Заглавная страница / Социология

Миллионерша с протянутой рукой

Знаете, как лечил пациентов земский врач? Сперва он пытался поставить точный диагноз: приказывал больному показать язык, потом долго рассматривал цвет мочи в пробирке, если же пациент был VIP-персоной — то еще и нюхал или даже пробовал этот анализ на вкус, и лишь после этого ставил диагноз и назначал лечение.

Медицинское оборудование, стоимостью 223 млн. грн., в течение многих лет простаивает на складах лечебных учреждений и «на ответственном хранении поставщиков». Лидирует в этом Донецкая область, где не введены в эксплуатацию 23 единицы оборудования на сумму 27,3 млн. грн. В Днепропетровской области не введены в эксплуатацию 45 единиц медтехники, которые стоят 18,3 млн. грн., в Одесской — 10 единиц на сумму 14,5 млн. грн., в Харьковской — 10 единиц, за которые было уплачено 8,3 миллиона бюджетных гривен. Во Всеукраинском центре контроля за туберкулезом МЗ Украины не ввели в эксплуатацию пять единиц оборудования, которые обошлись госбюджету в 31,8 млн. грн. Кто же после этого поверит, что наша медицинская отрасль бедная?..

— Моему семилетнему сыну шесть раз делали рентгенснимок сломанной руки, и при этом каждый раз требовали уплатить деньги на благотворительный счет, — рассказывает киевлянка Светлана Т. — Олег в школе сломал руку, «скорая помощь» отвезла его в детскую больницу, операцию сделали быстро, но потом полдня делали рентгенснимок, постоянно получался брак, хирург так и не смог понять, правильно он сложил косточки или нет. А через месяц, когда снимали гипс, оказалось, что руку сложили неправильно, пришлось ее ломать и проходить все эти мучения еще раз. Правда, мы убежали из городской больницы в клинику Института ортопедии, поскольку уже не могли видеть ни этого рентгенкабинета, ни врачей, которые утверждают, что все обстоит благополучно, а потом разводят руками — техника подвела.

Наши эскулапы, рассказывая басни о своих коллегах, невесело улыбаются — современная медицина недалеко отошла от возможностей ХІХ века. Конечно, речь идет не об элитной Феофании и академических клиниках, а об обычных государственных и муниципальных медицинских учреждениях, куда ежедневно обращаются рядовые граждане со своими болезнями.

Печальные и трагические истории рассказывают пациенты как детских, так и взрослых клиник, достаточно час-два посидеть в очереди под кабинетом врача, чтобы убедиться: современная украинская медицина не так уж и далеко отошла от земской. О какой доказательной медицине, о каком эффективности лечения можно говорить, если диагноз основывается на довольно сомнительных результатах? Уровень оборудования диагностических и лечебных кабинетов хронически отстает от аналогичного уровня не только стран Европы, но и наших соседей — России и Беларуси. И с каждым годом разрыв увеличивается. Пациенты, безусловно, ощущают это на себе. Кстати, все чаще рядовые граждане едут на лечение в Россию и Беларусь, у которых цены на услуги значительно ниже, чем в Европе, а результаты лечения значительно лучше, чем в Украине. Знают ли об этом в штабе отрасли? Судя по официальному ответу на запрос еженедельника «ЗН», знают: «На сегодня свыше 60% имеющемуся медицинскому и технологическому оборудованию нужен капитальный ремонт или замена, значительная часть оборудования отработала 20—25 лет, что втрое превышает его технический ресурс. ...По предварительным данным, по результатам инвентаризации, учреждениям здравоохранения и научным учреждениям Украины требуется медицинского оборудования на 12 млрд. грн. В то же время средства, выделяемые из государственного и местного бюджетов на приобретение медицинского оборудования, не покрывают даже 10% от потребности».

— Мы два года обиваем пороги больниц и специализированных центров, уже даже к знахаркам ездили, и все напрасно, — жалуется жительница Херсонской области Вера К. — Старшая внучка, слава Богу, здорова, в школе учится на отлично, мы надеялись, что и внук родится полноценным. Дочка, как и положено, прошла все обследования — не только в областном центре, но и в клинике профильного института в Киеве. Мы заплатили много денег за диагностику и пребывание в стационаре, профессора уверяли, что проблем нет, это просто перестраховка. «Перестраховались» — Артемке уже третий год, он ни разговаривать, ни ходить не умеет. Сейчас нам предлагают сдать его в приют, поскольку такое состояние не лечится. Говорят, подобные недостатки развития определяет ультразвуковое исследование, и у врачей есть возможность поставить диагноз — можно спасти здоровье ребенка или надо прервать беременность. Нас же уверяли, что результаты отличные, все будет хорошо, а сейчас оправдываются: УЗИ проводилось на устаревшем оборудовании, дескать, специалисты не смогли прочитать всю информацию с монитора...

А с этого места давайте поподробнее.

При этом чиновники, как обычно, уверяют общественность, что «вопрос эффективного использования в учреждениях здравоохранения Украины дорогого оборудования, приобретенного за средства государственного и местного бюджетов, находится под постоянным контролем Министерства здравоохранения Украины».

Ситуация, подкрепленная такой статистикой, безусловно, дает основания требовать от правительства значительного увеличения средств на финансирование системы здравоохранения и на закупку медицинской техники в частности. Тех, кто составляет и предъявляет соответствующие списки, мало интересует медицинское оборудование для сельских амбулаторий и районных больниц — все внимание приковано к дорогому оборудованию. Достоверные источники в министерстве рассказывают, что этот процесс похож на священнодействие, к которому допускают только избранных: если все ритуалы будут выполняться безупречно, то и «откатов» надо ждать фантастических. И главное — за это никому ничего не будет. Ясное дело, речь идет не о деньгах, а об уголовной ответственности. За годы независимости нашим чиновникам удалось «приручить» дистрибьюторов многих иностранных фирм, торгующих медицинской техникой, мебелью, лекарствами, вакцинами и тому подобное. И если раньше удовлетворялись откатом в пределах 5—10%, то теперь этот показатель вырос вдвое и даже втрое. (Понятно — овес нынче дорогой!) А в профильном комитете Верховной Рады уже заявляют о 40% отката, правда, иногда уточняют, что это «шутка», хотя на самом деле суммы откатов совсем «нешуточные».

Осведомленные люди предлагают отделить процесс закупок медицинского оборудования от процесса его эксплуатации. Первое, как свидетельствует опыт, почему-то намного больше интересует чиновников, чем второе. В памятном для всех нас 2004 году на охрану здоровья Украины было выделено 12,15 млрд. грн. Как с тех пор возросли аппетиты! Сейчас только на закупку медицинской техники хотят получить такую же сумму! В прошлом году на медицину государство выделило почти 24 млрд. грн., установив своеобразный рекорд — ровно вдвое увеличилось финансирование отрасли всего за четыре года. Как говорят в народе, это нужно отметить! Что и делалось в последнее время — с помощью почетных званий, орденов, профессорских степеней и не только. Но не спешите аплодировать! Лучше скажите, улучшилось ли медицинское обслуживание за это время? Вопрос, конечно, риторический. В официальном отчете МЗ о деятельности отрасли, в частности, речь идет о том, что «за последние пять лет заболеваемость возросла в большинстве классах болезней: системы кровообращения — на 30,5%, крови и кроветворных органов — на 26,3%, органов пищеварения — на 19,1%, мочеполовой системы — на 16,2%, новообразования — на 15,7%». Анализируя ситуацию, специалисты отмечают, что значительное количество оборудования медицинских учреждений — от 36 до 52% — морально и физически устарело. К тому же Украина занимает последние места там, где речь идет об уровне оборудования современной высокотехнологической аппаратурой. До европейских норм нам не хватает рентгеновских компьютерных томографов — свыше 50%, магнитно-резонансных томографов (МРТ) — 83%, ангиографов — 92% и маммографов — 56%.

Но право выбора, как известно, есть не у того, кто работает с медицинским оборудованием, а у того, кто распределяет бюджетные деньги. Из года в год их распределяют прежде всего в пользу дорогой медицинской аппаратуры.

Как ни парадоксально, но едва ли не более всего от этого страдают... частные клиники, которым трудно конкурировать с «щедрыми» чиновниками, не привыкшими экономить бюджетные средства. По словам профессора-кардиохирурга, руководителя одной из клиник, ему лично пришлось вести непростые переговоры с представителями крупных и малых фирм, добиваясь справедливых цен. Результаты стоили этого — почти все оборудование для клиники, в том числе и дорогое, удалось приобрести на 18—22 процента дешевле, чем покупает государство в лице министерства. Едва ли не больше всего хлопот было с операционными столами — даже самые простые из них значительно подскочили в цене после того, как министерство купило хирургический стол известного европейского производителя. За фантастическую цену! Дистрибьюторы утверждают, что это действительно супероборудование — на таких столах в ведущих клиниках мира выполняют операции... по разделению сиамских близнецов. Профессор убежден, что за эти средства можно было купить как минимум два-три десятка операционных столов для районных больниц, ведь в большинстве хирургических отделений стоят раритеты, иногда с подставленными табуретками и подвязанные бинтами, которые он помнит еще со времен студенческой практики. Я была уверена, что профессор преувеличивает, но на всякий случай спросила об этом у хирургов общей практики во время республиканской научно-практической конференции. Как выяснилось, в большинстве райбольниц хирургические столы очень почтенного возраста, а чтобы не упали во время операции, их действительно подпирают. А бинты, по словам хирургов, — это уже преувеличение. Но если бы у них было право выбора, то прежде всего покупали бы не столы, а современные аппараты для наркоза и конечно же, диагностическое оборудование.

На заседании Национального совета указанный вопрос был обсужден и принято решение обратиться в Кабинет министров Украины с предложением провести в медицинских учреждениях всех ведомств аудит использования медицинского оборудования, приобретенного за бюджетные средства в течение последних пяти лет, и только после глубокого анализа ситуации планировать закупки на 2009 год, — подчеркнул Н.Полищук.

— В 2007 году только Министерство здравоохранения Украины закупило дорогого оборудования на сумму свыше 347 млн. грн., — комментирует ситуацию председатель Национального совета по вопросам здравоохранения населения профессор Николай Полищук. — К сожалению, почти 70% аппаратуры не введено в эксплуатацию. Но это данные только системы МЗ, а добавьте к этому сеть лечебных учреждений других ведомств — Академии медицинских наук Украины, Министерства обороны, МВД, Министерства транспорта и связи и других, которые даже не считают нужным ответить на запрос и предоставить необходимую информацию. По большому счету, где бы ни стояло это оборудование, оно было куплено за государственные деньги. А какая отдача? В Украине до сих пор нет единого управления и отчетности в системе здравоохранения, в частности относительно закупки и использования дорогого медицинского оборудования. Процессу закупок присущи непрозрачность, кулуарность, довольно часто происходит задержка снабжения уже оплаченного оборудования. Нередко техника не то что месяцами, а годами простаивает на складах, поскольку медицинские учреждения не готовы ее принять и ввести в эксплуатацию, потому что для многих установок нужны специальные условия и помещения. Все это в конце концов приводит к неэффективному использованию бюджетных средств, снижает уровень оказания медпомощи населению.

Не лучшим образом используются бюджетные средства и сегодня. Более 600 млн. грн. еще в прошлом году перевело МЗ поставщикам медицинской аппаратуры. И что из этого? На конец первого квартала нынешнего года ввели в эксплуатацию только 21% заказанного оборудования. Такие «высокие» темпы продолжались до конца лета. Считаю, причина здесь не только в отсутствии помещений. Аудиторы подчеркивают, что во многих случаях такая вялость означает не что иное, как «беспроцентное кредитование коммерческих структур, которое возможно только при бесконтрольности со стороны чиновников государственных структур». Полгода, год или же больше делки прокручивают бюджетные средства, а уже потом, после нескольких напоминаний, завозят заказанное оборудование. Мало того, что за это время оно морально устареет, — его нельзя вводить в эксплуатацию без дополнительных испытаний, а следовательно, без дополнительных затрат средств и времени.

Если на государственном уровне действительно будет принято такое решение, аудиторам придется немало поработать. До сих пор остаются не введенными в эксплуатацию 10 единиц медицинского оборудования на общую сумму почти 11 млн. грн., закупленные за средства госбюджета еще в 2004—2006 годах! Этот медицинский арсенал в свое время получили лечебные учреждения Донецкой, Днепропетровской, Кировоградской, Хмельницкой и Киевской областей, а также Национальный институт фтизиатрии и пульмонологии, но так и не решили, что с ним делать дальше.

Вообще создается впечатление, что в медицинском ведомстве правая рука даже не догадывается, что делает левая. «ЗН» неоднократно писало о закупке свыше потребности некоторых лекарственных средств и вакцин, которые после окончания срока пригодности утилизируются, — миллионы государственных денег выбрасываются на ветер, в то время как пациенты не получают гарантированной помощи по государственным программам. При этом области отказываются брать лекарства, которых они не заказывали, а столица навязывает. Аналогичная ситуация складывается и с медицинским оборудованием: почти 150 лечебных учреждений даже не догадываются, что они «заказали» это оборудование. Ясное дело, кое-что пригодилось, кое-что приспособили, но присылали и такие аппараты, для которых в областных центрах нет ни соответствующих помещений, ни кадров нужной квалификации. Аудиторы в своих выводах называют десятки случаев неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств, приводят примеры значительных бюджетных потерь. МЗ, в свою очередь, признает, что «финансовые службы медучреждений при налогообложении оборудования допускали нарушения ведения бухгалтерского учета». Но сразу же уверяет, что порядок восстановлен. Не известно, правда, где — в медицинских учреждениях или только на бумаге.

Уже и лето закончилось, а 37 миллионов бюджетных гривен еще с прошлого года путешествуют по счетам коммерческих структур. Правда, руководство МЗ на этот раз очень разгневалось и объявило список фирм, злоупотребляющих его доверием, прямо на коллегии. Думаю, что черный рейтинг должна возглавить фирма, обязавшаяся, но так и не завезшая 28 реанимационных столов для новорожденных и 29 рентгеновских диагностических комплексов КРД50, хотя получила за это на свои счета более 12 млн. грн., — это ООО «Диопомед». «Более скромными», но такими же ненадежными партнерами оказались ООО «ИСС Украина» — 12,3 млн. грн., ООО «Три-Центральный аптечный склад» — 8,6 млн. грн., и ООО «Л-Контракт», пообещавшее, но так и не завезшее «микроскоп электронный просветляющий» стоимостью 2 млн. грн. Интересно, что некоторые фирмы из года в год попадают в списки ненадежных бизнес-партнеров, но это почему-то не останавливает чиновников, которые во время торгов снова принимают решение в их пользу.

Придирчивые аудиторы, изучая таблицы, заметили весьма интересную деталь. Оказывается, есть оборудование, которое стоит везде, во всех областях, одинаково, как, например, аппарат искусственной вентиляции легких «Бриз», за каждый экземпляр которого государство заплатило 48669 тыс. грн. Но есть и исключения. Это, в частности, касается оборудования, приобретенного в прошлом году по программе «Трансплантация органов и тканей». В списке всего две области — Львовская и Донецкая, список оборудования — одинаковый. Тем не менее стоимость одного и того же аппарата почему-то разная. «Операционный стол DS-3» для Львовского центра трансплантации стоил 41,6 тыс. грн., а для Донецкого — 55 тыс. грн. Почему-то переплатили донетчане и за «Систему доплеографии EZ-Dop» — 85 тыс. грн. против 63, 9 тыс., которые выложили львовяне.

Вне сомнения, на бумаге все имеет приличный и даже оптимистичный вид — на десятках страниц отчетов и таблиц указано, какое оборудование и куда было направлено в 2007 году. На первый взгляд — все области получали аппаратуру, пусть немного, но справедливо. Но то, что дороже всего, что стоит не тысячи, а миллионы, и закупалось в единственном экземпляре, как правило, стоит в графе «учреждения МЗ». В эту строку попали компьютерный томограф за 9 млн. грн., МРТ за 16 млн., проточный цитометр и микроскоп электронный, стоившие по 2 млн. каждый, и тому подобное. Скептики считают, что все это богатство разместят в элитных клиниках, куда не имеют доступа рядовые плательщики налогов. А оптимисты верят, что в скором времени и больница в Феофании станет доступной для всех граждан — ведь обещали!

Нищенское состояние отечественного здравоохранения чиновникам только на руку — это позволяет буквально шантажировать государство, выбивая средства на дорогое оборудование. А кто отвечает за то, как оно используется? В Европе, например, на маммографе за одну смену обследуют 45—50 пациенток, а в Украине — шесть, и это при том, что смертность от рака молочной железы у нас не просто возрастает, а бьет печальные рекорды. Указанное обследование для большинства женщин просто недоступно: в отдаленных районах о маммографии еще и не слышали, в городах — очереди на месяц вперед, к тому же стоимость процедуры такова, что далеко не каждой пациентке по карману. Между тем статистика свидетельствует, что в Украине есть 324 маммографа, три четверти которых закуплено после 2000 года. Как и где они используются, если из года в год возрастает удельный вес новообразований, выявленных впервые на ІV стадии, когда уже ни одно лечение не поможет? В последние годы закуплено 35 аппаратов МРТ, но, как и раньше, они недоступны для подавляющего большинства граждан. Об этом свидетельствует и статистика: на МРТ в украинской клинике обследуется пять пациентов в день, а в Европе — 45—50.

За пять комплектов нового оборудования для Донецкого центра трансплантации заплатили на 87,4 тыс. грн. больше, чем за такой же арсенал для львовского. Ревизоры еще до сих пор чешут затылок, но не могут найти объяснение этому феномену. Но надо вспомнить, кто был министром здравоохранения в прошлом году, имею в виду — от какой политической силы. Кстати, ревизорам запомнился тогдашний министр своей щедростью — он позволил продать частному лицу министерское авто ГАЗ-3110 по цене пепельницы — за 200 гривен. Хотя в конце 2000 года за эту «Волгу» была уплачена 31 тысяча бюджетных гривен.

Эксперты убеждены, что затраты бюджетных средств на приобретение аппаратуры стоимостью свыше 200 тыс. грн. эквивалентны созданию четырех-пяти современных амбулаторий общей практики. Если посчитать, сколько дорогого оборудования годами простаивает на складах, какой его процент так и не будет работать из-за недокомплектации, — потраченных попусту средств, очевидно, хватило бы на десятки сельских и городских амбулаторий, в которых могли бы вести полноценный прием семейные врачи. Я понимаю, меня будут упрекать в том, что это утопия. Но не знаю, как точно назвать явление, когда в небогатой стране чиновники бедной медицинской отрасли в течение многих лет (!) пускают на ветер миллионы гривен плательщиков налогов. Законопослушные же плательщики налогов, став пациентами, так и не знают, где искать доступную квалифицированную медицинскую помощь для себя и своих детей. Раньше украинцы собирали средства на лечение в европейских клиниках, сейчас уже обращаются даже в медицинские центры далекого Сингапура. Что поделаешь, если бюджетные медицинские учреждения напоминают скорее земскую медицину, а не европейские клиники. Хотя чего греха таить — среди земских врачей попадались превосходные диагносты.

Известно, что у нас есть 35 ангиографов, но в отчете МЗ написано, что в прошлом году работало всего 2 Несмотря на то что в Украине зарегистрировано почти 24 миллиона больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, коронография и коронарное стентирование у нас все еще относятся к разряду уникальных манипуляций. Очереди страждущих — сотни тысяч, а нагрузка на одну установку прямо-таки смехотворная: 0,6 коронографий и 0,34 стентирований больных за день. В странах Евросоюза каждый аппарат выполняет как минимум 10—12 процедур ежедневно. Сколько еще нужно купить этих комплексов, чтобы они стали реальностью в системе здравоохранения, а не только предметом гордости руководителей отдельных лечебных учреждений?




Заглавная страница / Социология