Заглавная страница / Социология

Педагогическая инерция

В течение последних полутора десятка лет изменилось все. Мы живем в другой стране, где камня на камне не осталось от марксистско-ленинской идеологии. Пал «железный занавес», отгораживавший нас от мира, наши дети открыли для себя новый мир «на кончиках пальцев» — Интернет. Мы привыкли к таким непривычным для желудка советского человека «репрессированным» фруктам, как бананы или киви... Почти неизменной осталась только школа. По-прежнему стоят в ряд одна за другой парты, по-прежнему низкой остается зарплата учителя, доминирует все тот же стиль управления, в классах все те же мел и доска... Но самое обидное то, что не изменился образ нашего педагогического мышления, представление о школьном образовании, видение его будущего. Наверное, еще долго будут сказываться последствия периода «выживания» образования в
90-х. Инерция десятилетнего упадка царит не столько отсталой материально-технической базе школьного образования, сколько в головах просвещенцев.

На картине Сальвадора Дали «Инерция памяти», выставляемой в нью-йоркском музее современного искусства, изображены эластичные часы, часы, распластанные, словно снулая рыба, часы, переброшенные через ветку дерева, как мокрое белье... Конечно, художник имеет право менять не только перспективу, но и свойства вещей. В отличие от художника, мы не можем так легко и свободно вести себя с феноменом инерции.

Педагогическая инерция на уровне отдельной школы, как правило, сказывается в случае, если вдруг уходит пассионарная личность, создававшая новую педагогическую систему, бежавшая впереди паровоза. Без лидера все быстро возвращается на круги своя. Стрелки словно переведены назад, педагогическая инерция снова направляет школьный поезд на обычные рельсы.

Излишне доказывать простую истину: нельзя выстроить современную систему образования на базе тех явно устаревших представлений, которые все еще прочно держат в своих путах просвещенских руководителей и широкую педагогическую общественность.

Не одного руководителя учебного заведения, стремящегося реально изменить образовательную реальность, периодически охватывает ощущение, что единственный способ успешно завершить дело — начать все сначала. Причем это ощущение возникает даже у людей, вложивших в дело своей жизни море энергии, времени, веры, надежды и любви…

Впрочем, как утверждал директор московской школы самоопределения Александр Тубельский, «в жизни можно сделать лишь одну школу». С этим высказыванием можем согласиться, ведь приходится констатировать, что постоянное противостояние педагогической инерции — чрезвычайно энергоемкое дело. А вот самому очень трудно стать генератором движения уже по новой, заданной тобой траектории, если она расходится с мейнстримом. Поэтому трудно назвать хотя бы одного директора школы, который бы на собственном примере опроверг правило А.Тубельского.

Когда кадры склеены и идет просмотр смонтированного фильма, возникает иллюзия непрерывного движения, то есть инерция здорового восприятия. На этом эффекте основана анимация. На инерционном видении основана и иллюзия реформирования образования в Украине. Такой эффект производят псевдореформаторские приказы, инструкции, положения и т.п.

Конечно, социально-педагогические инновации не возникают вдруг (настоящая реформа на любом уровне образовательной системы длится пять-десять лет), а инерция вчерашних знаний, умений и навыков, несмотря на декларируемый отказ от них, определяет реальные границы того, что может быть осуществлено.

Конечно, учитывая консерватизм и инерционность, присущие системе образования, а также инерцию в разработке и внедрении новой образовательной политики, нужно быть готовыми к серьезному сопротивлению любым инновациям. Инерция былой педагогической культуры препятствует решению ключевых проблем инновационного развития и на уровне отдельной школы.

Как следствие, возникает известный парадокс изменений в образовании: чем больше мы стремимся что-то реформировать, тем более неизменной остается ситуация. Причина в том, что мы, как правило, лишь имитируем реформы, а школьный корабль по инерции продолжает двигаться прежним курсом. Инерция педагогического мышления с доминирующей установкой на существование единственно правильных научно-педагогических принципов организации школьного образования вызывает патологическое неприятие нового и в конце концов приводит к тому, что вся наша школьная система намертво увязает в прошлом.

Инерция старого в украинском образовании оказалась слишком тяжким бременем, которое нельзя сдвинуть за один раз. Инерция настолько сильна, что для ее преодоления нужны длительное время и значительные педагогические усилия школы, учителей и родителей.

Инерция мышления не оставляла многих учителей истории, и не только истории недавнего и далекого прошлого. Есть, в частности, традиционная инерция «провосточных» симпатий и инерция стереотипов времен холодной войны, которая становится иррациональной основой для антинатовских настроений (хорошо, что следующее поколение не очень-то этим озабочено). Есть инерция педагогических технологий, превращающая уроки в школе в сплошную скукотищу. И есть инерция старой бюрократической системы управления образованием, действие которого оказывается значительно сильнее, чем можно себе представить. Это неминуемое следствие того, что просвещенские конторы всех уровней состоят прежде всего из людей старшего возраста или тех, кем движет инерция. Инерция мыслей, действий, стиля поведения.

Прежде всего необходимо понимание того, что для создания системы образования нового тысячелетия нужен новый импульс движения уже по иной траектории, которая выведет наше школьное образование на человекоцентричную орбиту…

Как можно преодолеть педагогическую инерцию?




Заглавная страница / Социология