Заглавная страница / Социология

Белые слоны адмирала Горшкова

В английском языке выражение «белый слон» символизирует нечто далеко выходящее за рамки здравого смысла и крайне дорогостоящее. Эта кличка приклеилась к трем большим линейным крейсерам первого лорда адмиралтейства, инициатора создания «Дредноута», знаменитого Джона Фишера. Бронирование принесли в жертву сверхмощной артиллерии и потрясающей скорости, но жертва оказалась напрасной. Командующий флотом не пускал «слонов» в сражения, и правильно делал. Их пробивали насквозь снаряды пушек среднего калибра и, говорят, у матросов даже изымали консервные ножи. Но по капризу истории именно эти крейсера стали первыми авианосцами!

Осень, небо голубеет, птицы кричат, на юг собираются. Вот и любимые «Белые лебеди» Пути­на, стратегические Ту-160 в Ве­несуэлу полетели из подмерзающей России. За ними и российский ракетный крейсер «Петр Ве­ликий» ушел в поход. Тоже в Ве­несуэлу. А куда еще? Кроме нее, да Сирии с Кубой, союзников больше нет. Друзей и подавно. Впрочем, это не наши проблемы, поговорим лучше о чем-то более нейтральном, например, о кораблях, таких как этот крейсер.

Начал он с вертолетоносцев «Москва» и «Ленинград», но остался недоволен, корабли были слабые и немореходные, а затем вместе с Дмитрием Устиновым, куратором военной промышленности в ЦК КПСС, адмирал построил гибриды авианосцев с ракетными кораблями: тяжелые авианесущие крейсера. Но гиган­ты в 44000 тонн могли поднять в воздух не более 12 самолетов, ибо половину палубы заняли ракетные установки. К тому же ЯК-38 вертикального взлета был откровенно плохим, в тропиках мог взлетать только с разбега, и в итоге авиагруппа не могла прикрыть даже свой корабль! Да и система обнаружения целей и наведения так и не заработала в штатном режиме. В конце концов им поменяли задачи и вместо борьбы с подлодками поручили защиту своих лодок от вражеской авианосной авиации. Яки против «Фантомов», «Хорнетов» и «Томкэтов»? Ну-ну.

Адмирал флота СССР Сергей Горшков был еще гениальнее Фишера, во всяком случае, флотом он командовал куда дольше — с 1956-го по 1985 год. Тридцать лет! Автор концепции ракетно-ядерного океанского флота, он воплотил ее в жизнь с таким размахом, что к 1991 году СССР по числу и тоннажу боевых кораблей превзошел США. И… развалился. Океанский флот стал последней соломинкой, сломавшей хребет советскому верблюду. Но мы о слонах. У Горшкова их было больше, чем у Фишера, к ним можно отнести и его атомные ракетные крейсера, и странные авианосцы.

Дорогостоящий эксперимент не удался, авианосец решает свои задачи, крейсер — свои, а попытки скрестить коня и трепетную лань удаются весьма редко. Что эти корабли делали в океанах, что могли сделать? Флаг показывали да адмиралов катали. Им посвящены книги, статьи и целые сайты, сотни фотографий, но обратите внимание на количество взлетов с их палуб — в среднем один вылет в месяц на пилота. Так что нет смысла углубляться в их тактико-технические данные. Уместнее привести мартиролог.

Каждый следующий корабль отличался от предыдущего. В бар­даке модернизаций на невезучий «Новороссийск» даже не постави­ли ЗРК ближнего действия, а ког­да Як-38 сняли с вооружения, то ничуть не лучших Як-38М по-
строили так мало, что корабль вообще остался без самолетов! Зато на «Киеве» и «Минске» стояли тор­педные аппараты, как на царских броненосцах…

Авианосная Цусима! Причем дело не в развале Союза, корабли стали на прикол раньше. Самой большой их бедой было отсутствие оборудованных пирсов даже в родных портах. Гиганты стояли на рейдах и жгли главные энергетические установки. Горшков считал, что лучше построить еще корабль и затем уже выбивать деньги на береговую инфраструктуру. Когда же деньги давали, он строил еще один корабль!

«Москва», «Ленинград» и «Но­вороссийск» проданы на металлолом. «Киев» и «Минск» ста­ли музеями-аттракционами в Ки­тае, «Варяг» тоже там. Новейшие корабли! «Новороссийск», к примеру, не прослужил и десяти лет. Ну, хоть у «Адмирала Горшкова» остался шанс. В 2004 году он был подарен Индии в обмен на закупку палубных Мигов и стал «Викрамадитьей» — «Сильный как солнце». Так звали одного из самых могущественных правителей Индии, искусного воина. С тех пор его модернизируют. Строить уже разучились, кадры потеряли, так что процесс грозит затянуться, и уже назревает скандал. Кстати, индийцы сразу настояли убрать ракетные установки и очистить палубу для самолетов горизонтального взлета — им нужен авианосец, а не странный гибрид…

Но вот незадача: в состав флота корабль поступил в 1991 году, когда все рушилось; и пришлось натуральным образом угонять его в Россию. В итоге та получила 56 тыс. тонн бутафории, и лишь к 1996 году удалось наскрести не то 26, не то 15 самолетов для авиагруппы, однако в ангарах больше семи никогда не базировалось. Еще у «Кузнецова», построенного на излете перестройки, с рождения текли котлы, и он не мог дать и половины полного хода, а несколько раз вообще гас как лампочка, и чуть не вылетал на скалы. А ведь даже мощным Су трудно взлететь без катапульты, если корабль не даст полный ход. Приходится снимать подвесное вооружение, недоливать топлива, и куда уж тут штурмовать вражеские авианосцы…

И в 1985 году заложил авианосец под самолеты горизонтального взлета. Правда, еще Дмитрий Устинов в бытность министром обороны СССР (скончался 20 декабря 1984 г.) не верил, что промышленность — через тридцать лет после англичан! — быстро сделает паровую катапульту, поэтому адмирал согласился на корабль с носовым трамплином. «Ад­мирал Кузнецов», 56 тыс. тонн водоизмещения, 36 мощных штурмовиков Су-3 Учебные самолеты. Са­молеты дальней разведки. Вертолеты. Сила!

Кроме того, практика показала, что авианосцы не могут базироваться на севере — во всяком случае, на Русском Севере — почитайте в Сети воспоминания служивших на корабле. Картина ужасная. Тысячи тонн воды в трюме. Затопленные мазутом ЗРК и посты управления стрельбой. Корабль гниет и вымерзает. Уровень подготовки матросов и офицеров крайне низок, а летчиков, умеющих взлетать с палубы, меньше, чем космонавтов. В море корабль выходит редко, да и куда ходить? За все годы всего два дальних похода, оба в дружескую Сирию. Кстати, в первый раз, в 1996 году, по глупой браваде чуть не потеряли авиагруппу, устроив у границ Израиля высший пилотаж. Пальцы израильских летчиков уже лежали на кнопках пуска ракет! В этом году они не волновались, авианосец с пустой палубой никого не интересовал.

Далее. Для подъема Су-33 с ангарной палубы на взлетную требуется более получаса — надо что-то отвинчивать, затем привинчивать — ну не рассчитаны подъемники на такие самолеты! Где более легкие Миги? Где, где… Они уйдут на «Викрамадитью». Если же учесть еще 14 минут на подготовку к взлету, то можно ли считать «Кузнецова» авианосцем? Редко с его палубы взлетало больше звена. Между тем время выпуска звена на американском «Нимице» — две-три минуты (самолеты взлетают парами), у него четыре катапульты, и вся многочисленная авиагруппа взлетает за 45 минут.

Но, может быть, с крейсерами у адмирала Горшкова обстояло лучше? Да как сказать. В 1980 году в состав флота вошел корабль невероятной мощи, корабль XXI века, плавучий ракетный арсенал — большой атомный крейсер «Киров». В 1984 году адмирал получил второй такой, а в год его смерти флот принял третий. Затем началась разруха, и последний в серии — «Петр Ве­ликий» — с большим трудом ввели в строй лишь в 1998 году. С тех пор он флагман российского флота — и единственный из четверки, оставшийся в строю. Но такие корабли должны служить десятки лет. Ведь один крейсер обходился в миллиард долларов! Для справки: вчетверо больший авианосец класса «Нимиц» стоил тогда три миллиарда. Как же так?

Голубая мечта Горшкова — атомный авианосец — начала воп­лощаться в жизнь уже после смерти адмирала, осенью 1988 года, едва лишь стапель освободился от «Варяга». Гигант, соперник «Нимица», 80 тыс. тонн! 70 самолетов и вертолетов. Две катапульты. Но страна распалась, и «Ульяновск», готовый по корпусу на 35%, порезали на металлолом. Слава Богу! Страшно подумать после «кузнецовских» котлов о качестве его реакторов, вспомните хотя бы тяжелую аварию паропровода на «Петре Вели­ком». Тем и завершилась авианосная эпопея.

Это и объясняет быстрый выход кораблей из строя. На «Адмирале Ушакове» (бывший «Киров»), например, в контур кормового реактора пустили соленую забортную воду! В результате — выброс радиоактивных продуктов, часть экипажа получила статус чернобыльцев, а корабль стал на долгий ремонт в Северодвинске. Из него он уже не вернется, недавно корабль даже имени лишили и передали другому кораблю. «Адмирал Лазарев» гниет на Тихом океане, «Адмирал Нахимов» много лет ждет решения своей судьбы на стапелях «Севмаша».

А вот как — не забывайте, они же атомные! Российский военный флот и атомные реакторы — это жуткое сочетание, почитайте список аварий на подлодках. Это непрерывное предчувствие Чернобыля. Во-первых (опять же спасибо Горшкову), технологическая операция перезарядки реакторов крейсеров вообще не была разработана. Эту мелочь оставили на более светлое будущее, как и пирсы для авианосцев, но оно так и не наступило. Во-вторых, уровень подготовки военных специалистов-атомщиков резко уступал уровню гражданских специалистов даже в Советском Союзе, а уж с его распадом империи дела пошли и вовсе плохо.

Да и мощь атомных гигантов оспаривается — ракет много, а брони-то нет! Неда­ром снова идут разговоры о возрождении линкоров — на новом, разумеется, уровне. Все знают, что творит с современным картонным кораблем даже не противокорабельная ракета (та вспарывает его как жестянку и выворачивает наизнанку), а близкий взрыв небольшой зенитной, даже собственной. Осколки перебивают многочисленные в наше электронное время кабели — и на месте грозного боевого корабля болтается беззащитная баржа. С реакторами. Американцам довелось это испытать на одном из своих фрегатов. Так не лучше ли было вместо четырех гигантов построить штук двенадцать дешевых ракетных крейсеров, как ян­ки и сделали? В общем, и ракетные слоны проследовали путем авианосных.

Грустно? Кому как. Вот все говорят — флот, флот! А что — флот? У американцев он самый большой — и чего они добились? Южную Корею едва отстояли, Вьетнам проиграли, из Сомали эвакуировались, Ирак, правда, разбомбили, а толку? Какой же это инструмент геополитики, если в Венесуэле — Ча­вес, на Кубе — Фидель, в Иране — Ахмади­неджад? Так стоит ли лить крокодиловы слезы о советском океанском флоте?

Сергей Горшков ценил разведку и требовал, чтобы ему ежедневно давали сводку по американским авианосным соединениям вплоть до фрегатов сопровождения. И «Урал», в отличие от его странных авианосцев и недолговечных крейсеров, действительно хороший корабль. Он вполне мог бы заменить разведбазу в Лурдесе, на Кубе, но пропал на Дальнем Востоке. Читал, хотели приспособить под энергетическую станцию для Находки. Что ж, американские авианосцы тоже порой перевозили автомобили. Но это были старые авианосцы, у новых хватало иных дел…

Но самым большим стал «Урал», крупнейший атомный корабль СССР — 35 тысяч тонн! Заложили его в 1985 г., начинили под завязку антеннами и электроникой и ввели в строй в 1989-м. Удивительно быстро, но было уже поздно. И на позицию в район Маршалловых островов — отслеживать испытательные пуски американских ракет — корабль так и не вышел. А ведь даже из Владивостока он мог прослушивать радиосообщения всех самолетов и кораблей в северной части Тихого океана и снимать телеметрию ракет и спутников!

И последнее замечание. В поход идут четыре корабля: «Петр», БПК «Чабаненко», танкер и …океанский буксир. И это правильно! О том, что на «Петре» случались аварии, в том числе и тяжелые, я уже упоминал. Несколько лет назад вокруг него вообще разгорелся скандал. «Корабль находится в таком состоянии, что может в любой момент взлететь на воздух. Это особенно опасно с учетом того, что он оснащен ядерной силовой установкой!» Это сказал не кто-нибудь, а главком ВМФ Владимир Куроедов. И потерял должность, не все можно говорить даже главкому. С тех пор крейсер не стал новее. Что ж, каждый пусть сам делает выводы из этой истории. По мне, пока русские слоны паслись дома, в мире было спокойнее.

Подведем итоги. Конечно, Фишеру далеко до Горшкова. Но даже его ошибка привела к рождению нового и самого перспективного класса кораблей — авианосцев. А вот век русских слонов оказался удивительно короток и ни к чему не привел. Если не считать развала Союза. Из всего стада в строю остался один «Петр», инвалида «Кузю» считать не стоит. Да и «Петр» может сражаться только с морским противником. Цели в глубине территории он поражать практически не способен. Так что его поход чисто демонстративный — лишь бы плюнуть в американский борщ!




Заглавная страница / Социология