Заглавная страница / Социология

Услышать чувство

Перед неделей своей музыки композитор, несмотря на большой опыт, все же очень волновался: «Мы никогда не знаем, как воспримет концерт публика. Настроение слушателей и, наконец, сам приход публики на концерты зависит от многих вещей. Даже от погоды...» А еще Мирослав Михайлович рассказал, что за много лет так и не выработал для себя особого ритуала перед выходом на сцену: «Все очень просто: принять ванну и поспать. Вот и все». Гарантом хорошего отношения людей к себе считает доброжелательное собственное отношение ко всем без исключения. Также чрезвычайно важно не быть злопамятным. Относительно оскорблений, то пошутил так: «Я добрый, но отзывчивый! А вообще, когда меня кто-то обидит, я стараюсь не реагировать, это лучше, чем любая реакция».

Во Львове проходит неделя музыки Мирослава Скорика, посвященная юбилею выдающегося украинского композитора. Еще летом он праздновал свое 70-летие, тогда же получил звание Героя Украины. А собственные музыкальные «торжества» решил перенести на осеннюю пору. Скорик — монолитная фигура в музыкальном искусстве Украины. Он автор опер, балетов, многих популярных песен. Он же принимал непосредственное участие в создании легендарного украинского фильма «Тени забытых предков» — музыка Скорика и Карпат как раз и звучит в ленте Сергея Параджанова.

— Это тайна. Точнее, я уже убедился: до тех пор, пока не сделаешь, не стоит об этом говорить, потому что потом трудно все реализовать. Я суеверный.

— Пан Мирослав, над чем вы сейчас работаете?

— Вы знаете, я не пишу музыку для элиты. Возможно, это и не «достижение», но я когда-то начинал самые разнообразные вещи, их потом развивали другие... Правда, никто этого не ценит. Я пошел путем синтеза. Соединил классические традиции с современными средствами выразительности. Не принадлежу к так называемому «авангарду», который делает музыку элитарной. И стремлюсь, чтобы музыка была понятной людям. Чтобы они ее слышали и ощущали. В частности, в 1960-е годы пытался в украинскую эстрадную музыку вносить современные ритмы — джазовые элементы и разные тогда модные ритмы: твист, босанову, хали-гали. Фактически сделал это первым. Уже со временем появились другие — Поклад, Ивасюк, композиторы, продолжившие это дело. А до тех пор, что такое была украинская эстрада? Майборода... В какой-то степени Шамо. Конечно, и это была красивая музыка, но я тогда как будто основал новое направление. Например, «Не топчіть конвалій» — это был, в сущности, первый украинский твист. А еще блюз-танго «Намалюй мені ніч». Но об этом, видите, никто даже нигде и не вспоминает сегодня... Позднее расшифровывал старинные табулятуры. Много сделал обработок украинской классической музыки. То есть главное, по моему мнению, — найти свой стиль.

— А что считаете своим самым большим достижением?

— Специально не подсчитывал... Стран много — наверное, сорок или пятьдесят.

— В каких странах мира сегодня больше всего исполняется ваша музыка?

— И на этот вопрос не отвечу… Мне платят определенные проценты за каждое исполнение. И иногда это до меня доходит… Один цент (смеется). Последний такой счет поступил из Тайваня. Правда, недавно ездил в Польшу. Бываю в Америке, Австралии, Германии, России. Раньше этих стран было больше. Часто посещал республики бывшего Советского Союза, а также страны соцлагеря. А сейчас, например, меня приглашает Институт музыки в Техасе — они делают три дня украинской музыки. Знаю, что едем вместе со Станковичем. Думаю, будет интересно. Недавно состоялся авторский концерт в Чарльстоне (штат Южная Каролина). Еще мои авторские концерты хочет организовать украинская диаспора — в Нью-Йорке и Вашингтоне.

— Вы знаете, какие конкретно ваши произведения наиболее популярны за границей?

— Да, много этих фильмов! Может, до двадцати, а может, до сорока. Назову несколько, где музыка была приличной...

— В вашем творческом наследии особое место занимает музыка в кино...


Заглавная страница / Социология