Заглавная страница / Социология

«Мистецький Арсенал»: проект бизнеса или президента?

Во-первых, почему менеджмент проекта, которому президент уделяет гораздо больше внимания, чем, к примеру, систематическим реформам и вступлению Украины в НАТО, оказался исключительно провальным?

На самом деле, в случае разумного, а главное — прозрачного сочетания государственного интереса с возможностями бизнеса в Украине действительно могла бы появиться еще одна национальная жемчужина. Однако погружение в многолетнюю историю создания музейного комплекса «Мистецький Арсенал» с оглушительно помпезными идеями государства, суперэнергичным их сопровождением финансовыми группами, а также не на шутку одухотворенной фигурой Ющенко (на днях вся страна созерцала, как Виктор Андреевич на коленях хлопочет над молоденькими саженцами, а потом в компании солдатиков разгребает мусорные завалы на территории бывшего военно-ремонтного завода) поставило перед нами целый ряд довольно не простых вопросов.

В-третьих, не мешало бы уточнить, не испытывает ли гарант чувство неловкости по поводу того, что, пригласив к сотрудничеству меценатов (заметьте — от имени украинского народа), не сумел обеспечить прозрачности вложения благотворительных пожертвований?

Во-вторых, как пояснить тот факт, что на протяжении четырех лет реализации проекта аккурат в момент очередной смены команды его управленцев возникают если не уголовные дела, то громкие скандалы в отношении освоения бюджетных средств?

И наконец, в-пятых: в каком месте этого непрекращающегося строительно-организационного хаоса национального значения по улице Январского восстания, 28-30 находится государственная гарантия того, что под крышей старого Арсенала (читать — президента) не прячется банальный финансовый интерес какого-нибудь олигарха и Ко, притязающих на 10 га черного золота в сердце столицы?

В-четвертых, хочется знать, какой такой глобальный ум в Украине так усиленно корпит над культурологической концепцией музея, что до сих пор не явил ее обеспокоенной общественности?

Государственный менеджмент под частным присмотром
Для начала заметим, что идея создания на месте старого Арсенала украинского Лувра принадлежит не Виктору Андреевичу. Еще в 2000 году Леонид Данилович своим указом положил начало всей этой истории, с подачи, как утверждают компетентные источники, известного мецената и бизнесмена Виктора Пинчука. Одной из первых серьезных публичных реакцией на президентский указ стало заявление на тот момент малоизвестной акционерной компании «МИР» (группа компаний «Родовід») о старте грандиозного проекта на улице Январского восстания. Идейным вдохновителем проекта стал председатель наблюдательного совета ОАО «МИР» Игорь Дидковский.

Таким образом, мы просто вынуждены содрать несколько слоев въевшейся пыли с проекта, который по праву претендует на звание главного культурного, да чего греха таить, и политического наследия президента Ющенко.

Неудивительно, что проект по разворачиванию бизнеса группы компаний «Родовід» в духовном центре столицы поддержал Леонид Данилович. Эта группа на тот момент имела довольно тесные партнерские отношения с главой Интерпайпа Виктором Пинчуком (Дидковский выступал в качестве миноритарного партнера олигарха в одном из проектов). На чалась кипучая работа по передаче Ми нистерством обороны территорий и имущества военного завода Министерству культуры (на тот момент его возглавлял Юрий Богуцкий). Параллельно шла подго товительная работа по созданию под крылом Минкульта государственного предприятия, которое в перспективе и должно было заняться непосредственной реализацией замысла. Замысел же представлялся организаторам, как чисто коммерческий проект, где бизнес готов вложить средства как в музей, так и в 100 тысяч квадратных метров жилья в… заповедной охранной зоне. Таким образом, круг почти замкнулся. Но случилась революция.

«По словам Игоря Дидковского, про ект «Родовід-центр» будет реализован в три этапа, — писало в августе 2003 года интернет-издание «Недвижимость». — Первым этапом станет создание общественного центра «Храм примирения». Второй очередью, согласно планам компании, будет создание музейного комплекса. Третий этап — создание общественной инфраструктуры в виде коммерческих предприятий, чтобы поддерживать на плаву всю эту махину и окупать текущие расходы: зал официальных делегаций и приемов, типографии, галереи, концертный зал на 20 тысяч мест. По словам управляющего компанией «МИР» Богдана Шевчука (и эту фамилию нам тоже стоит запомнить. — Авт.), в составе комплекса «Родовід-центр» пла нируется построить пятизвездочный отель и 100 тысяч квадратных метров жилья, которые разместятся на земельном участке площадью около 10 га. «Это будет фактически город в городе, — сказал Шевчук. — Я имею в виду даже не циф ры, хотя они для сегодняшнего рынка недвижимости заоблачные. На 10 га зем ли можно развернуться достаточно серьезно».

Таким образом, коммерцию в стенах будущего «Лувра» быстро заменили на средства государственного бюджета в виде субвенций столичной администрации, которая и получила в собственное распоряжение проект. Вместе с землей и имуществом. Функциями главного заказчика на выполнение работ обременилось столичное коммунальное предприятие «Дирекция реставрационных и восстановительных работ» (ДРВР), подрядчиком стала корпорация «Укрреставрация». Главным управляющим — КГГА и лично ее глава Александр Омельченко. Штаб под его руководством собирался каждую субботу. Частенько там присутствовал и сам президент, обычно после таких визитов оперативно решавший вопросы с задержками финансирования. Основное внимание команда Омельченко сосредоточила на аварийных, а также геолого-разведочных работах территории Арсе нала. Правда, параллельно разрабатывался и будущий проект культурного центра. Однако, по свидетельству участников тех событий, складывалось впечатление, что проект жил сам по себе, а строительство — само по себе. В результате тракторы и экскаваторы значительно опережали проектантов, которые то с упоением углублялись под землю, рисуя эскизы в три яруса под зданием Арсенала, то твердой рукой размещали многочисленные музеи и залы для народа на бесценной территории в 10 га.

Параллельно со строительством демократии в стране новый президент Виктор Ющенко принялся активно выстраивать стратегию возрождения культурного наследия нации. «Мистецький Арсенал», по мнению политического лидера (с чьей подачи?), и должен был стать центром притяжения этого самого возрождения. Соответствующий указ президента вышел уже в марте 2005 года. Тогда же в марте Минкульт под началом нового министра Оксаны Билозир все-таки создает государственное предприятие «Мистецький Арсенал». Возглавил ГП Валерий Емельянов — полковник запаса, который взял себе в замы… Богдана Шевчука (ОАО «МИР»). Как видим, хоть и без Пинчука, который, само собой разумеется, попал в опалу, генеральная линия проекта соблюдалась. Однако влияния группы «Родовід» хватило только на месяц. На арену игроков, быстро смекнувших, что в стране появился новый политический проект, которым не на шутку увлекся лидер оранжевой революции, вышел Александр Омельченко. Вместе с новым постановлением Кабмина. Надо сказать, что на протяжении 2005–2007 гг. (пока менеджмент КГГА управлял проектом, успешно освоив 104 миллиона бюджетных гривен), руководст во ГП «Мистецький Арсенал» практически из-за кустов наблюдало за тем, как рука чужого рушит родную идею. На тот момент это предприятие, лишенное каких-либо полномочий по возведению объекта, все еще отвечало за идеологию проекта, творческое и научное наполнение музея будущего. Господин Шевчук по-прежнему ходил в замах господина Емельянова. А Игорь Дидковский, к тому времени хоть и разминувшийся с Виктором Пинчуком, однако замеченный в связях с Индуст риальным Союзом Донбасса (по данным некоторых источников ИСД, в 2006 году участвовал в финансировании парламентской кампании партии «Ве че», которую после Инны Бо гословской возглавил Дидковский), по-видимому, вынашивал идею спасения «Мистецького Арсенала» от мертвой хватки столичного градоначальника. И это наше предположение подтверждает следу ющее эпохальное обстоятельство. Соглас но постановлению Кабинета министров Украины от 14.02.2007, имущественный комплекс бывшего военного городка №5 по ул. Январского восстания, 28-30, снова был передан Минкульту. На баланс вновь созданного (читайте внимательно) — ГП «Культурно-художественный и музейный комплекс «Мистецький Ар сенал». Возглавил же ГП «КХМК «Мистецький Арсенал» генеральный директор почти одноименного ГП «Мистецький Арсенал» Валерий Емельянов. Вмес те со сво им бессменным замом г-ном Шевчуком.




Заглавная страница / Социология