Заглавная страница / Социология

Гоголь-тест

Хорошего на Гоголь-фесте много. Главное, это — де-факто единственный в Киеве международный фестиваль современного искусства. Как известно, организовал его киевский режиссер Влад Троицкий, по словам которого бюджет акции приближается к 650 тыс. долл. (100 тыс. выделила Киевгорадминистрация, остальные средства оргкомитет одолжил под процент.)

Гогольfest продолжался в Киеве почти месяц. Майские праздники, затянувшиеся до пределов абсурда, удачно рифмовались с форумом, который под одной крышей собрал представителей современного театра, передовиков перформанса, мастеров хорового пения. И всех остальных, кого удалось собрать на время «каникул». Итог феста: Николай Васильевич все-таки обрел на родине постоянную «прописку» — пока, правда, в скандальном долгострое на Печерских холмах.

На гоголевский марафон Троицкий пригласил звучные имена. Из художников — А.Ройтбурд, М.Вайсберг, А.Соломко, О.Чепелик. Из музыкантов — А.Загайкевич, экспериментаторы «Фоа Хока», и знаменитый российский ансамбль Покровского и Свято-Никольский хор.

Ввиду «частности» мероприятия, задействованы в форуме не креатуры Минкульта с шароварными вариациями, а разнообразные независимые авангардисты-художники, музыканты, театралы, киношники. В основном — представители Украины. Но были еще россияне, венгры.

Небесполезным новшеством фестиваля стали мастер-классы — с публикой общались маститые профи.

Среди театральной гвардии выделялся Жолдак, давненько не появлявшийся в Украине. И, наконец, доехавший к нам Береговский национальный венгерский театр им.Дьюлы Ийеша.

«Будущее» должно наступить очень скоро: UNESCO уже провозгласило 2009-й Годом Гоголя.

В будущем Троицкий декларирует Гоголь-фест как «пятиэтапную программу», а фестиваль и нынешние мастер-классы якобы перерастут в постоянно действующую на базе «Мистецького Арсенала» школу современного искусства.

Так и подмывает поинтересоваться у Троицкого: и на Марсе будут наши яблони цвести?

Само громадье планов поражает сюрреалистичностью масштабов обещанного. В обозримом будущем (надо думать, что к 2009-му?) фестиваль «має стати обличчям України, як Авіньйонський та Каннський фестивалі — обличчя Франції, Чехівський — обличчя Росії, Венеціанський бієнале — Італії».

Впрочем, государство приостановило свое собственное «освоение» -- лишь на время фестиваля?

На фоне этого возможного великолепия теряется одно скромное желание организаторов— «перетворити «Мистецький Арсенал» на один із потужних центрів світового фестивального руху в царині сучасного мистецтва». Иными словами, речь о задекларированном намерении освоить «Арсенал» в качестве площадки для круглогодичной работы.

Первое — «изо» — желающие могли «бесплатно» посмотреть на двух этажах «Арсенала». Все остальное — на нескольких сценах. Добираться к главной сцене нужно было мимо 13 «кураторских» проектов (т.е. мимо основной части худэкспозиции).

***Надо заметить, повседневная фестивальная практика все же отличалась от мажорной теории. Холодно, братцы, в пока не отреставрированном «Арсенале»! И слегка безалаберно! Задекларированный «синтез искусств» выражался в презентации актуального «изо», театра, музыки, кино и литературы.

«Камерная» сцена — отдельный «отсек» -- рядом с входом в «Арсенал». Стоимость билетов на спектакли и «громкие» акции (вроде концерта ансамбля Покровского) установили в 20 — 60 грн. Но на многое вполне можно было пройти бесплатно. Меньше всех повезло как раз тем, кто заплатил. С трудом прорвавшись в зал сквозь безбилетную толпу, им приходилось с боем занимать место (стулья не пронумерованы).

Еще одна «андеграундная» (дискотечная) сцена, где располагалась экспозиция Underground, — в подземном помещении.

Наглядной иллюстрацией этой ситуации может служить хотя бы постоянная худэкспозиция Гоголь-феста. Кстати, не самая представительная даже на традиционном «киевском» фоне. (Где Цаголов? Где группа «РЕП»? Где…?)

Однако, это мелочи. Главным «но» феста, на мой взгляд, оказалась очевидное отсутствие программных мотиваций… И, что самое немаловажное, — уже традиционное для Киева отсутствие четкой и ясной концепции. Вместо которой, снова-таки по не лучшей традиции, у нас много говорилось о «свободе искусства» и «творческих изъявлениях художников».

Увы, большинство работ наших «звезд», мягко говоря, вторичны. И даже если не повторяют буквально передовые достижения последнего по времени Венецианского биеннале, то повторяют «сами себя» (а в крайнем случае, экспонировались не раз и не два).

Проекты «Картели кураторов» на первом этаже объединяло разве что одно: каждая из 13 галерей и каждый из кураторов, к которым со своим проектом присоединился и сам Троицкий, постарались продемонстрировать, что сотрудничают только с самыми раскрученными «совукрхудожниками» последнего времени.

А вот и проект «Совиарт» — «Ничего личного…». Если опустить путанные объяснения относительно «специфики», то за черной пленкой и табличкой «Для взрослых» — почти что жесткое порно… Что ж, и западные мэтры практикуют подобное под грифом «шедевры» — чего Киеву-то отставать?

Во внимание это никто не взял. Хотя трудно не заметить, что «географические» экзерсисы Юрия Соломко особо не изменились за последние лет пять. И переливающаяся разными цветами собранная из картона мужская фигурка авторства Александра Лидаговского (проект «Урок рисования», куратор Олег Байшев, галерея «Коллекция») — совсем не «новое слово».

А вот открытая экспозиция в подвальном этаже показалась мне настоящей мистификацией! Больше всего Underground напомнил даже не Андреевский с его «худкрасотами», а настоящую свалку. В темноте и запредельном сыром холоде на стенах оказалось… Вначале — худфото и известная видеоинсталляция Оксаны Чепелик «Младенцы на заказ» (видео — череда родов). Но уже по соседству с Чепелик… Из множества сот авторов и проектов лично я смогла выделить «нечто», с трудом поддающееся осмыслению (если не учитывать «раскрученных» тральфреалистов и блекловатый поп-арт от теперь уже и куратора Антона Мухарского — с мордашками поп-звезд)… Это ироничные «шахтерские» панно. И уж очень насмешила «картина» с бесхитростным криком души автора: «В Украине на х… не нужны таланты!»

Но самое яркое впечатление оставил как раз наиболее традиционалистский проект Украинской ассоциации дизайнеров-графиков — «Рожденные в Украине» (группа «4-й блок», куратор Владимир Лесняк). Авторские плакаты, героями которых стали «великие украинцы» от князей, Сковороды, Шевченко до Ахматовой, Булгакова, Малевича, Хвылевого (и других), не просто сделаны высокопрофессионально, а на законных основаниях могут быть названы подлинными произведениями искусства. Да и в отсутствии пресловутой «концепции патриотизма» (Гоголь ведь был патриотом, разве нет?) этот проект не упрекнешь.

— Да никто и не придумывал «концепции» подвала! То есть «андеграунда», — конфиденциально поведал мне один из участников «свалки». — Просто, работы самых «крутых» разместили на первом этаже. А здесь, внизу —маргиналы. Ближе к началу Underground дали место художникам поизвестней. Подальше вывешивали, кто что хотел и чего было, даже дипломные работы 20-летней давности.


Заглавная страница / Социология