Заглавная страница / Социология

ВНО: «совдеп» или прорыв?

Нынешним летом сын моих хороших знакомых поступал сразу в три вуза страны на несколько специальностей, связанных с экономикой, финансами и кредитом. Над некоторыми наблюдениями самого выпускника, а также его родителей стоит как минимум задуматься.

О масштабном эксперименте в отечественном образовании высказалось уже достаточно чиновников от науки, ректоров высших учебных заведений и журналистов. Однако мнение самих абитуриентов, а также их родителей оставалось зачастую «за кадром».

Тем не менее, с одной стороны, действующее законодательство, по крайней мере, в текущем году оставило достаточно лазеек для тех, кто рассматривает работу в высших учебных заведениях как один из вариантов предпринимательства. С другой стороны, даже там, где не поучаствовали бизнесмены от науки, не факт, что даже в этом году на наиболее престижные факультеты прорвались самые умные и достойные ребята.

Сама идея зачисления в вузы по результатам тестирования, учитывая порой насквозь коррумпированную систему поступления в высшие учебные заведения страны на протяжении многих лет, безусловно, в целом заслуживает только одобрения. «Снять капусту» (по выражениям некоторых преподавателей) с родителей абитуриентов стало очень трудно, а иногда и просто невозможно.

Возможно, отчасти именно поэтому поступающие в НаУКМА (где на внутреннем тестировании абитуриентам в порядке эксперимента предложили тесты, практически тождественные с теми, которые были проведены в школах) показали просто-таки шокирующие результаты. К примеру, по математике — лишь около 20% (!) абитуриентов подтвердили полученные на школьном тестировании оценки. Бывшие школьники, имеющие сертификаты с завидными 195-198 баллами по результатам общего тестирования, в «Могилянке» нахватали «колов» и «двоек» по тем же тестам, которые они так «блестяще» сдали весной.

Человеческий факторИ все-таки в разных городах, в разных аудиториях к выпускникам, проходящим тестирование, относились по-разному. Одних школьников могли «попросить» на выход из-за забытого в кармане мобильника, другие (во всяком случае так рассказывают сами бывшие ученики) могли с успехом пользоваться как мобильниками, так и всевозможными справочниками, в некоторых случаях процветало и почти повальное «списывание», в результате которого многие учащиеся получали подозрительно одинаковые, зачастую высокие оценки.

Не всем вузам страны нужны такие студенты.

Другой причиной такого обескураживающего результата очевидно следует считать то, что сами общешкольные тесты в некоторых случаях предполагали возможность простого заучивания и натаскивания на протяжении нескольких месяцев умелыми репетиторами, в результате которого «апрельские» знания улетучились у выпускников уже в мае.

Субъективизм в школе, субъективизм в вузеОдин из явных просчетов авторов общешкольных тестов заключается в том, что в состав теста по украинскому языку и литературе включено сочинение, за которое также начисляются баллы. Баллы за сочинение не могут быть объективны, ведь в каждом случае работу проверяют и начисляют баллы разные люди. Один преподаватель может попасться «добрый и мягкий», а другой «жесткий и принципиальный».

Надо полагать, немало таких «зубрилок» вместе с армией «124-балльных» льготников прорвались на самые престижные специальности и таким образом «выбили» оттуда многих действительно талантливых ребят. Ни в коей мере не хочется обидеть льготников, все они нуждаются в помощи. Тем не менее государство должно помогать им по-другому. Есть очень много способов, не ущемляя прав «самых умных и сильных», помочь льготникам состояться в жизни. И один из них (чиновники могут принять как бесплатное ноу-хау от автора)— возможное лицензирование дополнительно нескольких мест сверх госзаказа специально для льготных категорий. В таком случае щедрость государства будет оплачиваться самим государством, а не теми ребятами, которые «пролетели» в этом году именно из-за популистской политики в отношении льготников.

В следующий раз молодому человеку пришлось столкнуться с ярко выраженной тенденциозностью при поступлении в один из сверхпрестижных столичных университетов, который еще в советские времена считался вузом, в основном для детей партийной номенклатуры.

Так, сын моих коллег до сих пор убежден, что оценку по украинскому ему ощутимо срезало именно сочинение. Дело в том, что во время учебы в школе парень имел в общем-то отличные отметки как по украинскому языку, так и по литературе. Подвело его, по всей вероятности, то, что тесты сдавались весной, когда в средствах массовой информации достаточно аргументированно звучала критика в адрес чиновников, допустивших беспрецедентную инфляцию, которая в то время буквально накрыла страну. Школьник рискнул отметить эти моменты в сочинении при сдаче тестов. Очевидно, такие критические замечания не понравились проверяющему. В результате при практически всех правильных ответах по украинскому (ответы были размещены на сайте, поэтому была возможность свериться), именно низкая оценка по сочинению срезала парню общий балл по тестированию.

Сын моих знакомых также подавал документы и на один из лучших факультетов другого высшего учебного учреждения столицы, где зачисление проводилось только на основании школьных тестов.

Экзамен по английскому состоял из письменной и устной части. Письменную абитуриент (в прошлом победитель многочисленных областных и межрегиональных олимпиад, обладатель внушительной стопки похвальных грамот за первые и призовые места по английскому) сдал практически на «отлично», а на устной его откровенно «срезали», неоднократно прерывая утверждениями о том, что не раскрывает темы, в конце концов, вынуждены были отметить его блестящий «разговорный английский», поставив, тем не менее, невысокий балл. Именно прессинг на устном английском в одном из престижнейших вузов страны не позволил парню пройти «на бюджет» и он был лишь рекомендован к поступлению на контракт.

Важно отметить, что человеческий фактор приемная комиссия этого вуза исключила полностью.

Во все три вуза парень поступил. Однако, когда пришлось выбирать, в каком из них учиться, не задумываясь, выбрал НаУКМА.

Во-вторых, результаты тестов были оглашены не через несколько месяцев, как в случае с общешкольными, и не через несколько дней, как в случае с экзаменами по английскому в вузах, а буквально через несколько часов после окончания тестирования.

Во-первых, в отличие от школьных тестов и устных экзаменов по английскому языку в некоторые вузы, на внутренних тестах в НаУКМА были только письменные задания.

Таким образом, первая всеукраинская «тестовая кампания» показала следующее:

В-третьих, оглашение результатов происходило не «совдеповским» способом вывешивания списков на стенах возле приемной комиссии через несколько дней после проведения экзаменов. Практически на глазах собравшихся в огромном культурно-образовательном центре «Могилянки» абитуриентов, родителей и многочисленных журналистов, в традициях лучших учебных заведениях мира, на экране монитора происходили по сути сканирование и проверка работ поступающих. Еще до оглашения официальных результатов абитуриенты могли увидеть на экране монитора, как компьютер начислял им баллы за тестирование.

Тем не менее, если чиновники от науки желают быть действительно последовательными, при проведении последующих тестирований им необходимо учесть негативный опыт уже проведенных. В частности, как можно скорее исключить из состава тестовых заданий сочинение — как образец субъективного (в зависимости от настроения проверяющего, а иногда и от его политических взглядов) в каждом конкретном случае метода оценки способностей школьников.

По сравнению с дедовскими правилами поступления в прежние годы нынешняя система, безусловно, антикоррупционна, сверхпрогрессивна и востребована.

Совсем не лишне было бы усилить инспекторский состав независимых наблюдателей с тем, чтобы исключить случаи списывания, а также использования всех возможных подручных средств при сдаче тестов. Хотя полностью этот фактор (в отличие от «Могилянки») не будет исключен никогда.

Если мы действительно хотим иметь европейские стандарты в образовании, начать необходимо с европейского отношения к будущим студентам и их родителям, т.е. с того, чтобы рекомендовать вузам свести до минимума необходимость томления в очередях при сдаче документов в вуз.

Система начисления баллов при школьном тестировании должна быть более прозрачной и понятной, каждый школьник должен точно знать, что за правильный ответ на конкретный вопрос ему будет начислено конкретное количество баллов.

Неплохо бы и выделить из бюджета средства на создание ограниченных дополнительных мест именно для льготных категорий — чтобы не были ущемлены права других поступающих, или же вообще свести до минимума привилегии при поступлении.

Нашей стране необходимо еще очень много и долго работать над тем, чтобы стать действительно передовой европейской страной, без процветающей коррупции, совдеповских подходов к образованию, без преклонения перед другими странами и еще без многого, что годами наслаивалось в экономической и политической жизни страны. А способность критического подхода к собственным ошибкам всегда была олицетворением надежды на будущий позитив. Именно поэтому при общей положительной оценке результатов внешнего независимого тестирования многое еще необходимо отшлифовать и исправить, чтобы в следующем году в лучшие вузы страны поступили только самые умные и достойные.

Необходимо запретить любые устные экзамены, в том числе и по английскому языку. В то же время чиновники «от науки» не должны препятствовать проведению дополнительного внутреннего тестирования в вузах, при условии соблюдения принципа полной прозрачности и невмешательства человека в процесс подведения результатов.




Заглавная страница / Социология