Заглавная страница / Социология

«Сподіваюся на Тебе…» Софии Майданской — 60

София Майданская родилась далеко от Украины, в Свердловской области, в семье репрессированных интеллигентов родом из Черновцов. В одном из интервью София Васильевна так вспоминала о своих детских годах: «Мой дедушка и вся семья от деда-прадеда проживали в Садгоре, в районе Рогизна. Во времена Румынии дедушка был инспектором украинских школ в буковинских селах. В Садгоре возле железной дороги, где нефтебаза, дедушка купил участок земли, построил дом. Семья переехала в недостроенный дом, но когда началась война, была вынуждена его покинуть. Мою маму репрессировали в лагеря Сибири. Жила я с бабушкой и дедуш­кой. Первый класс закончила в румынской школе в Острице. После войны дедушка построил другой дом... Когда переехали, мне было восемь лет. Люди называли эту местность, где мы жили, Барановкой. Потом оказалось, что это Баруновка. На улице Учительской, бывшей Чкалова, барон когда-то селил своих мастеров. Эта улица была застроена одинаковыми домиками. На моей памяти там жили поляки, цыгане, евреи и даже потомки людей, когда-то работавших у барона. С так называемыми баронскими детьми я ходила вместе в школу».

София Майданская закончила Львовскую консерваторию (класс скрипки), работала преподавателем в Каменец-Подольском педагогическом институте и Киевском институте культуры. Закончила Высшие литературные курсы в Москве при Лите­ратурном институте им. М.Горь­кого. Лауреат литературных премий «Благовіст» (1997) и им. Олеся Гончара (1998), награды им. Леси и Петра Ковалевых (1997, США). Заслуженный деятель искусств Украины, член Национального союза писателей Украины с 1979 года. Стихи С.Майданской переведены на английский, белорусский, болгарский, латышский, литовский, польский, португальский, русский, румынский, шведский языки. Она является автором многочисленных сценариев, либретто, постановщицей литературно-музыкальных спектаклей. Только в течение последних лет вышли ее книги «Зійшло мені сонце печалі: поезії» (2007), «Провідна неділя» (2007), «Сподіваюся на Тебе» (2008) (издательство «Факт»).

Для меня дверь в химерный мир творчества С.Майданской приоткрыл ее поэтический сборник «Похвала землі» (1981 г.). К сожалению, он не был в достаточной степени подмечен и «прочитан» критиками. Художественные инновации поэтического опыта автора, а собственно ее поэтическое воображение, остаются нераскрытыми в контексте новейших эстетических поисков украинской литературы, ее художественно-стилистического и стилевого разнообразия.

Лично для меня София Майданская останется поэтессой, обладающей неповторимым лирическим голосом. Поэзия С.Майданской кажется особым островом в море украинской поэзии второй половины ХХ — начала ХХІ века. К сожалению, ей было уделено мало внимания: литературоведы, критики не попытались раскрыть сокровенное, скрытое содержание ее творчества, не прибегли к определению художественных находок писательницы. А такие находки, бесспорно, существуют. Даже на формальном уровне, не говоря уже о том, что ее поэзия, погруженная в прадавние мифологические пласты сознания, часто экспликирует себя через фольклорную мифологию. Недаром в поэтическом мире С.Майданской можно найти очевидные мотивы античного наследия, собственно, античного мифа, являющегося предтекстом для понимания художественной сущности.

У С.Майданской жанр похвалы переосмысливается, расширяется, наполняется новым содержанием: на уровне образов и структурной организации эти стихи возникают из фольклорных жанров и содержат особую ритмомелодику. На первый взгляд поэзия С.Майданской может казаться верлибровой. Но подобная трактовка будет неточной, ведь в своей структуре (внутренней и внешней) ее поэзия связана с фольклорными поэтическими текстами. Тематически «похвалы» Майданской неурбанистические, они отображают синтез дохристианских и христианских, даже францисканских представлений, когда человек еще не мыслит себя отделенным от окружающего мира.

В поэтическом тексте С.Майданской часто присутствуют в своей внутренней логике движения две линии. Одна, укорененная в мифологический субстрат или в фольклорные источники, завершается неким эпическим холстом, на котором разворачивается мир чувств, порожденный взаимодействием человека и природы. Вторая, наоборот, является результатом сосредоточения на одной вещи, которой в стихе поется осанна.

Поэтический мир С.Майданской полон похвал и конопле, и огороду, и тесовой скамье, и кроснам, и воде, и глине... Человек возвращает миру, от которого постоянно черпает энергию и материю для своей жизни, «нечто», и этим «нечто» является доброе слово, которое в тексте наделено волшебной энергией (апелляцией к магически-мистической функции слова в контексте ритуально-мифологического типа мышления). Маги­ческое значение предмета раскрывается через изложение истории о нем, таким образом предмет выносится на первый план, а голос лирического героя — словно сопровождение за кадром, превращающее свой «монолог» в кадры из фильма. Слово должно оживить в воображении читателя художественный образ, собственно, саму ситуацию, в которой он обрисован.

Следует заметить, что поэзии С.Майданской присущ экологический тип мышления. Психология ее лирического героя, логика развития наративных моделей подтверждают стремление человека укрепить свою связь с миром природы, отблагодарить природу за ее дары. Природа, собственно, является той трансцендентной политеистической силой, которой автор должен принести свой дар — слово.

Стихотворение «Похвала кроснам» — одно из тех, что связано с заговорами, оно подтверждает мифологическую природу мышления автора, ее углубленность в архаические пласты культуры. Для С.Майданской концепт памяти (как в романе «Епізодична пам’ять Л.Голо­ти») играет символическую роль: память — это опредмеченная субстанция и проявление внутренней духовной связи с местом и временем, имеющими феноменальное значение для человека. Одним из центральных в стихах С.Майданской является также мотив путешествия и образ дороги, пути.

Образ женщины, обращающейся к миру, часто метонимически или метафорически связан с миром, который пересказывают как текст. Женщина, лирический герой, олицетворенная в стихиях природы, духовно породнена с ним. Через эти стихии проявляется ее политеистическая «языческая» философия.

Творчеству С.Майданской присущи неожиданные «сюжетные» раздвоения: одной магистральной ветви — в определенном времени и пространстве, что обеспечивает психологическое восприятие внутреннего напряжения художественного текста.

В стихотворении «Похвала тесовій лаві» скамья показана ритуальным местом, с которым связана вся человеческая жизнь. С ней ассоциируются счастливое и печальное как эстетические категории человеческого восприятия, сами понятия «жизни» и «смерти», вечного и тленного. Скамья является частью лич­ностного пространства человека. В конце концов именно на скамье человек «отдыхает» в последний раз в своем земном пребывании. Скамья — это больше не предмет домашнего употребления, а образ сакральный, приближенный к образу саркофага или же тех деревянных «лодок», в которых в некоторых культурах (да и в славянской также) покойника отправляли в мир его вечного покоя...

Поэтический мир Софии Майданской состоит словно из нескольких кадров, из нескольких фрагментов, причем не один вырастает из другого, а иногда вместо одного ростка прорастают два. Зачастую это случается в фрагментах поэтического текста, когда память лирического героя возвращается в прошлое. На каком-то этапе мысли начинают путаться, теряется обычная логика. Из этого и рождается хаос. Не следует думать, что поэзия С.Майданской соотносительна с поэтикой Ионеско или Беккета, да и не в постмодернистской эстетике находятся корни ее художественного мира.

В чем же особенность поэтики С.Майданской? Повторяемость — один из признаков ее поэтического пространства. Но когда повторяется новое и старое, ожидаемое и неожидаемое (и из ожидаемого следует неожидаемое), читательская рецепция словно теряется в ситуации неопределенных координат. В драматургии наивысшим образцом хаотического пространства считают драму «Чекаючи на Годо» С.Беккета или «Носороги» Э.Йонеско. Но в этих произведениях повторяемость бессодержательности доведена до того эстетического состояния, когда человеческое сознание отказывается выстраивать любые связи в тексте, априори определяя художественную эквилибристику как абсурдную.




Заглавная страница / Социология