Заглавная страница / Социология

Два оленя в разных направленьях

Призы на «Молодости» действительно раздавали очень грамотно. Но было от этого почему-то невесело. Все «связи» слишком очевидны. Настроения и вкусы фестиваля — тоже. Надстройка серьезности в стремлении быть не просто международным, но и известным, несколько трансформировала украинский проект под названием «Молодость» — она отчаянно стремилась повзрослеть.

Каждый кинофестиваль — это «проект». На закрытии 38-й киевской международной кино«Молодости» этот «проект» хвастался официозностью. Демонстрировал свои творческие задатки (в том числе и шоуменского толка, когда к публике обратился сам Черновецкий). «Проект» был сентиментален, когда выдал сразу два Гран-при и отчаянно пропагандировал «зрелость» своей конкурсной программы. Иногда даже чересчур пропагандировал… Если принять во внимание победителя «Кинотавра-2008» — фильм «Шультес».

Впрочем, за оживление его на экране, за самый фееричный показ всей программы — шедевр Терри Гильяма «Приключения барона Мюнгхаузена» — отдельное спасибо.

Кино в этом году очень серьезное. С заявкой на самое мудрое прочтение мира. Похвальная амбициозность. Но на закрытии фестиваль вспомнил и о своих участниках 2005-го — бельгийское трио мимов-режиссеров, награжденное в том недалеком году за фильм «Айсберг». И вот на экране новое варьете-шоу в стиле Жака Тати — «Румба». Светлая, игровая история, каких уже давно не появлялось в конкурсе, каких не снимают современные дебютанты. Или не выбирают отборщики? И несколько странно выглядит эмблема «Молодости-2008» — барон Мюнгхаузен (распечатанный на всех буклетах).

Очевидно, что фестиваль разрывается разнокалиберной деятельностью. Прямо противоположными программами и задачами. С одной стороны, политическая активность в презентации программы «Кино против тоталитаризма», ядром которой была критика России. Не выдержав надрывного спича документалиста Жана-Мишеля Каре («Система Путина»), возмутился кинокритик Александр Рутковский, кинувшей в лицо красивой пожилой западной продюсерше shame on you! («Постыдитесь!»), добавив, что смотрел не кино, а пропаганду, пусть и западную!

Что же все-таки представлял из себя «проект» «Молодость-2008», весьма символично вошедший в историю двумя скифскими оленями в Гран-при?

Как результат — приз полнометражному дебюту дочки Роберта Редфорда Эмми «Гитара», в котором героиня перед лицом смерти скандирует гимн обществу потребления оголтелым гедонизмом — шмотки, мужчины, женщины, гитара…

На другом полюсе «Молодости» — попытка тусовочного движения вокруг параллельного конкурса гей-лесби фильмов Sunny bunny. Давно потерявшая свою актуальность тема, а в Украине так и не успевшая зародиться, эта «проблема» сексуальных меньшинств нынче рассматривается через призму такого себе эстетского визионерства.

Традиционной оказалась синефильская ностальгия, куда вошли ретроспективы Жанны Моро и Адре Дельво.

«Молодостость-2008» пыталась стать мудрым учителем, организовав несколько блестящих мастер-классов. На лекции продюсера Александра Роднянского остро стал вопрос не только мотивации молодых режиссеров, но кинообразования в целом, понимания сегодняшних реалий кинобизнеса, в которых, увы, тонут наши студенты и выпускники.

Сам конкурс «среза» молодых кинематографистов был таким же спокойным, как эти ретроспективы. Ни жарких споров, ни провокаций, ни бесспорных открытий. Все весьма знакомое. Многажды перепетое. Как с лучшим в этом году студенческим фильмом «Голышево», невероятно талантливой и трогательной, но совсем не оригинальной историей заброшенных в болгарском селе стариков. Не так давно, помнится, на «Молодости» побеждали фееричные российские «Старухи».

Но вот конкурс…

Другой вектор — очень сильный российский кандидат «Шультес».

Проект «Молодость-2008» спокойно и без споров разошелся в разных направлениях. Один призовой олень достался иранской династии Мосхема Махмальбафа, чья младшая дочь Хана привезла фильм «Будда взорвался от стыда».

И «Шультес» (режиссер Бакур Бакурадзе), которого никак не могли показать на фестивале. Авторы то отказывались от конкурса, то под занавес появлялись как ни в чем не бывало. «Шультес» выиграл приз. Но мог бы это сделать и в одиночку. Фильм невероятно осязаемый, липкий и некомфортный — чтобы забыть его через неделю после показа. Это фильм, чья физическая реальность давит зрителя — и в первую очередь нашего зрителя — катком. Безусловно, крепкая работа, совсем иной весовой категории, нежели прочие дебютанты, выглядела на «Молодости» белой вороной — картиной с совсем другого фестиваля.

Величины неравнозначные и противоположно удаленные. «Будда» — стандартное кино для фестиваля. Дебютное кино, но уже с именем. Молодое кино, но уже проблемное: обобщающий камершпиль — пятилетняя мусульманка стремится в школу. Пара красивых и сильных образов вроде финального призыва «Умри, чтобы стать свободной!» и абсолютная невовлеченность современного зрителя в красивое иранское кино.

МненеиеАлла ДЕМИДОВА, актриса, член жюри 38-го международного кинофестиваля «Молодость»

Но как иначе и быть «проекту» «Молодость-2008», стремящемуся сохранить атмосферу и запал студенчества и приумножить бренд, поднять статус национального события? В одну телегу впрячь коня и трепетную лань? Иногда хватает и двух оленей.

Когда одну из этих старух долго зовут, потом сообщают, что кто-то умер, и она начинает плакать, а только потом задается вопросом — а кто же умер? Или в конце, когда они рассказывают сказку и слушают ее чисто по-детски наивно… И потом, как это снято! Можно из этой деревни сделать просто руины и грязь, несчастные забытые старухи, которые умирают и никому не нужны. А мне понравился именно этот добрый взгляд. Передать его очень сложно. Да и не свойственен он нашей эпохе. А здесь появляется! Помимо профессионализма —есть видение мира. Совершенно другое, чем-то же насилие на экране. Хотя и о насилии сегодня говорят интересно.

— Меня на этом фестивале особенно поразили студенческие работы. Это самые первые их картины и они исключительно профессионально сделаны. Например, тот же «Голышево». То, что это профессионально, — ладно, этому мы уже как-то научились. Вообще талант — это выбор. Лежат два камня. Но один ты выбираешь, и он становится произведением искусства. А второй — нет. И в этом «Голышево»… Он выбирает этих старух и передает через них какое-то наивное, ушедшее время. Он ловит момент. И одновременно демонстрирует такой наив восприятия жизни.




Заглавная страница / Социология