Заглавная страница / Социология

Знания оптом и в розницу, или Неудобные вопросы министру образования и науки

Кто из нынешних выпускников школ не мечтает о счастливом билете на скоростной экспресс, отправляющийся в светлую даль? Один честно встанет в очередь у окошка кассы, надеясь, что ему повезет (и каким же горьким может быть разочарование, когда услышит: «Билета нет»!), для другого место в мягком вагоне забронировано заранее, а еще кому-то придется заплатить за возможность достичь желаемого втридорога.

Коллегу отправили в срочную командировку, но вовремя выехать не удалось — билетов на нужный поезд в южном направлении не было. Не успел отойти от кассы, как к нему подошел человек и — слово за слово — предложил помочь с билетом. Естественно, за определенное вознаграждение.

А при чем здесь коррупция? — могут нас спросить. Коррупция — это когда берут (и дают) «по-крупному», как явление она касается государственных мужей и чиновников, а здесь речь идет об обычном взяточничестве и – название из советских времен -- спекуляции. Конечно, раньше коррупции (как и секса) у нас не было. Термин коррупция вошел в обиход с середины 90-х годов, а потому даже в нормативно-правовых актах встречаются разные определения этого понятия. Коррупцию у нас связывают, в основном, с противоправной деятельностью государственных служащих и чиновников. Что же касается такой сферы деятельности, как образование, то предпочитают говорить исключительно о взяточничестве, преимущественно мелком. А это, дескать, скорее морально-этическая, нежели противоправная проблема.

Такая вот ассоциация на тему коррупции родилась в эту знойную майскую пору.

То, что коррупция в нашем обществе, словно спрут, проникает своими щупальцами во все сферы жизни, подтвердили результаты всеукраинского исследования, проводившегося при поддержке правительства Украины в рамках программы американской государственной корпорации «Вызовы тысячелетия» (Millennium Challenge Corporation — MCC). Так, в частности, отвечая на вопрос, где именно давали взятки, респонденты назвали наиболее коррумпированными вузы, медицинские учреждения, правоохранительные структуры, органы регулирования и проверок предпринимательской деятельности. Показательно, что более половины граждан (52%) считают, что коррупция — самый надежный путь решения многих вопросов. Такое мнение более характерно для младших возрастных групп, нежели для граждан старшего возраста.

Однако коррупция в образовании не менее опасна, чем во властных «верхах». Поскольку, по мнению зарубежных исследователей этого явления, именно коррупция в образовании создает «культуру коррупции», коррумпированное общество. Ведь со школьной скамьи, даже еще с детсада, в сознании ребенка закрепляется модель поведения в обществе, где за место (в детсаду) нужно заплатить, за толерантность классного руководителя или за высший балл в аттестате надо «отблагодарить», в престижный вуз без блата или взятки не поступить. По определению Международного института планирования образования, «коррупция в образовании — это использование служебного положения для получения личной выгоды, что существенно влияет на возможности доступа к образованию, его качество и справедливость».

— В нашем сознании глубоко укоренилось мнение, что без блата и тугого кошель ка в вуз нечего и соваться...

Поэтому разговор за круглым столом с министром образования и науки Станиславом Николаенко мы начали с вопросов на тему, которая накануне вступительной кампании у всех на слуху.




Заглавная страница / Социология