Заглавная страница / Социология

Уроки внеклассного чтения

«Читать — это весело и интересно», — именно такой акцент, по словам Александры Коваль, инициатора социальной кампании поддержки и популяризации детского чтения «Книгомания» и организатора Первой киевской детской книжной ярмарки, является наиболее выигрышным, если говорить о «сеянии умного, доброго и вечного» среди детей. Поэтому на ярмарке, наряду с книгами почти от всех украинских издателей детской литературы, были и игровые аттракционы, и компьютерные программы для рисования, и караоке, и настольный хоккей, и громадные сканворды, и даже живой уж — его принес на встречу с маленькими читателями писатель Александр Дерманский, чтобы показать, как на самом деле выглядят герои его книги «Бабуся оголошує війну».

На Первой детской книжной ярмарке детям показывали, что чтение — это такое же веселое и захватывающее развлечение, как танцы, караоке и настольный хоккей.

Вторым рискованным моментом для проведения «праздника книгоманского неповиновения» в Киеве была инерция киевских книжных ярмарок, прежде всего ушедшего в вечность государственного «Книжного сада» и Киевской международной ярмарки, пришедшей ему на смену. Небольшое количество участников, столько же посетителей, минимальные продажи, мизерное количество околокнижных акций — такой была киевская традиция. Кстати, по опросу издателей: если во время Второй международной книжной выставки-ярмарки жаловались в основном на сквозняки и небольшое количество людей, то типичными жалобами к организаторам Детской книжной выставки были: духота, «слишком много посетителей» (за все дни ярмарку посетили ориентировочно 20 тысяч киевлян), «не успеваем подвозить книги», «почему сделали экспозицию только на первом этаже — нужно было и на втором тоже». Свои продажи за четыре дня ярмарки издатели сравнивают с третью месячной выручки.

О несомненном успехе акции свидетельствует хотя бы то, что по просьбе участников и посетителей книжную ярмарку в Украинском доме продлили на день (такое в выставочной практике бывает весьма редко). При этом организаторы говорят, что проведение выставки в Киеве было шагом рискованным, на который Форум издателей решался почти десять лет. «С первого форума во Львове нас спрашивают о том, почему мы не проводим аналогичное мероприятие в Киеве. Но выставочный рынок — это живой организм, поэтому расширять географию своего бизнеса нужно максимально корректно по отношению к другим субъектам рынка», — говорит Александра Коваль, президент Форума издателей. И объясняет, что «книгоманский штурм» нужно было спланировать прежде всего стратегически, то есть выбрать правильное позиционирование, время и место проведения. «Мы решили зайти на столичный рынок со специализированной ярмаркой. Ведь в Украине сейчас, обратите внимание, во многих областях — например, в медиа-бизнесе — прошло время больших продуктов «для всех», к тому же все чаще появляются так называемые нишевые предложения, то есть адресованные определенной категории потребителей. Тем не менее для нас очень важно, чтобы это была именно детская ярмарка, а не ярмарка кулинарной книги, например. Потому что это было вполне логичным продолжением нашего Фестиваля детского чтения, проводимого Форумом издателей уже пятый год подряд, и хорошая площадка для кампании по популяризации чтения в Украине, о необходимости которой форум уже довольно долго рассказывает и издателям, и властям. К тому же детская ярмарка — прекрасное место встречи читателей с авторами, библиотекарей с издателями, чиновников с результатами своего «чиновничьего управления», то есть место обратной связи, которой так не хватает всем, кто работает с книгой».

Интересно, что ярмарка — это и возможность рыночных исследований (отсутствие таких исследований в государстве — одна из проблем украинского книжного рынка, о чем уже неоднократно говорили). Потому ярмарка провела две лабораторные работы по рынкометрии: составление рейтинга любимых произведений маленькими читателями и статистика продаж детских книг. В том, что читают наши дети, больших открытий нет: безоговорочное лидерство «Гарри Поттера», на треть голосов опередившего «Тореадорів з Васюківки» Всеволода Нестайко и на две трети — «Тома Сойера». Что касается продаж, то топ-десятка самых популярных книг среди покупателей выглядела так:

В-третьих, среди рисков, на которые шли организаторы, были еще и финансовые. Как объявила Александра Коваль на пресс-конференции, несмотря на мощную социальную направленность, ярмарка не получила ни спонсорской, ни государственной поддержки; общая смета акции — 50 тысяч гривен, из них 30 тысяч — это убытки ГО «Форум издателей». «Первая акция редко бывает прибыльной, — объясняет свой «финансовый провал» Александра Коваль. И добавляет: «Зато один из наших активных партнеров Святослав Вакарчук сделал заявление для прессы, что готов передать на потребности «Книгомании» 50 тыс. гривен. Так что будут деньги — будем проводить еще акции, и «Книгомания» не закончится никогда». Как подчеркнули организаторы на пресс-конференции, смета такой же Второй международной киевской ярмарки с аналогичной экспоплощадью (только Детская ярмарка проходила в Украинском доме, а Вторая международная — в экспоцентре на Левом берегу), при примерно одинаковом количестве участников и несравнимо меньшем количестве литературных и развлекательных акций, была больше даже не в два, а в... десять раз. Никакой реакции ни властей, ни контролирующих органов на это публичное заявление до сих пор нет.

100 сказок (Киев,
«А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА»)


Льюис К.С. Хроники Нарнии (Днепропетровск, «Проспект»)

Стронг Дж. Мой папа и зеленый аллигатор (Львов,
«Видавництво Старого Лева»)


Гоффман Э. Аквамарин
(Днепропетровск, «Проспект»)


Туве Янссон. Страна Муми-Троллей (в 3 томах) (Львов,
«Видавництво Старого Лева»)


Парризи А. «Магические числа» (Киев, К.І.С.)

Забила Н. Ясочкина книжка
(Киев, «Веселка»)


Дерманский А. Властелин Макуцы (Винница, «Теза»)

1 Кошкина азбука (Киев, «Богдан»)

CD «Українські народні казки» («Аудіокнига»)




Заглавная страница / Социология