Заглавная страница / Социология

«Країна мрій»: мода на украинское

Ощущение праздничности возникло еще по дороге от парка Славы до Спивочого поля. Вдоль ее стояли мастера в брылях и вышитых сорочках, предлагавшие знакомые еще с Андреевского спуска изделия народно-прикладного искусства. Но здесь можно было не только купить, но и изготовить желаемую вещь самому. Сплести цветок или хотя бы косичку из соломы, слепить на гончарном круге волшебный кувшин (если улыбаешься, он исполняет желания). А еще — понаблюдать, как на ткацком станке рождается полотенце с миропольским орнаментом, как расписывают глиняные колокольчики. На игровой площадке «Улитка» ребятишек учили делать кукол из травы и ниток. А чтобы было интереснее, Петр Зборовский (ученый, исследователь Туркивщины) рассказывал народные сказки.

В том, что за границей этномузыка пользуется самой большой популярностью из всего, что продуцирует украинская музыкальная индустрия, сомнений нет. Взять хотя бы победу Русланы на Евровидении. Иностранного зрителя интересует экзотическая украинская песня, да и наша диаспора хочет слышать не калькированный поп, а родные национальные мотивы. Эту тенденцию уловил солист группы «Воплі Відоплясова» Олег Скрипка и в течение года в рамках фестиваля «Країна мрій» (такое же название имеет альбом группы) организовал девять вечеров — настоящих народных украинских вечерниц. Апогеем этого мероприятия стало двухдневное музыкальное фольклорное действо с ярмаркой, мастер-классами и детской площадкой. На фестивале свою этническую музыку представили группы из Украины, Беларуси, России, Литвы, Молдовы, Чехии, Польши, Финляндии и Шотландии. Некоторые из них совершили по Украине небольшой тур, выступив на фестивале world и этномузыки в Шешорах, который тоже состоялся на прошлой неделе и, собственно, начал празднование Ивана Купала. Олег Скрипка вместе с группой «Божичі» записал от жителей Полтавщины, родившихся до 1920 года, десятки народных песен в аутентичном исполнении. Их музыканты донесут до слушателя. Фольклорными экспедициями занимаются также белорусская группа «Палац», литовский Intakas, киевские «Карпатіянs», «Древо», «Володар» и «Буття», харьковские «Мережка», «Вербиченька» и «Муравський шлях», польский Z Drogi. Любопытно, что фестиваль проводится при поддержке международного фонда «Украина 3000». Недавно в одном из своих интервью Олег Скрипка сказал, что для него настало время политического выбора. Если он решил, что к власти должен прийти определенный человек, нужно ему помочь: «Нас никто не поддержал в организации фестиваля, только они. Значит, нас что-то объединяет».

Вечером на большой сцене Нина Матвиенко и Олег Скрипка открыли фестиваль новой общей песней «Купала на Івана» — традиционный украинский фольклор в современной аранжировке. Программу продолжили киевская группа «Карпатіянs» и финская Spontaani Vire. Эти коллективы собрали в своем составе лучших музыкантов, играющих этно. Но для зрителей звуки трембит не стали близкими, когда они не адаптированы к уху рядового слушателя так, как это было у Русланы. Так же публика не очень поняла world music, представленную виртуозами из финской команды. Наверное потому, что медленные джазовые мелодии усыпили разнежившихся на солнце слушателей.

Вокруг концертных площадок витал дух карнавала. Но не мистически-постмодернистского, а легкого и светлого, как в «Ярмарке» Остапа Вишни. Среди почти трех десятков групп, каждая из которых представляла фольклор своей страны или региона, ансамбль «Марій памаш» из республики Марий Эл нашел почитателей марийского танца (на следующий день они даже подтанцовывали исполнителям). Зрители радостно встретили коллектив «Троян» из Ривненщины. Средний возраст его артистов — 70 лет. Тем не менее это не помешало им исполнить три танца подряд и с молодецким задором представить обряд, когда невесте повязывают женский головной убор — «намітку». Хореографа-постановщика в ансамбле нет, танцуют так, как это делали их прадеды. Костюмы тоже аутентичные. Однако самую большую аудиторию из дневных выступлений собрали гельская певица Ишбел МакАскилл и украинская группа Yo’ Ghurt, выступившие вместе. Песни на вечные темы в аутентичном шотландском исполнении Ишбел сменялись звуками скрипки, гитары, флейты и бандуры. И хотя, как сказала сама певица, замечательная украинская публика не понимала ни единого ее слова, все это действо оценивалось одним эпитетом — божественно. Кстати, группе Yo’ Ghurt сперва отказали в участии в фестивале, так как группа играет не украинскую этническую музыку, а шотландскую. К счастью настоящих меломанов, после приезда Ишбел им предложили выступить вместе. На второй день у них уже сформировалась команда фанов.

Вечером на второй день мощную программу представила белорусская группа «Палац». В их музыке рок-составляющая значительно превосходила этническую. Хотя зрители живо реагировали на выступление, и нельзя сказать, что артисты излучали какое-то особенное тепло, как, например, Энвер Измайлов со своей командой (хотя крымскотатарская фольклорная музыка не является массовой и рассчитана на меломана). Белорусы, скорее, не играли, а отыграли. Абсолютно противоположная ситуация с украинским коллективом «Мандри»: ничего нового они не продемонстрировали, однако уже после первой композиции танцевали все. Наши исполнители лучше всего знают вкусы украинского слушателя. К тому же умеет работать с такой большой аудиторией только часть групп-гостей.

По поводу того, что хорошо знакомые украинцам вокалисты из молдавской группы Zdob Si Zdub заставят танцевать всех, сомнений не возникало. Значительная часть зрителей шла послушать именно их. А вот то, что перед выходом чешской команды зал стоя скандировал «Чанкишоу», вызывало удивление, ведь ребята на прошлой неделе выступали в Украине впервые: сначала в Шешорах и Львове, а потом на «Країні мрій». Группа таки достойна новых украинских почитателей, которые явно ездят вслед за исполнителями. Саксофонист Давид открыл секрет: «Мы чувствуем, что играем музыку старинного народа чанки, жившего в пустыне. Его представители имели только одну ногу. Поскольку чанки разговаривали на ходу, их язык был ритмичным, подобно рэпу. Мы считаем, что это начало музыки как таковой. Наш огромный 180-килограммовый вокалист интуитивно улавливает далекие вибрации народа чанки. Он все поет экспромтом».

Олег Скрипка, вокалист группы «ВВ», инициатор фестиваля «Країна мрій»: «Эта «Країна мрій» лучше, чем я представлял. Но сил и энергии на подобный, многими ожидаемый тур по Украине у меня не хватит. Если не будет поддержки от государства, мы даже второй фестиваль не сделаем. Не получится. Так как этот мы сделали на энтузиазме, но наше государство не то, что не помогает, а мешает». (Например, пожарники запрещали подсоединять аппаратуру, донимали ревизии инстанций.)

Фестиваль завершило совместное выступление Олега Скрипки и группы «Божичі». Певец по праву назвал себя «мастером ритуала» (в интервью для «ЗН»), ведь, наблюдая за его работой с залом, музыканты из-за границы так, наверное, и не поняли, как он получает такую тысячекратную отдачу. Для этого действительно нужно быть Мастером. А еще благодаря своим организаторским способностям фестивалем «Країна мрій» Олег Скрипка продолжил моду на украинское.

Ишбел МакАскилл, гельская певица: «К сожалению, до этого вечера я не слышала украинской этнической музыки. Я, собственно, и приехала, чтобы обменяться песенным опытом наших культур. Но то, что я уже успела почувствовать и увидеть, удивительно, настоящая страна мечты. Если вы чего-то хотите, обязательно здесь найдете. Можно слушать музыку разнообразнейших направлений. И все, что вокруг, восхитительно. Один лишь Днепр чего стоит! Я считаю, что работа Олега Скрипки неоценима. Все происходит так, как он и говорил. Все работает, и все вовремя. Такое хорошее звучание мне обеспечивают не всегда. И аудитория приятная».

Нина Матвиенко, народная артистка Украины: «Этот фестиваль — что-то удивительное. Мне бы хотелось, чтобы наши люди на своей собственной земле собирались хоть ежедневно под стенами святой Лавры и слушали украинскую музыку. От таких мелодий у молодых влюбленных пар, сидящих вон на траве, будут рождаться хорошие и талантливые дети. Такими я хочу видеть украинцев. Я бы с огромным удовольствием хоть сейчас поехала бы в тур этномузыки. Мы же все здесь делаем бесплатно. Я — серьезная певица, а для меня это все, словно прекрасная игра».




Заглавная страница / Социология