Заглавная страница / Социология

Культур-Лига возвращается

Авторы произведений, экспонированных в проекте «Культур-Лига. Художественный авангард 1910—1920-х гг.», именно такого рода. Впрочем, художники Куль­тур-Лиги, с которыми предложено познакомиться киевлянам и гостям столицы на выставке, несмотря на авангардный эгоцентризм артистической личности, были плотно связаны с хорошо продуманной интеллектуальной программой. Ее сверхзадача состояла в литературно-художественном просвещении еврейской общины в драматическое время между войнами и революциями.

До 20 января 2008 года пространство залов Национального художественного музея Украины наполнено атмосферой авангардного поиска начала ХХ века — времени, когда смелые, а порой даже дерзкие эксперименты утверждали новую эстетику эмоционально-выразительного кубизма, футуризма и других «измов». Тогда мятежные Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, другие организаторы экспозиций с шокирующими названиями «Хвост осла», «Мишени», «Бубновый валет» сжигали мосты между классическим реализмом и футурологическим будущим. Аналогич­ные процессы происходили в театре, поэзии и даже архитектуре. «Какой к черту grand art! Его никогда не было... Каждая эпоха создает собственное Возрождение» — декларировал один из художественных революционеров Давид Бурлюк.

В противоречивых, непредсказуемых политических условиях начала 20-х годов прошлого века, когда власть в Киеве за сутки иногда переходила из рук Цент­ральной рады к большевикам и наоборот, когда еврейские боевые дружины сегодня приветствовались как соратники украинской власти, а завтра отталкивались и клеймились как «предатели-жиды», интеллигенция выполняла программу культурного просвещения. В Киеве были учреждены Еврейский народный университет, театр, кооперативное издательство Культур-Лиги. Издавались журналы для детей и бедноты, проводились диспуты интеллектуалов на тему «Перспективы еврейского искусства». Художники и поэты начинали эксперименты с новыми художественными формами.

Культур-Лига была основана в 1918 г. в Киеве во время непродолжительного правления Централь­ной рады Украинской республики. Факт самоосознания еврейской нации как таковой, которая в условиях революции выходила из тьмы к сиянию новейшей культуры, обеспечил Куль­тур-Лиге популярность среди творческой интеллигенции. Речь шла о том, что еврейская культура, преодолевая унижения нации, достигает авангардных высот. В задачах центрального комитета Культур-Лиги декларировалось синтетическое объединение исторической памяти еврея с мировоззрением эпохи, стучавшей в дверь. Просветительская и культуротворческая функции были определены как основные в деятельности Культур-Лиги. Акцентировалась дуалистичность программы: сохранение традиционного и наработка новейшего. На этих двух китах должен был совершиться подъем до модернистского творчества. Оглядываясь на исторические реалии начала ХХ века, мы осознаем причины мощной энергии новообразованной Культур-Лиги. Ее деятельность разворачивалась во время ужасных еврейских погромов в Киеве, в городах и местечках Юго-Западной Украины. Страх еврея за судьбу и физическое выживание семьи был постоянным. Недаром на вопрос «Почему у вас, маэстро, коровы летают, а ангелы падают?» Марк Шагал ответил: «Разве вы не замечаете, что этот мир стоит вверх ногами?» Тревога простого человека касалась и еврейской интеллигенции, которая, по мнению руководителей Культур-Лиги, состояла не «только из бухгалтеров и стоматологов, но и из художников и деятелей культуры». Поэты, художники, издатели книг и журналов, учителя и раввины пребывали в меньшинстве, но, преисполненные идеализма и жертвенности, взялись за привлечение простого человека к культуре. Энтузиастов Культур-Лиги мучили вопросы: «Существует ли еврейская культура? Будет ли она существовать в дальнейшем?». Но, отметая рефлексии как лишнее, из-за чего у интеллигента преимущественно опускались руки, организаторы культурного движения создавали лаборатории культуры идиш на территории Украины, России, в странах Европы.


Заглавная страница / Социология