Заглавная страница / Социология

Реалистическое дело

Конец лета принес военные грозы на Кавказе и большое смятение в сердцах. Казалось бы, провозгласив новое «собирание земель», Россия вернула мир на тридцать лет назад, в атмосферу холодной войны и раненых гордынь. Разумеется, что заморожены будут различные формы сотрудничества Запада с Россией. Творцы новейшей холодной войны будут пытаться снова превратить понятие диалога в утопическую игрушку для идеалистов, которую вроде придется теперь отложить надолго.

Как известно, начало 2008 календарного года для Ук­раинского католического университета ознаменовалось чрезвычайным событием. Обра­щаясь 1 февраля в Ватикане к епископам Украинской грекокато­лической церкви, папа Бенедикт XVI сказал: «Прежде всего нужно совершать экуменизм любви, который прямо происходит из заповеди, оставленной Иисусом сво­им ученикам. Любовь, сопровождаемая последовательными делами, творит доверие, помогает открывать сердца и глаза. Диалог милосердия по своей природе поддерживает и освещает диалог правды. Ведь окончательная встреча, к которой нас ведет Хрис­тос, совершается в полной правде. Не вызывает никакого сомнения, что чрезвычайно ценную поддержку экуменической работе может предоставить Украинский католический университет».

Что ж, действительно, Московский патриархат полностью поддержал военные и политические шаги руководства России. В частности, заместитель отдела внешних сношений Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин на телеканале «Союз» заявил: «Никакие разговоры об общечеловеческих ценностях, о том, что мы можем обняться и расцеловаться со всеми народами мира, разоружившись перед ними, не имеют ничего общего с реальной политикой».

Так реалистичны ли на этом фоне упомянутые папой категории «экуменизма любви», «диалога милосердия» или «диалога правды»?

Однако я убежден, что мир не так легко сбить с испытанного курса на диалог. Его успехи бесспорны, а острая реакция России вызвана лишь тем, что этот диалог все чаще происходит не по московскому сценарию. Эта закономерность наблюдается и в межцерковных отношениях. На недавней экуменической встрече в Равенне православный мир голосовал по отдельным вопросам вместе с западными Церквами, оставляя Русскую православную церковь в гордом одиночестве.

Конечно, хочется верить, что руководство этой Украинской православной церкви не подхватит автоматически стандартный лозунг Третьего Рима: «Все зло от Запада». Ведь духовное единство с церковью Москвы не должно автоматически предусматривать прогибания перед российскими имперскими интересами. Тем не менее не к отвоеванию ли утраченных позиций призывали в Москве на собраниях Православного братства некоторые иерархи УПЦ?

Именно на этом пути и лежат национально-религиозные интересы Украины, которая не намерена строить Рим четвертый. Образ именно такого мира, где все христианские традиции найдут уважение и свободное пространство для развития, и объединил христиан УКУ с их партнерами из Украинской православной церкви в Украинском христианском академическом товариществе имени св. Климента-папы.

Главная проблема России в том, что игнорирование миром ее имперских амбиций она воспринимает как игнорирование ее национальных интересов. Зато современный экуменизм, объединяющий многих христиан мира, в котором активно участвуют экуменисты Украинского католического университета, учитывает ошибки прошлого и не спешит строить христианский «мир» на подавлении чьих-либо национальных или религиозных интересов. Шаг за шагом христианский мир отходит от моделей послевоенной Ялты, делившей планету на незыблемые сферы влияния. Мы стремимся создать мир, который ценит разнообразие духовных традиций и проторяет путь к их взаимообогащению. В частности, о «единстве во множественности» давно уже говорят папы римские.

Такое согласие, примеров которого в жизни УКУ и многих других учреждений и организаций Украины немало, является предпосылкой того, что наше государство уже не свернет с избранного пути и не позволит втянуть себя в холодную войну чужих амбиций.

Такой образ мира-в-диалоге обсуждался в августе этого года и в Международном и межрелигиозном летнем лагере «Ковчег» в Уновском монастыре. Лагерь был организован в сотрудничестве Федерации польских организаций в Украине, Всеукраинского центра изучения Холокоста «Ткума» («Возрождение») и Украинского католического университета при благоприятствовании Генерального консульства Республики Польша во Львове, Американского еврейского распределительного комитета «Джойнт» в Днепропетровске и Киеве и Львовского областного еврейского благотворительного фонда «Хесед-Арье».




Заглавная страница / Социология