки от того, чтобы призывать пренебрегать канонами, которые в свое время были сформулированы ради упорядочения церковной жизни. Однако нельзя не отметить, что принцип, который в Киеве был нарушен более всего, это принцип любви, которая превыше всех конфессиональных и юрисдикционных барьеров и объединяет всех во Христе. То есть именно то, что произрастает из веры плодотворной любовью.

Не менее важна для нас терпеливость. Та модель единства Киевской церкви, которую предлагает Греко-католическая церковь, требует вдумчивого труда и обращения сердец. Тут не идет речь ни о католическом фундаментализме, ни, наоборот, об измене католицизму, потому что в обеих крайностях нет любви. До того сверхконфессионального единства, о котором мечтали великие достойники Киевской церкви еще в первые десятилетия после ее раскола, мы должны дорастать умом и сердцем, терпеливо преодолевая сложившиеся стереотипы. Ведь единение православной и католической Руси, которое вот уже 400 лет кажется невозможным, может оказаться достижимым, если поможем Христу и взглянем на эту задачу с точки зрения Его любви.

Самое главное в этой ситуации — молиться. Пусть уста наши произносят слова молитвы о единстве народа не механически, а осмысленно и с доверием к Господу. Потому что Ему действительно по силам, видя наши немощи, свершить то, что мы просим у Него во имя любви.

Первое, что нужно сделать, — это решить проблему признания каноничности двух непризнанных украинских православных церквей. Это, конечно же, дело самих православных. Но и мы, греко-католики, не можем считать нормальной ситуацию, когда миллионам православных украинцев так долго отказывают в благодатности их веры и святых таинств. Мы просим у Бога, чтобы православное сообщество мира как можно быстрее нашло выход из этого кризиса, что дало бы всем православным Украины возможность радоваться взаимоуважению и беспрепятственно обмениваться духовными дарами.

Но чтобы двигаться в желаемом направлении, мы должны приложить к этому хотя бы минимальные усилия. Поэтому позволим себе высказать конкретное предложение. Время уходит слишком быстро, и мы не заметим, как предстанем перед необходимостью достойно встретить 1025-летний юбилей крещения Киевской Руси. Могут ли украинские христиане киевской традиции сделать очередной шаг и вложить в празднование будущего юбилея новые символы?

Этой цели можно достичь по меньшей мере двумя важными и очень символическими шагами.

Второе, чего Украина должна была бы достичь за ближайшие пять лет, — это согласие в том, что крещение Киевской Руси является общим праздником всех ветвей ее церкви. В том далеком 988 году Киевская церковь, приняв веру от Церкви Константинополя, пребывала одновременно в сопричаст­ности со всем христианским миром, в том числе с епископом Рима. Мы должны положить конец истории расколов и вражды, боли и несправедливости, зато можем и должны засвидетельствовать Украине и миру, что в будущем стремимся творить историю мира и взаимопонимания.

Во-вторых, празднование 1020-летнего юбилея крещения Киевской церкви было обозначено нерешенностью спора между Москвой и Константинополем относительно того, чьей канонической территорией является Украина. Это поневоле ставило заезжих иерархов в ложную позицию хозяев, внимательно следящих за ритуалом соблюдения их территориально юрисдикционных прав.

Во-первых, равноправными участниками будущих юбилейных торжеств должны стать все современные ветви Киевской церкви, включая греко-католическую. Пусть даже при этом мы не сойдемся вокруг одной чаши и будем молиться в разных местах, но пусть в душах наших растет тоска по единству. Пусть представители каждой из церквей, которые сегодня не пребывают в полном сопричастии, присутствуют на торжественных литургиях каждой церкви, символизируя тем, что мы сохраняем место друг для друга, ожидая свершения дара единства.

На совместное празднование этого юбилея должны быть приглашены первоиерархи всех крупных церквей, с которыми исторические ветви Киевской церкви входили в евхаристийное сопричастие, то есть Церквей Константинополя, Рима и Москвы. Право каждой из ветвей церкви — видеть их у себя на торжествах.

Пусть не будет так во время празд­нования 1025-летия христианизации Киевской земли!

Повторяем, реализация такого плана потребует от нас тяжелого труда и усердной молитвы. Поэтому пусть вдохновляют нас на этом пути слова, сказанные великим паломником последних десятилетий папой Иоанном Павлом ІІ: «Видение, которое было у апостола [Андрея], касается не только вашего прошлого; оно направлено также и в будущее страны. Кажется мне, что глазами сердца я действительно вижу, как по этой вашей благословенной земле распространяется новый свет; это тот свет, который излучает обновленное подтверждение выбора, сделанного в далеком 988 году, когда Христос был принят украинским народом как «Дорога, Правда и Жизнь».

Но пусть первоиерархи этих христианских центров, как в свое время это делал папа Иоанн Павел ІІ, ищут надлежащие символы своего паломничества к тем священным киевским горам, на которых св. апостол Андрей Первозванный увидел «сияние Божьей славы». Пусть каждый из них благословит украинскую землю и ее народ и, видя стремление его к единству, задумается, как он и представляемая им церковь могли бы откликнуться на это стремление.




Заглавная страница / Социология