Заглавная страница / Социология

Мусор как полезный продукт, или Простое решение сложной проблемы

Спасение многие усматривают в строительстве мусоросжигательных заводов. Но если и строить, то мусороперерабатывающие. И прежде всего нужно обустроить пункты сортировки мусора. Без этого бессмысленно даже думать о каком-то масштабном строительстве по переработке отходов. Имеется замечательный европейский опыт. Его хотя бы частично можно внедрить и у нас.

Обычная, но проблемная даже на уровне семьи ситуация — каждый день нужно вынести мусор из дома. Но задумываемся ли мы о дальнейшей судьбе этого мусора? Иностранные специалисты считают, что через два-три года Украине угрожает настоящая мусорная катастрофа. Ее неотвратимое приближение мы можем наблюдать уже сегодня — городские свалки переполнены, их границы подошли вплотную к жилым массивам. В сельской местности то же самое: под каждым кустом стихийная мусорная свалка. Пластиковыми бутылками и полиэтиленовыми пакетами густо усеяны берега рек. Страдает атмосфера, подземные воды, куда просачивается яд. Катастрофа действительно будет неминуемой, если немедленно не навести порядок.

В Украине европейский опыт только начинают применять. Так, благодаря давнему сотрудничеству Береговского района Закарпатья и Венгрии создано венгерско-украинское СП «Берег-Вертикал».

Пожалуй, самым точным показателем уровня организованности и цивилизованности страны является отношение ее жителей к проблеме мусора. Нужно, чтобы все жители страны предварительно его сортировали. В Европе рекордными показателями организованности могут похвастаться швейцарцы и немцы, которые не ленятся отнести электрические элементы в определенное место, стеклянные бутылки бросить в один контейнер, пластиковые — во второй, бумагу — в третий, органические остатки — в четвертый. Австралийцы до сих пор шутят над подробной инструкцией, в которой изложены правила сортировки и распределения мусора. Но понемногу люди там приучаются к порядку, хотя европейского уровня (в Швейцарии предварительно сортируется более 80% всего мусора) еще не достигли.

В Берегово планируется разместить баки-контейнеры отдельно для стекла, пластика и бумаги. Каждый будет рассчитан на три тысячи населения. Предварительно проведут информационную кампанию: через СМИ научат, как следует сортировать мусор. Также запланирована серия лекций в школах и дет­ских садах. Но только достаточно ли нескольких лекций и публикаций, чтобы население начало сортировать мусор?

Недавно в Мукачево и Берегово венгерские специалисты организовали выставку под лозунгом: «С вашей помощью — из мусора полезный продукт!» Собственными глазами можно было увидеть, что мы в буквальном смысле закапываем в землю миллионы долларов. Например, банки из-под напитков. В Венгрии их собирают, прессуют в брикеты, после чего переплавляют. Экономится не одна тонна ценного металла для промышленности — алюминия. Такую же пользу можно иметь, перерабатывая бумагу, стекло и даже пластиковые бутылки, от которых страдает наша окружающая среда.

Сознательному отношению к сортировке мусора нужно учить. Существует систематический курс в школе, ориентированный на учеников 7—8 классов, призванный сформировать осознанный выбор стиля жизни, ориентированный на сохранение окружающей среды для жизни будущих поколений. Курс называется «Уроки для устойчивого развития». Это не теоретический курс об экологических угрозах и опасностях. Вот заголовки из этого школьного учебника: «Как получить пользу из бесполезного», «Сортировка мусора для дальнейшей переработки», «Вторичное использование бумаги», «Компостирование», «Сумки для покупок», «Новая жизнь старых вещей».

Как показывает практика, установка баков еще не гарантирует, что житель дома принесет три пакета — с пищевыми отходами, пластиком, стеклом. Скорее всего (как это происходит в Киеве), все вместе выбросит в ближайший контейнер.

Когда этот курс начали внедрять, то больше всего проблем было с родителями учеников, которые пытались разобраться, что мы выбрасываем. Именно родители не считали нужным сортировать мусор, выбросили — и все. Но со временем дети начали воспитывать родителей: «Не в тот пакет выбросил», «Зачем выбросил?»...

Темы очень конкретные — «Вода», «Энергия», «Покупки» и, разумеется, «Мусор». В течение месяца ученики исследуют, что именно выбрасывается и каким образом уменьшить количество бытовых отходов. Можно ли к мусору относиться как к ресурсам и как этого добиться?




Заглавная страница / Социология