Заглавная страница / Социология

Месть и канон

Вначале повторю известное — «Квант милосердия» создавался на волне непрогнозируемого успеха картины «Казино «Рояль» (режиссер Мартин Кэмпбелл). Там впервые и появился суперагент 007 с сумрачным и неплейбойским обликом артиста Дэвида Крейга. С его-то мертвыми леденящими глазищами, с повадками мужчины-обезьяны. Невысокого росточка, какой-то «мазурик», а не супергерой (по шаблонам Броснана или Далтона). Фанаты киноцикла, когда узнали, что будет играть именно Крейг, устроили создателям фирменную выволочку. На специализированном форуме danielcraigisnotbond некоторые буквально захлебывались: «Руки прочь от любимца!» И чихвостили на чем свет стоит даже саму уважаемую продюсершу — Барбару Брокколи.

На премьеру «Кванта милосердия» (22-го фрагмента бондианы) в киевский кинотеатр «Украина» явился практически весь наш светский гастрономический набор. От Ольги Сумской и Олега Пинчука — до мальчика с Нового канала, который по субботам пропагандирует моду. Повод для такого светского интереса у них дополнительный. Наша знаменитая соотечественница (из Бердянска), как известно, сыграла в премьере очередную девушку Бонда. «Свои» пришли на «свою» же. Приплывали как Стеньки Разина челны — заметно воодушевленными. (Не каждую пятилетку такая фортуна лобызает красоту по-украински.) А уходили некоторые слегка растерянными… «Это Бонд? Это Джеймс Бонд?». Вроде бы — да. Но если кого-то волнует мое субъективное (спорное) мнение, то констатирую: это один из худших «Бондов» за всю историю ротации популярного бренда.

И именно Крейг — хороший актер, действуя от противного, представил не самовлюбленного шпиона (с тикающим циферблатом сердца), а живого, дерзкого, неправильного, неукротимого человека.

Но «Казино» превзошло все ожидания. Каким-то тонким перочинным ножиком режиссер Кэмпбелл тогда соскреб с «легенды» налипший ироничный комиксовый глянец. Все эти угадываемые штучки-дрючки, которые за двадцать-то «сезонов» уже стали походить на маниакальные штампы. «Казино» оказалось неповерхностной человеческой драмой — и лишь с «элементами» погонь, перестрелок, азартных игр и поисков «врагов народа начала XXI века».

Казалось, новая «формула» найдена — отлично. И «Квант» — в ту же реку.

Его взгляд завораживал, а его любовная драма вызывала человеческое сострадание. Что не предусматривалось во всех предыдущих шарадах. Ведь 007 если и любил (что-либо) раньше, то в первую очередь виски, Британию, дорогие костюмы и себя, облаченного в них.

«Квант» как сиквел «Казино» — занятно. Поскольку меня, как умеренного потребителя этого масскультового феномена, всегда «тревожила» дальнейшая сюжетная участь интересного героя (особенно после хеппи-эндов): а что было бы, если бы...

Бонд уже не только спасатель территориальной целостности Британии и остальных стран на шаре, но и неуловимый мститель… Потеряв в «Казино» свою настоящую любовь Веспер Линд (ее играла Ева Грин), он обязан найти и наказать ее хозяев-погубителей. Эти же типы — новый всемирный спрут, который готовит нам разнообразные пакости... Начиная от экологических проблем, продолжая большевистской нестабильностью в Латинской Америке. И… (могу поспорить!) уже в 23-й бондиане (сразу после «Кванта») эти же гады будут виноваты и в нынешнем мировом финансовом кризисе: Барбаре Брокколи не долго придется ломать голову над будущим сюжетным конфликтом с участием 007.

Никакого психологического разнообразия, никаких сюжетных сюрпризов. И ни одного неугадываемого поворота. Если бы не погони, не драки — уснули бы. Сценарии с такими диалогами пишутся по сто долларов пачка — на любом украинском продакшне (привет Ряшину). Нашим бы еще «те» бюджеты да «те» каскадеры — и наступила бы победная эра «немилосердия».

И именно на этот вопрос Брокколи и режиссер Марк Форстер отвечают скомканно. Без дерзкой фантазии, без рискованной драматургической непредсказуемости. Отвечают по матричному шаблону: они убегают, а он убивает, а потом догоняет. И всего-то? А драма?

Месть героя как движущий мотив — это задано. Но даже для этого жанра не развито. То ли дело раньше любили и мстили в индийском народном кино. Даже люди в зале, помню, вздрагивали на картине «Месть и закон», до слез доводили любимые раджи. Для того чтобы «драма» посткомиксного шпиона была несведущим и понятней, и напряженней, сюжет обычно «фаршируют» ретроспекциями. Этот мужественный герой не может жить, не может пить, есть и спать (ни с кем), потому что перед глазами — прежняя девушка.

Режиссура Форстера если и может чем-то похвастаться, то, пожалуй, неплохо переосмысленной оперной сценой (убийства во время «Тоски»). Но, как известно, оригинал следует искать в «Крестном отце» под номером три — когда под оперные арии также постреливали.

...Это веселое сравнение мне кажется здесь уместным. Так как самые яркие фрагменты «Кванта» сделаны не Крейгом и уж точно не Куриленко, а серьезным специалистом Дэном Брэдли. Человеком, который раньше отвечал за автомобильные погони и остальной взрывной металлолом — в триптихе про шпиона Борна, брата Бонда — по «крови».

В результате Крейг — все с тем же мрачным и неподкупным лицом — бессмысленно гоняется по шоссе скользкого и (что обидно) недодуманного сюжета, но так и не находит искомое. А зрителя опять подсаживают на «крючок» уже ожидающейся «серии» — триквела. Нарушая тем все прежние каноны бондовской игры. Поскольку, начиная с удачного «Казино», похождения известного суперагента уже сканируют метания иного шпионского субчика — Джейсона Борна (его играл Мэтт Деймон). С одним лишь существенным различием: Бонд при своей памяти, а у Борна — амнезия.

Вот так бы все и упали, потом отжались — без лирической коллизии.

Квантовские погони у Брэдли на грани невозможного. Летят самолеты, потом падают; мчатся машины, потом падают; несутся мотоциклы, потом падают.

Украсила ли этот цикл наша орденоносная модельная соотечественница? Несомненно. Красоту Форстером не испортишь. В кадре украинская модель — и приятна, и эффектна, и по-девичьи дерется. Что-то в ней такое смугло-притягательное, пахнущее популярными героинями итальянского кино 50—60-х.

Но куда без нее? Без девушки Бонда?

И уж совсем о малоприятном. О дубляже. Решения партии и правительства выполняются верно и регулярно. Но не всегда качественно. Данный «Квант» исполнен по дубляжу внешне грамотно — никаких особых грамматических ошибок.

Сложится ли у этой красавицы «великая» кинематографическая карьера после участия в бондиане? А это уже зависит исключительно от Ларса фон Триера (если о «великой»-то карьере) — вдруг надумает снимать кино про «ад» модельного бизнеса и обратит свой взор именно на нашу? Где бы еще она могла показаться? Явно подходят ей роли молчаливых спутниц бездушных комиксных чудищ — там психологии не требуется, все сыграет внешность с обложки.

Вот к чему приводят поспешность и лихорадочность в выполнении циркуляров.

А вот по стилю и духу (а для нас и в кино, и в конституции всегда ведь важнее дух, чем буква) это выполнено ложно. Душа радовалась, когда, например, на «Интере» крутили двадцать фильмов бондовской эпопеи. И ни одна реплика на государственном языке (и ни одна актерская модуляция) тогда не поддавалась критическому сомнению. Здесь же впечатление следующее: собрали по отдельности артистов из Черкасского, Львовского, Донецкого, Дрогобычского театров, а также из киевского театра «Браво» — и объединили их в одной «разведке» М Стиль не чувствуют, голоса — отдельно от экшна. Это тяготит и раздражает — почти все полтора часа.

Хозяевам бондианы после «Кванта» о многом предстоит поразмыслить. Чай, люди прагматичные и понимают: бренд (Бонд) поскользнулся — на новом взлете. И уже третья попытка Крейга может через полтора года наказать рублем — за текущий «недострой».

Хуже других, безусловно, драматическая актриса — Куриленко. Зачем было разрешать этой милой женщине подавать собственный голос? Кто просил? Голос-то приятный. Но мало того, что аматорский, так еще и впечатление соответствующее: она говорит по-украински так же часто, как я по-молдавски.




Заглавная страница / Социология