Заглавная страница / Социология

Храмы памяти

Помню, как в Союзе архитекторов обсуждали конкурсные про­екты храма, который в честь 1000-летия намеревался построить Киевский патриархат украинской православной церкви в сквере на проспекте Мира в Дарницком районе Киева. Многие архитекторы трактовали архитектуру храма символически, как храма-памятника.

Периодические сообщения в прессе, что по стране идет всенародная Хода в честь 1020-летия Крещения Руси, обратили меня к памятным дням 20-летней давности, когда еще в советское время готовились к празднованию 1000-летия этого великого в нашей истории события. Тогда уже менялось отношение к Церкви, и даже партийные функционеры стали прояв­лять к ней неприкрытое уважение.

К сожалению, в дальнейшем все оказалось гораздо сложнее.

Но участвовавшие в обсуждении члены религиозной общины Дарницкого района категорически настаивали на принятии разработанного их представителем академиком архитектуры Д. Яб­лон­ским проекта, который во многом напоминал Владимирский собор. Никакие доводы маститых зодчих о том, что сегодня в мировой практике современные храмы во многом отличаются от старых с традиционной архитектурой, не смогли убедить верующих прихода. В общем, жюри пошло навстречу прихожанам и приняло их проект.

Молодой предприимчивый священник, державший приход, решил искать выход в другом направлении. Со всем приходом он перешел в Московский патриархат и поехал на вокзал встречать нового патриарха Владимира, прибывавшего в Киев из Харь­кова на новую службу.

Киевский патриархат из-за недостатка средств не смог финан­сировать строительство. Правительство и городская власть также не проявили должного участия.

По инициативе священника соорудили также небольшой курган с крестом и плитами с фамилиями первых погибших. Сверху у креста положили вертолетный винт и таким образом оформили место памяти Чернобыльской катастрофы, которое потом стало центром проведения памятных акций на общегосударственном уровне.

Вскоре в парке на пр. Мира началось строительство небольшой часовни. Решено было посвятить ее памяти Чернобыльской трагедии. Тем более что на Лево­бережье, на Троещине, проживает много семей, пострадавших от катастрофы. В финансировании строительства стали помогать и чернобыльские организации.

Установили здесь и небольшой памятный знак погибшим милиционерам. Возле них тоже проводились памятные акции.

Со временем с финансированием стало легче, и на территории парка, вопреки генеральному проекту, появились еще две аналогичные церквушки.

О событиях апреля 1986 года мне известно не понаслышке. С первой половины мая того года десятки, а впоследствии сотни высококвалифицированных специалистов республиканского треста «Оргагрострой», где в то время я был управляющим, самоотверженно принимали участие в работах по ликвидации аварии на ЧАЭС.

Так в стране, пережившей мировую техногенную катастрофу, власть, ничего не сделавшая по ее увековечиванию, стала проводить здесь ежегодно траурные мероприятия.

Архитектора, настаивавшего на сооружении в центре парка единого храма и, видимо, не согласного с такими методами храмостроительства, от работы отстранили. Проектирование храма по протекции влиятельных чиновников передали в институт «Укрпроектреставрация». В новом проекте архитектура для знаковости события была выражена в древнерусском стиле, как напоминание о том времени. Проект был одобрен градостроительным советом, но строительство затянулось на годы.

А что же с храмом в честь 1000-летия Крещения Руси?

Но прихожане довольны. Просторно, удобно. Говорят, что скоро на постройке установят купол с крестом.

К этому времени многое изменилось и в жизни парафии. Новое церковное руководство по незаконченной стройке приняло, как говорят, соломоново решение. Выросшую из земли на четыре-пять метров постройку (стены) перекрыли металлическими фермами и получили большой вместительный зал, который и оформили как церковь. И хотя купола с крестом над ним еще нет, службу по праздникам правят. Внутри этот зал с огромным окном в торце за иконостасом похож на большой залитый светом спортивный зал и напоминает современные молитвенные залы различных конфессий.

История создания храма в память о 1000-летии Крещения Ру­си перекликается с другой — сооружением Храма памяти жертв Чернобыля в составе монументального комплекса, который вот уже 14 лет строится в Смородин­ском парке по ул. Нагорной в Шевченковском районе по решению Киевской горадминистрации.

О прошедшем 1000-летии никто уже не вспоминает, 1020-летие вроде бы и не юбилей. А Хода? Да бог с ней…

Проект Храма памяти делал академик архитектуры Н.Жари­ков. Он был запроектирован в современных формах, символично, как Храм-памятник. Большой кубический объем, напоминающий блок станции, с разрывом стены над входом, с явно мемориальным завершением, сделали его архитектуру необычной и запоминающейся.

Решение подписал мэр Л.Ко­саковский, рассчитывая построить его к 10-й годовщине трагедии. В восьмую годовщину аварии патриарх Филарет при стече­нии большого количества киевлян, участии многих чернобыльцев — ликвидаторов аварии и мэра освятил место строительства.

К сожалению, сменивший Л.Ко­саковского на посту киевско­го мэра А.Омельченко не стал про­должать начатое дело. Извест­но, что с приходом на эту должность новый мэр поручил убрать фамилию Л.Косаковского с бронзовой памятной доски участников воссоздания памятника княгине Ольге. Да и автор проекта, архитектор Н.Жариков, боровшийся с нарушениями в застройке города, был для него, как кость в горле. Понимая это, руководители района инициативы в строительстве комплекса не проявили.

Проект был одобрен Градостроительным советом в составе разработанного мемориального комплекса памяти жертв Чернобыльской катастрофы, в который, кроме Храма, входили курган-могила, круг памяти с большим колоколом, стена памяти, музей, научный центр и гостиница. Размещение комплекса на северной оконечности Киевского плато тоже оказалось удачным. Отсюда, с горы, открывалась панорама в сторону Чернобыля. Обособленность территории, рельеф местности способствуют созданию нужной мемориальной обстановки.

Перед очередной годовщиной трагедии на Храме установили купол с крестом. Освятили. Н.Харитончук обратился к собравшимся с теплыми словами и надеждой на окончание всего комплекса. Он знал, что депутаты Верховной Рады — чернобыльцы просили лично президента оказать помощь в окончании строительства, так как самостоятельно район не в состоянии обеспечить финансирование всего комплекса. Знали о его резолюции тогдашнему министру финансов Украины В.Пинзенику: запланировать на 2006 год средства. Но, как говорят, «сталося, що сталося» — правительство «ушли» в отставку. Потом были еще обращения чернобыльцев и депутатов к новому правительству, к сменившим друг друга министрам чрезвычайных ситуаций, в секретариат президента…

Обстановка изменилась, когда новый Шевченковский район возглавил Н.Харитончук. Стройка ожила.

После выборы 2006 года в местные советы Шевченковский район возглавил В.Пилипишин. Чернобыльцы начали с официальных обращений о необходимости завершения строительства мемориального комплекса памяти жертв Чернобыля и построенного Храма, требовавшего завершения внутренних работ и оформ­ления. Но, как говорится, новая метла метет по-новому.

Даже после выступлений пре­зидента в 20-ю годовщину Чернобыльской катастрофы в ООН и в дни визита в Японии, где он говорил о необходимости создания достойного мемориального комплекса памяти жертв Чернобыля, ничего не изменилось.

Так что храм теперь — частная собственность, и о его роли в составе всего мемориального комплекса придется государству договариваться.

Прошло немного времени, и перед новыми внеочередными выборами районный глава решил… продать Храм. Известно, что еще перед выборами новые хозяева внесли первый «транш» — один миллион гривен. Многие прихожане, чернобыльцы не могли этому поверить. Продать храм? Где еще такое в Киеве было?

Не знаю, как с храмом
1000-летия принятия христианства к этому году, но Государственный мемориальный комплекс памяти жертв Чернобыля в Киеве должен быть, тем более что большая часть его выполнена.


Рядом с храмом на пожертвования построена временная часовенка, в которой несколько лет правит службу молодой священник отец Иван. С завершением работ по храму часовенку намеревались снести, а службу править в новом храме. Как поступит отец Иван?




Заглавная страница / Социология