Заглавная страница / Социология

Ученье — свет

Основоположниками этого информатизационного прорыва по праву можно считать многочисленных претендентов на статус слуг народа. Для них вручение монитора и системного блока стало одним из атрибутов в неиссякаемой череде избирательных кампаний. А почему, собственно, и не подарить, если затраты, в сущности, пустяковые, зато в глазах электората можно предстать сердобольным радетелем народного образования.

Оснащение учебных заведений компьютерной техникой считается приоритетом развития образования. Причем подчас создается впечатление, что уровень этой приоритетности настолько высок, что других задач вовсе не существует. Еще в 2005 году все школы Запорожья снабдили компьютерными классами. По области, правда, достижения не столь впечатляющие, но все же процесс не стоит на месте. К началу предстоящего учебного года областные власти планируют потратить 5,6 млн. грн. на приобретение около ста компьютерных классов для сельских школ.

В общем, преимущества кибернетики чиновники быстро усвоили, и теперь в случае малейшего недовольства в учительской среде они знают, что сказать. Имейте, дескать, совесть, вам компьютер подарили, а вы тут со своими проблемами. И то верно: проблемы есть у всех, а компьютеры — не у каждого. Но даже у тех, кому посчаст ливилось обзавестись умной техникой, хронических трудностей, увы, меньше не становится. Ведь время начала нового учебного года едино для всех, как и устойчивый дефицит учебников. Например, к минувшему первому сентября Министерство образования и науки смогло удовлетворить потребности запорожских школ в учебниках всего на 18%.

Со временем перманентную стихийность меценатства упорядочило государственное участие, обозначенное программой информатизации общеобразовательных учебных заведений. К ее воплощению в жизнь привлекли бизнесменов соответствующего профиля, что придало процессу некоторые специфические признаки. В связи с этим пару лет назад в Запорожье даже конфликт обозначился. Как оказалось, одна из фирм, выигравшая тендер на компьютеризацию школ, бюджетные средства брала исправно и в полном объеме, а работу выполняла по гораздо более сокращенной программе. Впрочем, скандал сошел на нет столь оперативно, что даже иронично настроенным наблюдателям не довелось долго вспоминать анекдотичный диалог: «За что посадили? Не поделился. А почему выпустили? Поделился».

Областная программа «Школьный автобус» действует с 2003 года, но это вовсе не означает, что с подвозом около 11 тыс. сельских учеников в регионе полный порядок. За четыре года действия программы школы получили всего 45 автобусов. Требуется еще полторы сотни. Состояние же 23 до сих пор эксплуатирующихся машин такое, что их просто нельзя выпускать на линию. Еще 25 автобусов на грани полного списания.

Хочется надеяться, что в нынешнем году ситуация изменится к лучшему: и учебники поступят вовремя, и с ремонтом школ управятся до начала занятий, а не как обычно — по октябрь включительно. Да только, к сожалению, имеющиеся факты явно не располагают к оптимизму. Достаточно сказать, что на ремонт школ в области необходимо 40 млн. грн., а в бюджете на эти цели предусмотрена ровно половина суммы. Может, все дело в том, что соответствующая программа отсутствует? Хотя вряд ли.

Выход из сложившейся ситуации зачастую предпринимается самый незамысловатый. Сельские школы попросту закрывают.

При таком уровне материального обеспечения не приходится удивляться, что профессия педагога не пользуется популярностью. Только в этом году из запорожских школ уволился 561 специалист. И хуже всего то, что в большинстве случаев крест на учительской карьере ставят молодые педагоги, так и не дождавшись обещанных достойных условий для работы и жизни.

Когда говорят о вымирании сел, обычно обращают внимание на заброшенные дома, разрушенные животноводческие комплексы, заросшие бурьяном поля. Но даже эти действительно безрадостные картины еще не свидетельствуют о переходе села за губительно невозвратную грань. Потому что можно вспахать и засеять поля, отремонтировать технику, отстроить фермы и заново обжить дома. А вот с закрытием школы село действительно лишают будущего.

Полтора года назад подобная участь постигла отдаленное село Листвянка. Мотивируя тем, что бюджетных средств едва хватает на выплату зарплаты учителям, местные власти приняли решение о закрытии девятилетки. Случилось это в середине учебного года, поэтому родители пятидесяти учеников выступили против. А когда сельсовет прекратил отапливать здание, селяне стали обо гревать школу вскладчину. Затем организовали круглосуточную охрану, решив во что бы то ни стало сохранить учебное заведение…

Дефицит мест в дошкольных учреждениях областного центра составляет четыре тысячи, по области — в два раза больше. Существующие детские сады зачастую работают с полуторной, а то и двойной нагрузкой. О качестве воспитательного процесса говорить не приходится, если под дополнительные группы приспосабливают кабинеты психологической нагрузки, иностранного языка, школьные классы. Но и это не решает проблему. Необходимо строить новые детские сады, а это дело не из дешевых. Если по сегодняшним расценкам возведение детсада по самым скромным подсчетам оценивается 6 млн. грн., то можно не сомневаться, что к окончанию строительства сметная стоимость перевалит за 10 млн.

Интересно, учитывают ли это обстоятельство в области, когда заходит речь о судьбе 12 сельских школ? Говорят, содержать их ради небольшого количества учеников слишком накладно. Помнится, по этой же причине 10—15 лет назад массово закрывались запорожские детские сады. А сейчас устройство ребенка в детсад для многих стало сродни поступлению в престижный вуз.

Правда, два здания детских садов городским властям все же удалось вернуть в коммунальную собственность. Однако это не решает проблему в целом, не говоря уже о том, что требует внушительных финансовых затрат. Например, здание детского сада «Звоночек», переданное в 2001 году Запорожскому госуниверситету, возвратилось городской общине в виде голых стен и прохудившейся крыши. На его восстановление необходимо два миллиона гривен. Ремонт планируют выполнить за два года. Разумеется, при условии стабильного финансирования. Но откуда же та стабильность возьмется, если затраты на подобные цели в бюджете не предусмотрены. Городская казна и без того едва справляется с обеспечением деятельности оставшихся детсадов. Да и предприятия подчас явно не горят желанием тратить средства на содержание собственных дошкольных учреждений.

А ведь раньше Запорожье понятия не имело о дефиците дошкольных учреждений. Пятнадцать лет назад только в областном центре работало 288 детских садов. Сейчас — 13 Догадаться, куда девалось 150 «солнышек», «рябинок», «звоночков», в общем-то, несложно. Теперь в их зданиях (кстати, добротно и недешево переоборудованных) офисы — банковские, налоговые, пенсионные... Оказывается, причина в том, что большинство запорожских детсадов были ведомственными. С наступлением приватизации новоявленные собственники сочли их обузой, от которой необходимо избавиться. Лучше — продать или, в крайнем случае, сдать в долгосрочную аренду. Был, правда, еще один вариант — передать помещения детских садов в коммунальную собственность. Но, во-первых, это не сулило владельцам выгоды, а во-вторых, позиция местных властей не отличалась большой настойчивостью. Ведь в то время наполняемость детсадов была сродни нынешней в школах. Да и решение парламента «О запрете перепрофилизации учебно-воспитательных заведений» появилось на свет только марте 2004 года. Когда же спрос на детсады возрос, было уже поздно — возврат утраченного оказался практически нереальной задачей.

Ну как тут не вспомнить традиции, что были присущи Александровску (нынешнему Запорожью) во второй половине XVIII века. Тогда успехи в развитии народного образования прославили провинциальный городок на всю Российскую империю. Их инициатором был барон Корф, чье имя, оказавшееся незаслуженно забытым потомками, достойно занять почетное место в списке выдающихся организаторов учебного процесса.

Вот уже почти третий год остается неопределенной судьба дет ского сада, принадлежащего АО «Запорожьеоблэнерго». Сначала руководство предприятия пыталось передать его в коммунальную собственность, затем предприняло попытку вывести здание из перечня объектов образования. А все потому, что НКРЭ отклонила предложение включить расходы по содержанию социальной сферы в тариф на электроэнергию. Оказывается, это было в порядке вещей — финансирование ведомственной «социалки» не из собственной прибыли, а за чужой счет.

…Когда над листвянской школой нависла угроза ликвидации, одна из ее воспитанниц откликнулась на происходящее стихами. «Раніше я мала надію: я вірю, я знаю — своє. А зараз скажу я: країно, не вірю в майбутнє твоє», — написала четырнадцатилетняя Настя. И что, кто-либо вправе упрекнуть ее в отсутствии патриотизма?

Возглавив уездный учебный совет, Николай Александрович сумел создать сеть народных школ. И это невзирая на то, что земство выделило на реализацию идеи мизерные средства — всего 800 рублей. Однако благодаря стараниям Корфа, местные помещики сознательно, а вовсе не под административным нажимом, становились опекунами школ, вкладывали в их развитие личные средства.




Заглавная страница / Социология